г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А56-82004/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от заявителя: Лялин Р.Н., доверенность от 14.10.2014,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11271/2015) (Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 по делу N А56-82004/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Продовольственная компания"
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Продовольственная компания"(адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д.42, пом. 19Н, ОГРН: 1037843081253; ИНН: 7825099963; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН: 1027809244561; ИНН: 7832000076; далее - Комитет), выраженного в письме от 13.11.2014 N 22369, в реализации преимущественного права Общества на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения 13Н общей площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д.42, лит.А, кадастровый номер 78:31:0001183:3220, а также об обязании Комитета совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и направленные на заключение договора купли-продажи названного помещения с Обществом.
В связи с представлением Комитетом в материалы дела повторного отказа, оформленного письмом от 28.11.2014 N 23020, Общество заявило об уточнении требований в порядке статьи 49 АПК РФ и просило суд признать незаконным отказ Комитета, выраженный в письмах от 13.11.2014 N 22369 и от 28.11.2014 N 23020, в реализации преимущественного права Общества на приобретение в собственность спорного арендуемого помещения, а также обязать Комитет совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и направленные на заключение договора купли-продажи спорного помещения с Обществом.
Решением от 19.03.2015 суд признал незаконным отказ Комитета по управлению городским имуществом, выраженный в письмах от 13.11.2014 N 22369 и от 28.11.2014 N 23020, в реализации преимущественного права общества с ограниченной ответственностью "Продовольственная компания" на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения 13Н, общей площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д.42, лит.А, кадастровый номер 78:31:0001183:3220. Суд обязал Комитет по управлению городским имуществом совершить действия предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и направленные на заключение договора купли-продажи помещения 13Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д.42, лит.А, кадастровый номер 78:31:0001183:3220, с обществом с ограниченной ответственностью "Продовольственная компания".
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Комитет указывает, что в результате самовольной перепланировки Обществом арендуемого объекта изменился кадастровый номер и площадь помещения без согласования с Комитетом, чем нарушены условия договора аренды. При этом Комитет полагает, что указанное нарушение следует рассматривать как злоупотребление правом, совершаемое для уменьшения выкупной стоимости помещения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 06.06.2003 N 10-А153989 (далее - Договор), заключенного с Комитетом, Обществу предоставлено во временное владение и пользование нежилое помещение 13Н площадью 559,3 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 42, литер. А (далее - помещение). Договор заключен сроком на 10 лет (п. 1.3 Договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 23.09.2003.
06.08.2013 Общество, ссылаясь на положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 N 748-137 "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", обратилось в Комитет с заявлением о выкупе названного помещения.
Письмом от 13.11.2014 N 22369, а впоследствии письмом от 28.11.2014 N 23020 Комитет отказал Обществу в выкупе помещения на том основании, что заявленная площадь объекта не соответствует фактической в связи с выполненной Обществом перепланировкой и отсутствием соответствующих изменений в Договоре.
Полагая отказ Комитета незаконным, и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусмотрена возможность отчуждения из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона, в том числе участие субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (ч. 1 ст. 1).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закон N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям, вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Комитет и принятия Комитетом оспариваемого решения) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статье 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 настоящего закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 указанного закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
По мнению Комитета, у Общества отсутствует преимущественное право на выкуп помещения, в связи с осуществленной Обществом самовольной перепланировкой.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, перечень оснований для отказа в приобретении арендуемого имущества, содержащийся в статье 3 Закона N 159-ФЗ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Законом N 159-ФЗ не установлена возможность отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в реализации принадлежащего ему преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по причине, указанной Комитетом в уведомлениях от 13.11.2014 N 22369 и от 28.11.2014 N 23020, а именно в связи с произведением перепланировки в арендованном помещении.
Таким образом, нарушения договора аренды, на которые ссылается Комитет не могут служить основанием для отказа в реализации преимущественного права.
Иных оснований для отказа Обществу в реализации его преимущественного права названные уведомления также не содержат. Комитет не представил в материалы дела доказательства наличия иных препятствий для выкупа спорного имущества.
В силу части 5 статьи 200 обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), законности принятия оспариваемого решения возложена на орган, который принял решение или совершил действия (бездействие),
Вопреки требованиям данной нормы Комитет не представил суду доказательств наличия установленных законом оснований для отказа Обществу в реализации предусмотренного федеральным законом права на приобретение помещения в собственность.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что нежилое помещение соответствует всем требованиям, установленным Законом N 159-ФЗ и Законом Санкт-Петербурга от 03.12.2008 N 748-137, не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, не предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Апелляционным судом не установлено в действиях Общества признаков, свидетельствующих о злоупотреблении правом.
Таким образом, отказ Комитета, выраженный в письмах от 13.11.2014 N 22369 и от 28.11.2014 N 23020, является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обоснованно обязал Комитет совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ и направленные на заключение договора купли-продажи названного помещения с Обществом.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 по делу N А56-82004/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-82004/2014
Истец: ООО "Продовольственная компания"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Управление (агентство) недвижимого имущества Центрального района