г.Воронеж |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А36-3947/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Щербатых Е.Ю.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области: Потькалова К.А., представителя по доверенности N 48/2013-02 от 28.01.2013 (до перерыва); Бобровской Н.А., представителя по доверенности N48/2014-01(до перерыва);
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Некрасовой А.В., представителя по доверенности N 11499-05 от 30.09.2014 (до перерыва); Овчинниковой О.С., представителя по доверенности N 7965-01 от 15.07.2014 (до перерыва);
от МО город Липецк в лице администрации города Липецка: Овчинниковой О.С., представителя по доверенности N 1571 - ОК от 24.07.2014 (до перерыва);
от ЗАО "Липецкцемент": Плугина А.Н., представителя по доверенности N 122 от 09.07.2014 (до перерыва); Михайлова А.А., представителя по доверенности N 143 от 02.02.2015(до перерыва); Самойлова А.А., представителя по доверенности N129 от 10.03.2014 (после перерыва);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Липецкцемент" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.04.2015 г. по делу N А36-3947/2013 (судья Щедухина Т.М.) по иску закрытого акционерного общества "Липецкцемент" (ОГРН 1024800828315, ИНН 4825002609) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, с участием третьих лиц: Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, МО город Липецк в лице администрации города Липецка, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Липецкцемент" (далее - ЗАО "Липецкцемент", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области) (с учетом последнего уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просил:
1. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14, площадью 742 039 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 388 828 436 рублей;
2. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14, площадью 742 039 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 388 828 436 рублей;
3. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:5, площадью 3 900 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 2 971 800 рублей;
4. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:5, площадью 3900 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 2 971 800 рублей;
5. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:3, площадью 9 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 6 847 494 рублей;
6. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:3, площадью 9 699 кв.м, расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 6 847 494 рублей;
7. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:4, площадью 1 900 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 1 447 800 рублей;
8. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:4, площадью 1 900 кв.м, расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 1 447 800 рублей;
9. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:12, площадью 7 128 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 869 616 рублей;
10. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:12, площадью 7 128 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 869 616 рублей;
11. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021002:60, площадью 35706 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 21 387 894 рублей;
12. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021002:60, площадью 35 706 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 21 387 894 рублей;
13. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:52, площадью 336752 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 33 675 200 рублей;
14. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:52, площадью 336 752 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 33 675 200 рублей;
15. Изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:13, площадью 42696 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, на его рыночную стоимость в размере 4 952 736 рублей;
16. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:13, площадью 42 696 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, район Цемзавода, рыночную стоимость в размере 4 952 736 рублей.
Определениями от 05.11.2013 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области и в качестве третьего лица Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
Определением от 14.10.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование город Липецк в лице администрации города Липецка.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.04.2015 г. по делу N А36-3947/2013 установлена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Липецк, район Цемзавода, по состоянию на 08.06.2012 г. в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м. - 1 498 703 588 руб. 69 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м. - 7 876 869 руб. 00 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м. - 19 589 167 руб. 29 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м. - 3 837 449 руб. 00 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м. - 11 822 429 руб. 52 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м. - 59 221 614 руб. 54 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м. - 558 533 499 руб. 68 коп.;
- земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м. - 70 815 158 руб. 64 коп.
В иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области отказано.
С ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области взысканы в пользу закрытого акционерного общества "Липецкцемент" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебные издержки в сумме 216 273 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ЗАО "Липецкцемент", полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков иной, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.04.2015 г. по делу N А36-3947/2013 отменить, установив кадастровую стоимость вышеназванных земельных участков, заявленную истцом.
С апелляционной жалобой на указанное решение суда также обратилось ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области, полагая принятое судом первой инстанции решение незаконным и необоснованным в части взыскания с него в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебных издержек в сумме 216 273 руб. 00 коп., просило решение суда в данной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 03.07.2015 г. не явился представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, направив соответствующий отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить без изменения обжалуемое решение суда.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в его отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Представители ЗАО "Липецкцемент", явившиеся в судебное заседание, поддержали доводы своей апелляционной жалобы, полагая принятое по делу решение незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в жалобе, просили названное решение отменить, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков, заявленную истцом. В отношении доводов апелляционной жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области возражали по основаниям, изложенным в соответствующем отзыве.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области поддержали доводы своей апелляционной жалобы, считая принятое по делу решение незаконным и необоснованным в части взыскания с него в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебных издержек в сумме 216 273 руб. 00 коп. по основаниям, изложенным в соответствующей жалобе, просили решение суда в названной части отменить и принять по делу новый судебный акт. В отношении доводов апелляционной жалобы ЗАО "Липецкцемент" возражали.
Представители Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области возражали в отношении доводов апелляционной жалобы ЗАО "Липецкцемент" по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить без изменения обжалуемое решение суда.
