Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Вологда |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А66-11130/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Карачарово" председателя Великодного А.В. на основании протокола от 13.06.2010, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области представителя Соколовой М.С. по доверенности от 11.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Карачарово" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 апреля 2015 года по делу N А66-11130/2014 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Карачарово" (место нахождения: 171283, Тверская область, Конаковский район, садовое некоммерческое товарищество СНТ "Карачарово"; ОГРН 1026901732780, ИНН 6911011375; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (место нахождения: 170023, Тверская область, город Тверь, улица Маршала Буденного, дом 8; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района (место нахождения: 171252, Тверская область, город Конаково, улица Энергетиков, дом 13; ОГРН 1026901731702, ИНН 6911004378; далее - Комитет) о признании незаконными действий Комитета, выразившихся в подаче в Кадастровую палату заявления о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81, а также о признании незаконным решения Кадастровой палаты от 23.07.2014 N 6900/301/14-58982 и о возложении на Кадастровую палату обязанности по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 69:15:0203201:81 с характеристиками, имевшимися в государственном кадастре недвижимости на момент принятия решения о снятии земельного участка с учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Конаковского района Тверской области (далее - Администрация) и коллективное хозяйство "Шошинское" (далее - Коллективное хозяйство).
Решением суда от 01 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.06.2014 по делу N А66-2732/2014 подтверждены права Товарищества на спорный земельный участок с кадастровым номером 69:15:0203201:81, решение Администрации об отказе в предоставлении заявителю данного земельного участка в собственность признано незаконным. Вместе с тем в результате неправомерных действий ответчиков по снятию земельного участка с кадастрового учета не представляется возможным исполнить решение суда по делу N А66-2732/2014. Ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о неосведомленности ответчиков о принятом судебном акте по делу N А66-2732/2014, поскольку при подаче Комитетом заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета в числе документов было также представлено указанное решение суда. Считает, что частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия объектов недвижимости с кадастрового учета.
Представитель Товарищества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества - без удовлетворения.
Представители Коллективного хозяйства в судебном заседании, состоявшемся 02 июня 2015 года, возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Комитет, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена при состоявшейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей Товарищества, Кадастровой палаты, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Товарищество является правопреемником садово-огороднического товарищества "Карачарово", созданного в 1990 году (пункт 1 устава Товарищества).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.06.2014 по делу N А66-2732/2014 установлено, что в результате проведенных Товариществом работ по межеванию земельных участков, составляющих земли общего пользования членов Товарищества, был сформирован и поставлен 06.12.2011 на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:15:0203201:81, площадью 4140 кв.м +/- 563 кв.м, с разрешенным использованием - земли общего пользования для коллективного садоводства. При этом внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о данном земельном участке носили временный характер.
Постановлением Администрации от 29.11.2013 N 1505 Товариществу отказано в предоставлении данного земельного участка в собственность.
Не согласившись с указанным постановлением Администрации, Товарищество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением суда по делу N А66-2732/2014 решение Администрации, содержащееся в постановлении от 29.11.2013 N 1505, об отказе в предоставлении бесплатно в собственность Товариществу земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, признано незаконным. В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд возложил на Администрацию обязанность по принятию решения о предоставлении в собственность Товариществу указанного земельного участка.
Между тем до вступления указанного решения суда в законную силу Комитет обратился в Кадастровую палату с заявлением от 08.07.2014 о снятии земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81 с государственного кадастрового учета.
Решением Кадастровой палаты от 23.07.2014 N 6900/301/14-58982 спорный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
Товарищество, ссылаясь на неправомерность действий ответчиков, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заявителя.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 201 АПК РФ решение о признании незаконными действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых действия и решения ответчиков незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иным правовым актам и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
На основании части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент совершения и принятия оспариваемых действий и решения, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Частью 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок образован из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и поставлен 06.12.2011 на кадастровый учет с присвоением соответствующего кадастрового номера. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о данном земельном участке носили временный характер.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшим до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
В данном случае на основании пункта 2.3 положения о Комитете, утвержденного распоряжением Администрации от 19.05.2014 N 113, управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Конаковского муниципального района осуществляет Комитет.
Таким образом, при обращении в Кадастровую палату с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, сведения о котором носили временный характер, Комитет действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем на момент такого обращения в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81 Арбитражным судом Тверской области по результатам рассмотрения дела N А66-2732/2014 было принято решение от 23.06.2014, возлагающее на Администрацию обязанность по принятию решения о предоставлении указанного земельного участка бесплатно в собственность Товариществу.
