город Воронеж |
|
01 июля 2015 г. |
Дело N А48-5326/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015 по делу N А48-5326/2014 (судья Володин В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орелсельпром" (ИНН 5717003741, ОГРН 1145749007590) к государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области об оспаривании действий по не принятию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области - представители не явились, надлежаще извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Орелсельпром" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Орелсельпром" (далее - общество "Орелсельпром", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнений)к государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании незаконными действий фонда по принятию расчета общества "Орелсельпром" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование от 13.11.2014 за 9 месяцев 2014 года, поданного 17.11.2014 (с учетом корректировки от 17.02.2015), без учета начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественника общества "Орелсельпром", и об обязании управления Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Орелсельпром" путем принятия расчета от 13.11.2014 за 9 месяцев 2014 года с учетом поданной корректировки от 17.02.2015 и учета в полном объеме начисленных и уплаченных страховые взносы правопредшественником общества "Орелсельпром".
Решением арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы фонд ссылается на отсутствие у общества "Орелсельпром", созданного 26.08.2014 путем преобразования закрытого акционерного общества "Орелсельпром" (далее - акционерное общество "Орелсельпром") и являющегося его правопреемником, права на представление отчетности по начислению страховых взносов нарастающим итогом с начала расчетного периода с учетом сумм страховых взносов, исчисленных правопредшественником, так как в силу положений пункта 4 статьи 57, пункта 5 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) преобразованные юридические лица считаются вновь возникшими с момента государственной регистрации, что во взаимосвязи с положениями частей 3-5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) означает, что первым расчетным периодом для названного общества является период со дня создания до окончания календарного года.
В указанной связи, по мнению фонда, суммирование выплат работникам нарастающим итогом без учета требований по составлению передаточного акта, в котором должны быть отражены промежуточные итоговые цифры, противоречит действующему законодательству.
Общество "Орелсельпром" в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях по делу возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению общества, поскольку после проведения реорганизации трудовые отношения с работниками акционерного общества "Орелсельпром" были продолжены его правопреемником - обществом "Орелсельпром", то суд первой инстанции обосновано указал, что отчетность правопредшественника в части начисления оплаты труда работникам и соответствующих страховых взносов подлежит передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении облагаемой базы правопреемника.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители управления Пенсионного фонда и общества "Орелсельпром", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не явились. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, письменных пояснений к ним, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Орелсельпром", 17.11.2014 представило в управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 9 месяцев 2014 года по каналам электронной связи.
Согласно указанному расчету, общество по строке 140 "Уплачено страховых взносов с начала расчетного периода" отразило уплату страховых взносов в сумме 12 156 951,07 руб., а по строке 144 "Итого уплачено за последние три месяца" - сумму 6 540 884 руб. Данные суммы отражены обществом нарастающим итогом с начала 2014 года.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц следует, что общество "Орелсельпром" было создано 26.08.2014 в результате преобразования акционерного общества "Орелсельпром", о чем межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Орловской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1145749007590.
Придя к выводу о том, что общество "Орелсельпром" является вновь созданным, управление Пенсионного фонда сочло представленный им 17.11.2014 отчет по страховым взносам содержащим ошибки, которые не позволяют разнести страховые взносы на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, о чем известил страховщика отрицательным протоколом проверки от 17.11.2014 с приложением к нему протокола автоматической загрузки РСВ документа в ПТК АСВ и перечня обнаруженных ошибок.
Сущность допущенных ошибок, по мнению фонда, состояла в том, что у общества как у вновь созданной организации отсутствует право учитывать нарастающим итогом в качестве исчисленных и уплаченных ранее сумм страховых взносов страховые взносы, исчисленные и уплаченные с начала 2014 года его правопредшественником - акционерным обществом "Орелсельпром".
Не согласившись с действиями фонда по непринятию отчета, общество "Орелсельпром" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в котором просило признать незаконными действия по отказу в принятии расчета за 9 месяцев 2014 года, представленного 13.11.2014, и обязать фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
17.02.2015 общество "Орелсельпром" повторно направило в адрес управления Пенсионного фонда отчет за 9 месяцев 2014, в котором изменило данные в соответствии с реестром поступивших платежей. Так, по строке 140 "Уплачено страховых взносов с начала расчетного периода" общество отразило фактическую уплату в сумме 8 763 790 руб., а по строке 144 "Итого уплачено за последние три месяца" - сумму 3 147 722,48 руб. Указанные суммы отражены обществом нарастающим итогом с начала 2014 года. Как указывает общество, корректировка была произведена в связи с обнаружением им арифметических ошибок в ранее представленном расчете.
При этом, согласно письменным пояснениям, представленным управлением Пенсионного фонда суду апелляционной инстанции, ошибки, на которые фонд указал страхователю в отчете от 17.11.2014, исправлены им не были, однако, в связи со сбоем программного обеспечения в адрес страхователя ошибочно был направлен положительный протокол проверки расчета.