Представитель МО город Липецк в лице администрации города Липецка также полагал обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 07.07.2015 г.
Поскольку ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области обжалует решение суда первой инстанции в части, а ЗАО "Липецкцемент" - в полном объеме, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения в полном объеме.
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов, а также заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части взыскания с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области в пользу ЗАО "Липецкцемент" расходов по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебных издержек в сумме 216 273 руб. 00 коп. В остальной части решение суда следует оставить без изменения. Суд при этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истцу на правах собственности (6 участков) и аренды (2 участка) принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м, 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м., 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м., 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м., 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м., 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м., 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м., 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенные по адресу: Липецкая область, г. Липецк, район Цемзавода, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и договорами аренды N 0708740 от 25.12.2003 г. и N190-05-Ю от 23.07.2005 г.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков утверждена решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 3930 от 28.12.2012 г. и составляет: для земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м. - 1 929 227 196 руб. 10 коп., 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м. - 10 130 679 руб. 00 коп., 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м. - 25 385 677 руб. 65 коп., 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м. - 4 939 240 руб. 00 коп., 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м. - 18 389 170 руб. 80 коп., 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м. - 94 657 677 руб. 18 коп., 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м. - 739 379 426 руб. 24 коп., 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м. - 93 744 191 руб. 52 коп.
По заданию истца ООО "Прайс Информ" выполнило оценку рыночной стоимости земельных участков. В соответствии с отчетом об оценке N 6059 от 06.06.2013 г. по состоянию на 08.06.2012 г. рыночная стоимость выше названных земельных участков в несколько раз ниже стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что влечет увеличение расходов, связанных с уплатой налогов и арендной платы, и как следствие, нарушение прав и законных интересов ЗАО "Липецкцемент" при осуществлении им экономической деятельности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием (с учетом уточнения).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N508 (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения), под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
В соответствии с представленным истцом отчетом об оценке N 6059 от 06.06.2013 г., выполненным ООО "Прайс Информ", рыночная стоимость составляет: для земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м. - 187 735 867 руб. 00 коп., 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м. - 1 770 600 руб. 00 коп., 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м. - 4 403 346 руб. 00 коп., 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м. - 862 600 руб. 00 коп., 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м. - 3 236 112 руб. 00 коп., 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м. - 12 104 334 руб. 00 коп., 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м. - 85 198 256 руб. 00 коп., 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м. - 14 473 944 руб. 00 коп., что в 6-10 раз ниже стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Определением суда от 05.02.2014 г. по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено закрытому акционерному обществу "ГеоКадастр", в частности эксперту Мануйловой Наталье Владимировне.
Согласно заключению ЗАО "ГеоКадастр" N Э-1285-14 от 13.02.2014 г. (эксперт Мануйлова Н.В.) рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 08.06.2012 г. равна: для земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м. - 1 801 091 902 руб. 00 коп., 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м. - 9 466 158 600 руб. 00 коп., 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м. - 23 541 607 руб. 00 коп., 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м. - 4 611 718 руб. 00 коп., 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м. - 10 923 589 руб. 00 коп., 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м. - 86 666 317 руб. 00 коп., 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м. - 516 069 072 руб. 00 коп., 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м. - 65 431 193 руб. 00 коп.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности представленного ей заключения, суд, в соответствии с частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство истца и назначил повторную экспертизу. Необходимость проведения повторной экспертизы обусловлена тем, что в экспертном заключении Мануйловой Н.В., по мнению суда, допущен ряд ошибок методологического, нормативного и расчетного характера, которые привели к искажению окончательного результата оценки.
Поскольку необходимость в проведении оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не отпала, а также с целью устранения разногласий предыдущих экспертиз, суд пришел к выводу о необходимости проведения по делу повторной экспертизы, проведение которой поручено ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании", эксперту Дунаеву Павлу Александровичу.
В соответствии с заключением эксперта N 111-Э-14 СМК АОК 04 ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" Дунаева П.А., рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 08.06.2012 г. составляет: для земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м. - 388 828 436 руб. 00 коп., 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м. - 2 971 800 руб. 00 коп., 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м. - 6 847 494 руб. 00 коп., 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м. - 1 447 800 руб. 00 коп., 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м. - 869 616 руб. 00 коп., 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м. - 21 387 894 руб. 00 коп., 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м. - 33 675 200 руб. 00 коп., 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м. - 4 952 736 руб. 00 коп.
По ходатайству третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области суд вызвал в судебное заседание эксперта ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании Дунаева П.А. для дачи пояснений по заключению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции эксперт Дунаев П.А. ответил на вопросы сторон, суда. В ходе опроса эксперта суд установил, что исследование проведено не достаточно объективно и всесторонне, материалы заключения не позволяют проверить обоснованность и достоверность выводов, текст заключения содержит противоречия.