Таким образом, реализация указанного судебного акта после его вступления в законную силу предполагала установление правообладателя земельного участка и, следовательно, при регистрации прав Товарищества на спорный земельный участок влекла утрату временного характера сведений о нем, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Как видно из материалов дела, и Комитет, и Кадастровая палата располагали информацией о результатах рассмотрения судом первой инстанции дела N А66-2732/2014, поскольку в числе документов, представленных Комитетом в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81 с учета, имелось указанное решение суда.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено названным Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с указанным Законом для осуществления такого учета документов.
Перечень необходимых для кадастрового учета документов приводится в статье 22 Закона N 221-ФЗ. В силу пункта 6 части 1 названной статьи Закона N 221-ФЗ вместе с заявлением в орган кадастрового учета передается в том числе копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
В данном случае сведения, представленные Комитетом в Кадастровую палату вместе с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, носили противоречивый характер в части прав на земельный участок. Из содержания решения суда от 23.06.2014 по делу N А66-2732/2014 следовала правомерность требований Товарищества о передаче земельного участка в собственность, и исполнение указанного решения суда влекло смену правообладателя земельного участка.
Пункт 1 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ предусматривает возможность приостановления осуществления кадастрового учета в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.
Между тем Кадастровая палата при поступлении заявления Комитета о снятии земельного участка с кадастрового учета соответствующего решения, позволяющего предотвратить нарушение прав заявителя в отношении данного земельного участка, подтвержденных решением суда, не приняла.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебная коллегия констатирует, что совершение ответчиками оспариваемых действий привело к невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда от 23.06.2014 по делу N 66-2732/2014, возлагающего на Администрацию обязанность по передаче земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81 в собственность Товариществу. Снятие спорного земельного участка с кадастрового учета повлекло прекращение существования данного земельного участка как объекта прав на землю с индивидуализирующими его характеристиками, к числу которых относится государственный учетный номер, неизменяемый и не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации. Принятое решение о снятии земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81 с кадастрового учета делает невозможным реализацию Товариществом своих прав на данный земельный участок.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд находит оспариваемые действия Комитета и решение Кадастровой палаты о снятии земельного участка с кадастрового учета не соответствующими приведенным выше положениям законодательства и нарушающими права и законные интересы Товарищества.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконными действий Комитета по обращению в Кадастровую палату с заявлением от 08.07.2014 о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81 и решения Кадастровой палаты от 23.07.2014 N 6900/301/14-58982 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом способ устранения допущенных прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.
В данном случае избранный заявителем способ восстановления нарушенных прав следует признать правомерным. В связи с этим на Кадастровую палату возлагается обязанность в десятидневный срок с момента принятия настоящего постановления восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:15:0203201:81 с характеристиками, имевшимися в государственном кадастре недвижимости на момент принятия решения о снятии земельного участка с кадастрового учета.
На основании изложенного решение суда, которым Товариществу отказано в удовлетворении требований, подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом удовлетворения заявленных требований Товарищества в полном объеме расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы относятся на ответчиков.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по настоящему спору составляет 1500 руб., излишне уплаченная по чеку-ордеру от 23.04.2015 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 201, 268, 269, 270 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 апреля 2015 года по делу N А66-11130/2014 отменить.
Признать незаконными действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района Тверской области, выразившиеся в подаче в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области заявления от 08.07.2014 о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером 69:15:0203201:81.
Признать недействительным решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области от 23.07.2014 N 6900/301/14-58982.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области в десятидневный срок с момента принятия настоящего постановления восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:15:0203201:81 с характеристиками, имевшимися в государственном кадастре недвижимости на момент принятия решения о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района Тверской области (место нахождения: 171252, Тверская область, город Конаково, улица Энергетиков, дом 13; ОГРН 1026901731702, ИНН 6911004378) в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Карачарово" (место нахождения: 171283, Тверская область, Конаковский район, садовое некоммерческое товарищество СНТ "Карачарово"; ОГРН 1026901732780, ИНН 6911011375) 2750 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Карачарово" 2750 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить садоводческому некоммерческому товариществу "Карачарово" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 23.04.2015.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11130/2014
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Карачарово", Садоводческое некоммерческое товарищество "Карачарово" (представителю)
Ответчик: Администрация Конаковского района Тверской области, Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Конаковского района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области
Третье лицо: Администрация Конаковского района Тверской области, Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Конаковского района, КХ "Шошинское", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11537/16
13.07.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3731/15
25.06.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-11130/14
02.06.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-11130/14
01.04.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-11130/14