г. Хабаровск |
|
09 июля 2015 г. |
А73-2838/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО: Самойловой О.А.;
от ООО "Дальэнергомехмонтаж": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальэнергомехмонтаж"
на решение от 05.05.2015 по делу N А73-2838/2015
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Дальэнергомехмонтаж"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Дальэнергомехмонтаж" (ОГРН 1042700026830; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.05.2015 общество привлечено к административной ответственности по названной норме в виде наложения штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с этим судебным актом, ООО "Дальэнергомехмонтаж" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование приведенных доводов указывает на нарушение управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также полагает возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела.
В заседании суда второй инстанции заявитель жалобы участия не принимал.
Управление в ходе судебного разбирательства просило судебное решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя административного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество на основании лицензии N 1326 от 19.06.2012, выданной Министерством сельского хозяйства Хабаровского края, осуществляет деятельность по розничной продажи алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. 9 января д. 4.
02.02.2015 в ходе проведенного осмотра магазина, принадлежащего лицензиату, управлением выявлено, что общество осуществляет оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а именно: водка "Белая береза", вместимостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 01.07.2014, производства ООО ВКЗ "Росарм", в количестве 6 бутылок, реализуемая по цене 220 руб. за бутылку; водка "Парламент", вместимостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 05.05.2013, производства ООО "Парламент продакшн", в количестве 1 бутылки, реализуемая по цене 380 руб. за бутылку; водка "Талка", вместимостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 15.03.2013, производства ЗАО "Сибирский ЛВЗ", в количестве 1 бутылки, реализуемая по цене 300 руб. за бутылку; водка "Пять озер", вместимостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 07.11.2012, производства ООО "Омсквинпром", в количестве 2 бутылок, реализуемая по цене 300 руб. за бутылку; водка "Зеленая марка кедровая", вместимостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 08.12.2013, производства ООО "ЛВЗ "Топаз", в количестве 1 бутылки, реализуемая по цене 260 руб. за бутылку, о чем составлен протокол осмотра с применением фотосъемки.
По факту выявленного нарушения статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), определением от 02.02.2015 N у7-ап47/07 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении.
02.03.2015 управлением составлен протокол N у7-ап47/07 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции посчитал доказанным в действиях общества состав вменяемого административного правонарушения. Также пришел к выводу о соблюдении процедуры привлечения общества к ответственности.
Возражения административного органа сводятся к несогласию с данными выводами суда.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону названного правонарушения образует розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции определены Федеральным законом N 171-ФЗ.
В силу части 2 статьи 10.2 данного Закона, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Из протокола об административном правонарушении от 02.03.2015 усматривается, что обществом в период проверочных мероприятий не представлены административному органу товарно-транспортные накладные на алкогольную продукцию, реализуемую в магазине, принадлежащем ООО "Дальэнергомехмонтаж". Это обстоятельство подтверждается также протоколом осмотра, протоколом изъятия вещей и документов, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и не оспаривается обществом по существу.
При таких обстоятельствах, вывод первой инстанции, что в действиях общества имеется объективная сторона вменяемого административного правонарушения, признается обоснованным.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предотвращению совершения правонарушения заявитель апелляционной жалобы не представил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Дополнительное наказание первой инстанцией не применено, поскольку требование о конфискации продукции заявлено и удовлетворено в рамках другого дела об административном правонарушении в отношении ООО "Дальэнергомехмонтаж".
Исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и квалифицировать правонарушение как малозначительное, суд второй инстанции не усматривает.
Довод заявителя жалобы о том, что при проведении проверки со стороны административного органа допущено нарушение Федерального закона N 294-ФЗ, не принимается во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Пунктами 1, 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Проверка в отношении общества проведена в целях исполнения Приказа Управления Росалкогольрегулирования от 27.01.2015 N 25, согласно которому
проведены мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Хабаровского края, а не в отношении конкретного лицензиата.
В рассматриваемом случае административным органом проведен осмотр в магазине общества, который не являлся проверкой деятельности общества в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о нарушении Федерального закона N 294-ФЗ апелляционным судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Апелляционной инстанцией по представленным материалам настоящего дела также не установлены исключительные и иные обстоятельства, указанные в пункте 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ, позволяющие назначить административное наказание ниже низшего предела.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2015 по делу N А73-2838/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2838/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Дальэнергомехмонтаж"