г.Самара |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А55-26397/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" - представителя Варламовой Ю.Н. (доверенность от 15 января 2015 года),
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2015 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоцеммаш"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2015 года по делу N А55-26397/2014 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Волгоцеммаш", Самарская область, г.Тольятти, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления N 36-14/611 от 16 октября 2014 года о назначении административного наказания по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоцеммаш" (далее - ОАО "Волгоцеммаш", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Самарской области, административный орган) N 36-14/611 от 16 октября 2014 года о назначении административного наказания по ч.6.3 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Волгоцеммаш" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильную квалификацию действий общества по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, поскольку просрочка составила 26 дней, а не 36 дней, как посчитал административный орган, в связи с тем, что пропущенный срок должен исчисляться в рабочих, а не календарных днях.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, по факту нарушения установленного срока представления в уполномоченный банк форм учета по валютным операциям, 02 октября 2014 года ТУ Финнадзора в Самарской области в отношении ОАО "Волгоцеммаш" составлен протокол об административном правонарушении по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении врио руководителя ТУ Финнадзора в Самарской области постановлением N 36-14/611 от 16 октября 2014 года привлек общество к ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ОАО "Волгоцеммаш"" (продавец) и UAB "СЕМВАLТА", Литва (покупатель), 02 декабря 2013 года заключили контракт N 440/00239445/13019, в соответствии с которым продавец обязан изготовить и поставить, а покупатель приять и оплатить продукцию по номенклатуре и количеству согласно приложению N 1 к настоящему контракту. Объем и комплектность поставки продукции в соответствии с требованиями чертежей. Общая сумма по контракту составит 7 350 000,00 (семь миллионов триста пятьдесят тысяч) рублей без НДС (п.1); продавец поставит покупателю продукцию в течение 45 календарных дней, от даты поступления оплаты согласно п.3.1.1 контракта на расчетный счет продавца (п.2.1); продукция поставляется на условиях, указанных в приложении N 1 к настоящему контракту (п.2.2); частичная и досрочная отгрузка продукции допускается (п.2.5); платежи за продукцию, поставляемую по настоящему контракту, осуществляются покупателем в рублях РФ путем прямого банковского перевода на счет продавца и в соответствии со следующими условиями (п.3.1): 10% суммы контракта оплачивается покупателем в течение 10 календарных дней от даты подписания настоящего контракта (п.3.1.1); оставшиеся 90% суммы контракта оплачивается покупателем в течение 20 календарных дней от даты отгрузки продавцом продукции (п.3.1.2); срок действия настоящего контракта - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту (п.9.2).
К контракту от 02 декабря 2013 года N 440/00239445/13019 представлена спецификация на поставку запчастей (приложение N 1) на сумму 7 350 000,00 руб. В уполномоченном банке - АКБ "Банк развития технологий и сбережений" (ЗАО) 19 декабря 2013 года на основании контракта от 02 декабря 2013 года N 440/00239445/13019 оформлен паспорт сделки N 13120002/3401/0000/1/1. Страна нерезидента - Литва. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 28 февраля 2014 года. Сумма договора - 7 350 000,00. Валюта контракта - российский рубль.
ОАО "Волгоцеммаш" предоставило в уполномоченный банк письмо от 28 февраля 2014 года N 04/0114-30 с просьбой переоформить паспорт сделки N 13120002/3401/0000/1У1 от 19 декабря 2013 года. 03 марта 2014 года ПС N 13120002/3401/0000/1/1 переоформлен. 12 апреля 2014 года ОАО "Волгоцеммаш" предоставило в уполномоченный банк письмо от 22 апреля 2014 года N 04/0114-44 с просьбой переоформить паспорт сделки N 13120002/3401/0000/1/1 от 19 декабря 2013 года.
ПС N 13120002/3401/0000/1/1 был переоформлен 23 апреля 2014 года. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 30 апреля 2014 года.
ОАО "Волгоцеммаш" 26 мая 2014 года представило в уполномоченный банк письмо с просьбой закрыть паспорт сделки N 13120002/3401/0000/1/1 от 19 декабря 2013 года. 27 мая 2014 года ПС N 13120002/3401/0000/1/1 закрыт.
Согласно положениям Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ): использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. "б" п.9 ч.1 ст.1); резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.1 ч.2 ст.24); Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления (ч.4 ст.5); порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации (п.2 ч.3 ст.23).
