г. Вологда |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А66-16149/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,
при участии от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2015 N 8, от Правительства Тверской области Ковалевой Е.В. по доверенности от 24.11.2014 N 34,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверские подворья" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 марта 2015 года по делу N А66-16149/2013 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверские подворья" (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 54; ОГРН 1056900178048, ИНН 6901092103; далее - Общество, ООО "Тверские подворья") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации - Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области (место нахождения: 170000, г. Тверь, пл. Советская, д. 23; ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; далее - Министерство) о взыскании за счет средств казны Тверской области 1 329 644 руб. 80 коп. компенсации ущерба, понесенного истцом в результате изъятия животных для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области (далее - Правительство), Министерство сельского хозяйства Тверской области, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" по Тверской области.
Решением от 08.05.2014 Арбитражный суд Тверской области взыскал с субъекта Российской Федерации - Тверская область в лице Министерства за счет средств казны Тверской области в пользу Общества 957 348 руб. 70 коп. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 решение Арбитражного суда Тверской области от 08.05.2014 по делу N А66-16149/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2014 решение Арбитражного суда Тверской области от 08.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу N А66-16149/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Истец заявил в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайство об уменьшении размера исковых требований до суммы 957 348 руб. 70 коп. компенсации ущерба, понесенного истцом в результате изъятия животных для государственных нужд.
Судом принято уточнение исковых требований.
Решением суда от 31.03.2015 в удовлетворении иска Обществу отказано полностью. Кроме того, с истца в доход федерального бюджета взыскано 26 147 руб. государственной пошлины.
ООО "Тверские подворья" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Ненадлежащее оформление уполномоченными лицами изъятия продукции животноводства, в том числе уклонение от вынесения решения об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства в связи с ликвидацией очага африканской чумы свиней (далее - АЧС), а также отсутствие у Общества акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства по причине уклонения уполномоченных органов от его составления, не может являться основанием для отказа в выплате компенсации за фактически изъятую продукцию животноводства. Совершая действия по фактическому уничтожению собственности Общества в отсутствие необходимой формальной легитимации как самих этих действий, так и оснований последующего возмещения истцу ущерба, ответчиком было допущено существенное нарушение прав и законных интересов Общества, и Обществу был причинен ущерб в виде неполученной компенсации за уничтоженную продукцию животноводства в размере 1 329 644 руб. 80 коп. Судебный акт принят без доказанности причинно-следственной связи между имевшими место нарушениями норм ветеринарного законодательства и возникновением очага.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Правительства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей Министерства и Правительства, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установил суд первой инстанции, в соответствии с уставной деятельностью, ООО "Тверские подворья" на территории д. Ивица, сельское поселение Ведное, Рамешковского района Тверской области с 2006 года по 2012 год занималось животноводством и выращиванием свиней.
По состоянию на 18.07.2012 в хозяйстве имелось 124 голов свиней. В ночь с 16 на 17 июля, 17 июля 2012 года зафиксирован падеж 14 голов свиней.
В результате лабораторных исследований проб патологического материала от павших свиней, проведенных в ГНУ ВНИИВВим Россельхозакадемии г. Покров Владимирской области, 18.07.2012 получен положительный результат по АЧС.
В связи с подтверждением возникновения заболевания АЧС на территории ООО "Тверские подворья" 18.07.2012 на основании донесения Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" от 18.07.2012 N 2658 о возникновении эпизоотического очага АЧС, в том числе в ООО "Тверские подворья", деревня Ивица, сельское поселение Ведное, Рамешковского района Тверской области руководителем Россельхознадзора принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в срок до 25.07.2012.
Отчуждение животных произведено 18.07.2012 комиссией из сотрудников (ветврачи) ГБУ "Рамешковская СББЖ", госветинспектора Рамешковского района, в присутствии директора ООО "Тверские подворья".
Согласно акту от 18.07.2012 бескровный убой 124 голов свиней, общим весом 11 110 кг проведен в очаге особо опасных болезней животных (АЧС) - хозяйство ООО "Тверские подворья", по адресу: д. Ивица, с/п Ведное, составлен в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней.
По уточненному расчету истца, в результате изъятия животных для государственных нужд ему причинен ущерб на общую сумму 957 348 руб. 70 коп. (в убойном весе).
ООО "Тверские подворья" обратилось в Правительство Тверской области с заявлением о возмещении ему ущерба, понесенного в результате отчуждения свиней при ликвидации АЧС.
Письмом от 12.08.2013 N 23/4982-05 Правительство Тверской области отказало истцу в выплате компенсации за отчужденное в ходе ликвидации очага АЧС поголовье, ссылаясь на отсутствие принятого решения об отчуждении животных.
Не согласившись с данным отказом, истец обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском за защитой своих нарушенных прав.
Как указывалось выше, решением от 08.05.2014 Арбитражный суд Тверской области взыскал с субъекта Российской Федерации - Тверская область в лице Министерства за счет средств казны Тверской области в пользу Общества 957 348 руб. 70 коп. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 решение Арбитражного суда Тверской области от 08.05.2014 по делу N А66-16149/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2014 решение Арбитражного суда Тверской области от 08.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу N А66-16149/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Направляя дело N А66-16149/2013 на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость арбитражному суду первой инстанции исследовать выявленные кассационной инстанцией неисследованные обстоятельства, с учетом позиций сторон и третьих лиц оценить их в совокупности и взаимной связи со всеми обстоятельствами по делу, после чего принять законное и обоснованное решение.