В этой связи суд области верно признал, что заключение эксперта N 111-Э-14 СМК АОК 04 ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" Дунаева П.А. не может являться допустимым доказательством по делу.
При таких обстоятельствах суд правомерно счел необходимым удовлетворить ходатайство Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и назначить по делу повторную экспертизу, производство которой поручить федеральному бюджетному учреждению Воронежский региональный центр судебной экспертизы, в частности эксперту Зарецких Андрею Викторовичу.
Согласно заключению эксперта N 541/9-3 от 27.02.2015 г. Зарецких А.В. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0021102:14 площадью 742 039 кв.м. составляет 1 498 703 588 руб. 69 коп.; 48:20:0021102:5 площадью 3 900 кв.м. - 7 876 869 руб. 00 коп.; 48:20:0021102:3 площадью 9 699 кв.м. - 19 589 167 руб. 29 коп.; 48:20:0021102:4 площадью 1 900 кв.м. - 3 837 449 руб. 00 коп.; 48:20:0021102:12 площадью 7 128 кв.м. - 11 822 429 руб. 52 коп.; 48:20:0021002:60 площадью 35 706 кв.м. - 59 221 614 руб. 54 коп.; 48:20:0021102:52 площадью 336 752 кв.м. - 558 533 499 руб. 68 коп.; 48:20:0021102:13 площадью 42 696 кв.м. - 70 815 158 руб. 64 коп.
Достаточных и неопровержимых доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, истцом, согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Таким образом, суд верно признал заключение эксперта N 541/9-3 от 27.02.2015 г. Зарецких А.В. надлежащим доказательством по делу в части определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Несогласие истца с вышеназванным экспертным исследованием послужило основанием для обращения с настоящей апелляционной жалобой.
Доводы апелляционной жалобы истца, выражающие несогласие с выводами представленного в материалы дела экспертного заключения N 541/9-3 от 27.02.2015 г., носят предположительный характер и ввиду отсутствия надлежащих доказательств в их подтверждение подлежат отклонению.
Согласно статье 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценка заключения эксперта осуществляется судом в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам в арбитражном процессе.
Таким образом, с учетом положений статьи 86 АПК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд области верно признал вышеназванное заключение эксперта надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая названные обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доказательств того, что назначенная по настоящему делу судом экспертиза проведена с нарушением норм действующего законодательства, заявителем в обоснование соответствующих доводов жалобы не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области не является тем лицом, удовлетворение требований к которому могло бы привести к восстановлению нарушенных прав истца, суд области по праву признал, что исковые требования к указанному лицу удовлетворению не подлежат.
В силу изложенного решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков в указанной судом рыночной стоимости подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ЗАО "Липецкцемент" - без удовлетворения.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отнесении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области расходов по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебных издержек в сумме 216 273 руб. 00 коп.
Судебная коллегия при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В рассматриваемом случае истцом заявлено об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, истцом юридических интересов (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
При изложенных обстоятельствах у суда не имелось оснований для отнесения расходов по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебных издержек в сумме 216 273 руб. 00 коп. на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области.
Таким образом, в указанной части обжалуемое решение суда области подлежит отмене, апелляционная жалоба ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области - удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ, действующей с 01.01.2015 г.) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре государственная пошлина уплачивается в размере 6 000 рублей.
Таким образом, при подаче жалобы ЗАО "Липецкцемент" должно было уплатить государственную пошлину в размере 3000 руб.
Однако, обращаясь с апелляционной жалобой, ЗАО "Липецкцемент" по платежному поручению N 959 от 30.04.2015 г. уплатило государственную пошлину в сумме 24 000 руб., в связи с чем госпошлина в сумме 21000 руб. подлежит возврату указанному лицу из федерального бюджета.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области при обращении с апелляционной жалобой государственную пошлину не уплачивало, поскольку освобождено от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.04.2015 г. по делу N А36-3947/2013 отменить в части взыскания с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) в пользу закрытого акционерного общества "Липецкцемент" (ОГРН 1024800828315, ИНН 4825002609) расходов по оплате государственной пошлины в сумме 32 000 руб. 00 коп. и судебных издержек в сумме 216 273 руб. 00 коп.
В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.04.2015 г. по делу N А36-3947/2013 оставить без изменения.
Вернуть закрытому акционерному обществу "Липецкцемент" (ОГРН 1024800828315, ИНН 4825002609) из федерального бюджета 21 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 959 от 30.04.2015 г. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Е.Ю.Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3947/2013
Истец: ЗАО "Липецкцемент"
Ответчик: Управление Росреестра по Липецкой области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: МО город Липецк в лице администрации г. Липецка, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, ЗАО "ГеоКадастр", ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании", ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Липецкий филиал