На основании Федерального закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации разработана Инструкция от 04 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Инструкцией N 138-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в соответствии с которым: справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п.1.5); в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях (п.3.6); справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки: при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента (п.3.8); уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, в том числе корректирующих справок, расчетного документа по валютной операции осуществляет проверку (п.18.1.); проверка осуществляется уполномоченным банком в следующие сроки (п.18.2.): при списании резидентом денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, расчетного документа по валютной операции резидента и нерезидента - в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк (п.п.18.2.1); при зачислении в пользу резидента денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, а также в отношении справки о подтверждающих документах, корректирующей справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты их представления в уполномоченный банк, а в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 9.8 Инструкции, - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк (п.п.18.2.2); в отношении справок, которые представлены резидентом, оформившим ПС, в случаях, установленных главами 11 и 12 Инструкции, в срок не позднее трех рабочих дней после даты их представления в уполномоченный банк (п.п.18.2.3); при положительном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции в сроки, установленные п. 18.2 Инструкции, принимает справки в следующем порядке: на бумажном носителе проставляет на каждой странице дату их принятия и подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка (далее - дата принятия); в электронном виде проставляет дату принятия и электронную подпись ответственного лица (далее - дата принятия) (п.18.4); при отрицательном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции уполномоченный банк не позднее срока, указанного в пункте 18.2 Инструкции, возвращает резиденту непринятые справки, а также документы, на основании которых заполнены справки, расчетный документ по валютной операции с указанием даты возврата и причины отказа в их принятии (п.18.5.); в случае отказа уполномоченного банка в принятии справок, расчетного документа по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет новую справку о валютных операциях, новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком (п.18.7.); справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом в срок, если они представлены резидентом в сроки, установленные Инструкцией, и приняты уполномоченным банком б срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции (п.18.9).
Из представленных документов следует: 23 декабря 2013 года на расчетный счет ОАО "Волгоцеммаш" зачислены денежные средства в сумме 735 000,00 руб. по контракту от 02 декабря 2013 года N 440/00239445/13019, что подтверждается платежным поручением от 19 декабря 2013 года N 829, ведомостью банковского контроля за 27 мая 2014 года.
В соответствии с п.3.8 Инструкции N 138-И ОАО "Волгоцеммаш" обязано представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций в срок, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета, то есть не позднее 21 января 2014 года.
Фактически справка о валютных операциях от 26 февраля 2014 года представлена в уполномоченный банк 26 февраля 2014 года и принята уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции N 138-И, что подтверждается отметкой банка в получении на справке. По мнению административного органа, просрочка составила - 36 дней.
Таким образом, ОАО "Волгоцеммаш" допущено нарушение п.1 ч.2 ст.24 Федерального закона N 173-ФЗ и п.3.8 Инструкции N 138-И, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления форм учета по валютным операциям.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказан в действиях ОАО "Волгоцеммаш" состав правонарушения, предусмотренный частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Между тем судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права, а именно: неверно квалифицированы действия лица, привлеченного к административной ответственности.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции не принял во внимание, что в данном случае срок для представления справки о валютных операциях подлежит исчислению в рабочих днях. Согласно Инструкции N 138-И срок исполнения обязанности по предоставлению документов исчисляется рабочими днями, в связи с чем и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять в рабочих днях, а не календарных, как указывает административный орган.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости исчисления нарушенного срока исполнения обязанности по предоставлению справки о валютных операциях в рабочих днях исходя из следующих обстоятельств:
Действительно, диспозиция нормы, закрепленной в ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, не предусматривает исчисления нарушенного срока в рабочих днях. Однако она не содержит и указания на исчисление этого срока в календарных днях.
При этом суд апелляционной инстанции также исходит из того, что Инструкция N 138-И срок представления справки о валютных операциях исчисляет в рабочих днях, а частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено правило, согласно которому неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Правомерность вышеприведенного толкования примененной судом нормы права содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2014 года по делу N 301-АД14-273.
В данном случае просрочка исполнения обществом обязанности по представлению справки о валютных операциях составила 26 дней (с учетом исчисления срока в рабочих днях), что охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При указанных обстоятельствах представление заявителем в уполномоченный банк справки о валютных операциях 26 февраля 2015 года не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ. Следовательно, административным органом допущена неправильная квалификация вмененного в вину заявителю правонарушения, так как количество дней, на которые была нарушена обязанность по представлению справки о валютных операциях, составляет менее 30 рабочих дней.
В пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах заявление общества подлежит удовлетворению.
На основании п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 12 марта 2015 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ОАО "Волгоцеммаш" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление ТУ Росфинандзора в Самарской области N 36-14/611 от 16 октября 2014 года о назначении административного наказания открытому акционерному обществу "Волгоцеммаш" по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2015 года по делу N А55-26397/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N 36-14/611 от 16 октября 2014 года о назначении административного наказания открытому акционерному обществу "Волгоцеммаш" по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26397/2014
Истец: ОАО "Волгоцеммаш"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области