Суд первой инстанции рассмотрев дело пришел к выводу об отказе Обществу в удовлетворении иска полностью.
Арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу вышеприведенных статьей ГК РФ для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие состава правонарушения, нарушающего субъективные права других участников гражданских правоотношений: 1) противоправность поведения ответчика, 2) факт причинения вреда и размер понесенных убытков, 3) наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями. При недоказанности любого из этих элементов в возмещении ущерба должно быть отказано.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок действий должностных лиц и государственных органов при обнаружении угрозы возникновения опасных инфекционных болезней животных установлен Правилами об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310).
Территория деревни Ивица, на которой располагалось хозяйство Общества, отнесена к эпизоотическим очагам АЧС постановлением губернатора Тверской области "О карантине" от 02.07.2012 N 137-пг в редакции постановления от 19.07.2012 N 162-пг.
Как установил суд первой инстанции, руководителем Управления Россельхознадзора в соответствии с пунктом 7 Правил N 310 по результатам рассмотрения информации о выявлении очага особо опасной болезни животных (АЧС) в деревне Ивица, Рамешковского района, Тверской области, поступившей 18.07.2012 от главного государственного инспектора Тверской области, принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в срок до 25.07.2012.
Как правильно указал суд, признание Общества эпизоотическим очагом АЧС имеет значение для определения перечня карантинных и других ветеринарных мероприятий, в том числе установления необходимости уничтожения животных.
При этом доказательств, изменяющих или отменяющих редакцию постановления губернатора от 19.07.2012 N 162-пг, в суд не представлено.
Судом первой инстанции также установлено, что бескровный убой животных в количестве 124 голов свиней общим весом 11 110 кг, принадлежащих истцу, произведен 18.07.2012 в хозяйстве Общества, расположенном на территории деревни Ивица, Рамешковского района, Тверской области. При этом убой животных произведен в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы-свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 21.11.1980 разделом 4 "Мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней" (далее - Инструкция), что подтверждается актом. В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует о проводимых со стороны государственных органов мероприятий по предотвращению распространения АЧС в Тверской области.
Согласно пункту 4.1 Инструкции при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации африканской чумы-свиней создается специальная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней; вносится решение об объявлении хозяйства (фермы), населенного пункта, района, в зависимости от эпизоотической обстановки - неблагополучными по африканской чуме свиней и установлении в них карантина, определяются границы эпизоотического очага и границы первой и второй зоны угрожаемых зон, организуется проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни в соответствии с пунктом 4.4 в части проведения мероприятий в эпизоотическом очаге, в первой угрожаемой зоне - с пунктом 5.2 и пунктом 5.3 во второй угрожаемой зоне.
Инструкцией изъятия свиней и продуктов животноводства при проведении мероприятий в эпизоотическом очаге и инфицированном объекте не предусмотрено (пункты 4.4, 5.1). Пунктом 4.4.2 Инструкции указано на уничтожение бескровным методом всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней. Трупы убитых и павших свиней, навоз, остатки кормов, тару и малоценный инвентарь, а также ветхие помещения, деревянные полы, кормушки, перегородки, изгороди сжигают на месте. Несгоревшие остатки зарывают в траншеи (ямы) на глубину не менее 2 м. Закупка свиней у населения, предприятий и организаций предусмотрена только в отношении первой угрожаемой зоны.
Таким образом, указанная Инструкция не предусматривает изъятие свиней и продуктов животноводства в эпизоотическом очаге и инфицированном объекте (пункты 4.4, 5.1). В этом эпизоотическом очаге осуществляется только уничтожение животных бескровным методом. Изъятие животных производится в первой угрожаемой зоне (пункт 5.2.2), однако эпизоотический очаг ООО "Тверские подворья" в первую угрожаемую зону не входил.
В связи с вышеизложенным, с учетом положений статьи 19 Закона N 4979-1, а также пунктов 7, 8, 9 и 10 Правил N 310, возмещению подлежит только ущерб, понесенный в результате отчуждения и уничтожения животных специальной комиссией в установленном порядке.
Кроме того, основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных). Такого акта истцом в материалы дела не представлено.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела должны подтверждаться определенными доказательствами и не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истцом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств необходимости составления актов об отчуждении животных и их изъятия в эпизоотическом очаге истца 18.07.2012.
Фактически все доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Аргументов, опровергающих выводы суда, податель жалобы не привел.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 марта 2015 года по делу N А66-16149/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверские подворья" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16149/2013
Истец: ООО "Тверские подворья"
Ответчик: Субъект Российской Федерации Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области
Третье лицо: ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" по Тверкой области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Правительство Тверской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-925/15
08.07.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4710/15
31.03.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-16149/13
11.11.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8547/14
28.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4790/14
08.05.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-16149/13