11.06.2015 фондом вновь был направлен страхователю взамен ранее направленного положительного протокола проверки от 17.02.2015 отрицательный протокол проверки расчета за 9 месяцев 2014 года в связи с ошибкой оператора.
20.02.2015 общество уточнило заявленные требования (л.д.56-57), просив суд признать незаконными действия управления Пенсионного фонда по принятию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование от 13.11.2014 за 9 месяцев 2014 года, поданного 17.11.2014 с учетом корректировки от 17.02.2015 без учета начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественника общества "Орелсельпром", и об обязании управления Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Орелсельпром" и принять расчет от 13.11.2014 за 9 месяцев 2014 года с учетом корректировки от 17.02.2015 и учесть в полном объеме начисленные и уплаченные страховые взносы правопредшественника общества "Орелсельпром".
Указанные уточнения были приняты арбитражным судом области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса.
Удовлетворяя требования общества, суд области исходил из того, что общество как плательщик страховых взносов вправе было учесть в облагаемой базе при начислении страховых взносов выплаты и вознаграждения, произведенные в 2014 году в пользу работников акционерного общества "Орелсельпром", поскольку согласно положениям части 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса, правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами и исполняет все обязанности страхователя, в том числе, возникшие у его предшественника.
Апелляционная коллегия полагает указанный вывод суда обоснованным, исходя при этом из следующего.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Из частей 3-5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что для организации, созданной после начала календарного года, первым расчетным периодом является период со дня ее создания до окончания данного календарного года.
Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.-7.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В части 5 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано на возможность ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях исчисления страховых взносов облагаемая база в отношении работников, переведенных в общество "Орелсельпром" после преобразования акционерного общества "Орелсельпром", определялась с учетом положений частей 3 и 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с начала расчетного периода, что нашло отражение в представленных 17.11.2014 и 17.02.2015 расчетах за 9 месяцев 2014 года. При этом расчет по страховым взносам на дату ликвидации акционерного общества "Орелсельпром" представлен не был.
Именно указанные обстоятельства, как это следует из пояснений управления Пенсионного фонда, содержащихся, в том числе, в апелляционной жалобе фонда и пояснениям к ней, послужили основанием для отказа в принятии представленных расчетов.
Не соглашаясь с данным выводом фонда, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса).
В силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, из смысла приведенных правовых норм следует, что в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования имевшиеся у него на момент реорганизации права и обязанности переходят к правопреемнику в порядке универсального правопреемства, то есть в полном объеме.
В целях исчисления и уплаты страховых взносов при реорганизации юридического лица Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ в части 16 статьи 15 предусматривает, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Следовательно, правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В указанной связи у общества "Орелсельпром" имеется обязанность по исчислению и уплате страховых взносов, перешедшая к нему от правопредшественника - акционерного общества "Орелсельпром".
Таким образом, довод фонда о том, что у вновь созданной организации в базу включаются лишь выплаты, производимые со дня создания этой организации, в связи с чем права на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода для реорганизованной организации не возникает, подлежит отклонению как основанный на неправильном понимании положений пункта 4 статьи 57, пункта 5 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса, а также частей 3-5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку указанные нормы не препятствуют страхователю-правопреемнику при определении базы для исчисления страховых взносов учитывать суммы выплат, произведенных его правопредшественником и переданных ему по передаточному акту при реорганизации, если право учитывать такие выплаты у его правопредшественника имелось.
При этом следует иметь в виду, что по смыслу приведенных норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ целью статьи 10 указанного Закона является обеспечение на прежнем уровне размеров уплаты страховых взносов в фонды независимо от реорганизации страхователй и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией.
Сохранение права на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода реорганизованной организацией не приводит к уменьшению суммы поступлений страховых взносов по сравнению с суммой, подлежащей уплате при отсутствии реорганизации.
С учетом изложенного, у фонда не имелось оснований для отказа в принятии представленного обществом "Орелсельпром" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования физическими лицами по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года (с учетом поданной 17.02.2015 корректировки), в котором были отражены суммы страховых взносов, исчисленные и уплаченные его правопредшественником - акционерным обществом "Орелсельпром" с начала 2014 года.
Поскольку направление фондом страхователю 17.11.2014, а затем 11.06.2015 отрицательных протоколов проверки расчета за 9 месяцев 2014 года свидетельствует о принятии фондом этого расчета без учета данных о суммах страховых взносов, исчисленных его правопредшественником с начала 2014 года, то указанные действия управления Пенсионного фонда обоснованно признаны судом области незаконными как несоответствующие нормам законодательства об обязательном пенсионном страховании и нарушающие права страхователя.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015 по делу N А48-5326/2014 отмене не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 18.03.2015 по делу N А48-5326/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5326/2014
Истец: ЗАО "Орелсельпром"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области