г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А56-68178/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,
при участии:
от заявителя: Борода А.А. - доверенность от 19.08.2013
от заинтересованного лица: не явился, извещен (протокольное определение от 15.06.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7355/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2015 по делу N А56-68178/2014 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Люкс Оил"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" (далее - ООО "Люкс Оил", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в соответствии с которым просит:
- признать незаконным действия Балтийской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо, таможня), выразившееся в возвращении без рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по ДТ N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923;
- признать незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в невозврате обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923 в размере 549 356 руб. 32 коп., из которых 499 414, 83 руб. пошлины и 49 941, 49 руб. НДС;
- обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 549 356, 32 руб., из которых 499 414, 83 руб. пошлины и 49 941, 49 руб. НДС.
Решением суда от 26.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, запретов к установлению комбинированных ставок таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию стран, присоединившихся к Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), Протоколом о присоединении к ВТО не установлено.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Таможня в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена Тринадцатым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте в сети Интернет 08.05.2015 и 17.06.2015.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, что Обществом в соответствии с ДТ N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923 был задекларирован товар - "олеин пальмоядровый", по таможенной процедуре - выпуск для внутреннего потребления.
При расчете подлежащих уплате сумм таможенных пошлин заявителем была применена ставка 0,12 евро за кг., установленная Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Единый таможенный тариф). Заявителем также при расчете применена тарифная преференция в размере 75 процентов от ставки таможенной пошлины, установленной в отношении развивающихся стран, установленной Соглашением от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании".
По указанным декларациям заявителем был задекларирован товар "олеин пальмоядровый" в коробках по 20 кг. с указанием кода ТН ВЭД 1513299002.
Однако, в соответствии с Протоколом от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994", ратифицированном 21.07.2012, задекларированный товар соответствует коду 1513299001, так как вес коробки составляет менее 200 кг., с чем таможня не спорит.
В соответствии с Приложением 1 (Таблица ежегодных снижений ставок) к Протоколу от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994" (далее - Протокол о присоединении к ВТО), ратифицированном 21.07.2012, ставка таможенной пошлины в отношении группы 1513299001 на момент заполнения указанных деклараций на товары должна составлять 5 процентов таможенной стоимости. В связи с этим начисление таможенной пошлины по ставке 0,12 евро за кг (с учетом тарифной преференции - 0,09 евро за кг.) является ошибочным.
По ДТ N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923 с учетом применения указанных норм возврату подлежит 549 356,32 руб., из которых 499 414,83 руб. пошлины и 49 941,49 руб. НДС.
06.08.2014 и 25.08.2014 общество обратилось в таможню с заявлением об изменении сведений, заявленных в ДТ N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923, а также 25.08.2014 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, поскольку при оформлении товара, ввезенного заявителем на территорию Российской Федерации по N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923 обществом неверно была применена ставка таможенной пошлины в отношении ввезенного товара.
Таможня в ответ на поступившие заявления письмом от 02.09.2014 N 15-10/35504 отказала в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, вернув без рассмотрения направленное заявление.
Не согласившись с оспариваемым действием таможни, выразившимся в возвращении без рассмотрения заявления общества и бездействием по невозврату обществу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N N 10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923 в размере 549 356, 32 руб. (499 414, 83 руб. пошлины и 49 941, 49 руб. НДС), общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).
В части 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В городе Минске 19.05.2011 между странами участниками Таможенного союза подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ.
В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1995 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Как определено в пункте 1 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 в случае если отдельные нормы правовой системы Таможенного союза являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то обеспечивается применение таких норм.
Применение тарифной преференции, действующей в рамках Таможенного союза, при исчислении таможенных пошлин в соответствии с Протоколом правомерно, так как не противоречит ему и допускается правовыми актами Таможенного союза.
Согласно приложения N 1 к Протоколу ввозная таможенная ставка на олеин пальмоядровый в России с момента присоединения к ВТО составляет 5% по ДТ N N NN10216120/210113/0002676, 10216120/250113/003923.
Вместе с тем, таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 549 356, 32 руб., руководствуясь решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 45 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".
При этом, сама таможня не отрицает приоритета названных международных положений и обязательств, связанных с присоединением России к ВТО с твердо установленным размером пошлин с поэтапным снижением, и отсутствие в них возможности применения комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.
С учетом изложенного, оспариваемое бездействие таможни, выразившееся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ в общем размере 549 356, 32 руб., противоречит нормам таможенного законодательства, регулирующим ставки подлежащих уплате таможенных пошлин.
В апелляционной жалобе таможня не приводит возражений по применению тарифной преференции.
В жалобе таможня ссылается на непредставление платежных документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, указывая на то, что представленные бланки КДТ (корректировки декларации на товары) не могут рассматриваться в качестве доказательства факта излишней уплаты.
С данной позицией нельзя согласиться.
Обществом при обращении в таможню были предоставлены все платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин.
В качестве основания для возврата заявления без рассмотрения в письме от 02.09.2014 таможня ссылалась именно на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты пошлин, а не документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, определен частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
В силу пункта 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании к заявлению в том числе должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин.
При этом указанная норма не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, должны быть приложены к заявлению. По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в бюджет в размере большем, чем это предусмотрено законом.
В связи с этим в таможенный орган были представлены копии платежных поручений, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин.
Документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей. Таким образом, неправомерна ссылка таможни на непредставление заверенной таможенным органом формы КДТ.
По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом. В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.
Таможня не отрицает уплату пошлин в большем размере, правильность расчета излишней уплаты не оспаривает, дополнительно согласившись с ним в акте сверки, представленном в материалы дела, трехлетний срок на возврат соблюден, иных законных препятствий к возврату не приведено и судом не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества. При этом суд обоснованно в качестве правовосстановительной меры обязал таможню возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 549 356, 32 руб.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2015 по делу N А56-68178/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68178/2014
Истец: ООО "Люкс Оил"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления