г. Москва |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А41-54937/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Трунин Д.Н., по доверенности от 31.12.2014, ордер от 07.07.2015 N 12-Т,
от заинтересованных лиц:
от администрации городского округа Химки Московской области - Коноплева М.В., по доверенности от 30.12.2014 N 5115-исх,
от ООО "Стройгрупп" - Киреев Ю.В., по доверенности от 28.01.2015,
от третьих лиц:
от ОАО "Скоростные магистрали" - Кострыкина Н.С., по доверенности от 30.06.2015 N 411,
от ОАО "РЖД", Росавиации, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТОС "Сходня-Мичуринский" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2015 года по делу N А41-54937/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ТОС "Сходня-Мичуринский" к администрации городского округа Химки Московской области, ООО "Стройгрупп", третьи лица: ОАО "Скоростные магистрали", ОАО "РЖД", Росавиация, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании постановлений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, об утверждении проекта планировки территории, разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
территориальное общественное самоуправление "Сходня-Мичуринский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, к администрации городского округа Химки Московской области и ООО "Стройгрупп" с требованиями:
- признать незаконным постановление администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 "Об утверждении проекта планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик" и проекта межевания южной части мкр. Сходня г.Химки Московской области";
- признать незаконным постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в мкр. Сходня г. Химки Московской области с кадастровыми номерами 50:10:00600108:29, 50:10:060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471";
- признать незаконным разрешение на строительство N RU50301000-207 от 24.11.2014, выданное администрацией городского округа Химки Московской области.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют ОАО "Скоростные магистрали", ОАО "РЖД", Росавиация, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением от 13 марта 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований ТОС "Сходня-Мичуринский" отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТОС "Сходня-Мичуринский" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель ТОС "Сходня-Мичуринский" указал на то обстоятельство, что если многоэтажное жилищное строительство и не затрагивается железной дорогой, это не свидетельствует о том, что корректировка проекта планировки законна, поскольку железной дорогой могут быть затронуты другие объекты. Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушения интересов собственников, поскольку на основании оспариваемого разрешения на строительство будет возведен семнадцатиэтажный дом, который будет находиться в нескольких метрах от индивидуального жилищного строительства.
Представители заинтересованных лиц, ОАО "Скоростные магистрали" возражали против доводов жалобы. Просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО "РЖД", Росавиации, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТОС "Сходня-Мичуринский" является самоорганизацией граждан по месту их жительства на части территории городского округа Химки микрорайон Сходня для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Согласно статье 7 Устава ТОС "Сходня-Мичуринский" организация создана в целях осуществления территориального общественного самоуправления, представления и защиты гражданско-правовых, экологических, экономических, социальных, культурных и иных интересов своих членов в государственных органах, муниципальных и иных органах.
Решением Совета депутатов городского округа Химки от 21.05.2008 N 25/3 установлены границы территории осуществления ТОС "Сходня-Мичуринский": 1-й Мичуринский тупик: дома NN 4, 8-а, 9а, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17-а, 18, 20, 21; 2-й Мичуринский тупик: дома NN 3-а, 5, 7, 9, 11, 11-а, 19, 21; улица Мичурина: дома NN 7, 9, 11.
Как следует из материалов дела и установлено решением Арбитражного суда Московской области от 12.09.2013 по делу N А41-23274/13, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014, между Министерством строительного комплекса Московской области, территориальной администрацией г. Сходня Химкинского района Московской области и ООО "Стройгрупп" заключен инвестиционный контракт от 19.12.2003 N 10-002/03-С на строительство двух многоэтажных жилых домов, общей площадью ориентировочно 77600 кв.м, в том числе общей площадью квартир ориентировочно 72000 кв.м на земельном участке ориентировочной площадью 4,00 га по адресу: Московская область, Химкинский район, г. Сходня, 7-ой микрорайон, в границах улицы 2-ой Мичуринский тупик.
Главой городского округа Химки Московской области издано постановление от 08.09.2008 N 1083 "О корректировке проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки", пунктом 2.1. которого на ООО "Стройгрупп" было возложено провести работу по корректировке проекта планировки в соответствии с действующим законодательством.
После доработки Проекта корректировки проекта планировки и изготовления Проекта межевания территории ООО "Стройгрупп" направило Главе городского округа Химки корректировку проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки и обратилось с просьбой издать постановление о проведении слушаний по корректировке проекта планировки.
Поскольку публичные слушания по обсуждению указанных проектов планировки территории не были назначены и проведены, решением Арбитражного суда Московской области от 12.09.2013 по делу N А41-23274/13 на администрацию городского округа Химки Московской области была возложена обязанность провести публичные слушания по Проекту корректировки проекта планировки и Проекту межевания южной части мкр. Сходня, г. Химки Московской области.
Во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 12.09.2013 по делу N А41-23274/13 на основании постановления Главы городского округа Химки Московской области от 08.09.2008 N 1083 в соответствии с постановлением Главы Химкинского района Московской области от 26.05.2005 N 82 "О порядке проведения публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, территориального зонирования, документации по планировке территории городского округа Химки Московской области" администрацией городского округа Химки Московской области принято постановление от 16.01.2014 N 17 о проведении 22.01.2014 публичных слушаний по проекту планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик" и проекту межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области.
Постановление администрации городского округа Химки Московской области от 16.01.2014 N 17 опубликовано в газете "Химкинские новости" от 17.01.2014 N 2 и на официальном интернет-сайте администрации городского округа Химки Московской области.
Лица, чьи права могут быть затронуты рассматриваемыми проектами территориального планирования, представили в администрацию городского округа Химки Московской области и Главе городского округа Химки Московской области замечания к проектам планировки и межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик.
Проведение публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области и замечания заинтересованных лиц к таким проектам отражены в протоколе N 1 от 22.01.2014.
По результатам публичных слушаний администрацией городского округа Химки Московской области утверждено заключение, которое опубликовано в газете "Химкинские новости" от 21.02.2014 N 7 и на официальном интернет-сайте администрации городского округа Химки Московской области.
Согласно протоколу от 29.04.2014 N 14 на заседании Градостроительного совета Московской области администрации городского округа Химки Московской области рекомендовано утвердить проект планировки (корректировки) и проект межевания территории южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 утверждены проект планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик" и проект межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области.
В материалы дела представлены выписки из ЕГРП от 07.10.2014, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:00600108:29, 50:10:060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471 принадлежат ООО "Стройгрупп" на праве собственности.
На основании протокола заседания Градостроительного совета Московской области от 29.04.2014 N 14 и постановления от 04.06.2014 N 703 администрацией городского округа Химки Московской области принято постановление от 14.07.2014 N 977 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в мкр. Сходня г. Химки Московской области с кадастровыми номерами 50:10:00600108:29, 50:10:060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471", которым вид разрешенного использования земельных участков изменен с "для индивидуального жилищного строительства" на вид разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства". Постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 опубликовано в газете "Химкинские новости" от 25.07.2014 N 35.
В целях реализации инвестиционного контракта от 19.12.2003 N 10-002/03-С и осуществления строительства в южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области администрация городского округа Химки Московской области выдала ООО "Стройгрупп" разрешение на строительство N RU50301000-207 от 24.11.2014.
Поскольку проект планировки и межевания территории южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области, а также осуществление строительства на данной территории входит в границы осуществления ТОС "Сходня-Мичуринский" своей деятельности, данная организация, ссылаясь на нарушение администрацией городского округа Химки Московской области и ООО "Стройгрупп" прав жителей спорной территории в области экономического, санитарно-экологического благополучия и права на выражение волеизъявления по вопросам местного значения, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В силу части 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
При этом согласно части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах соответствующей территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
В случае подготовки документации по планировке территории лицами, указанными в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 5, 8, 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
В соответствии с частью 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
При этом срок на ознакомление населения и иных заинтересованных лиц с информацией о предстоящих публичных слушаний с момента опубликования извещения о времени и месте их проведения до момента их проведения действующим градостроительным законодательством не определен.
Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Кроме того, исходя из требований частей 16 и 17 статьи 45, части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Как следует из материалов дела, между Министерством строительного комплекса Московской области, территориальной администрацией г. Сходня Химкинского района Московской области и ООО "Стройгрупп" заключен инвестиционный контракт от 19.12.2003 N 10-002/03-С на строительство двух многоэтажных жилых домов, общей площадью ориентировочно 77600 кв.м, в том числе общей площадью квартир ориентировочно 72000 кв.м на земельном участке ориентировочной площадью 4,00 га по адресу: Московская область, Химкинский район, г. Сходня, 7-ой микрорайон, в границах улицы 2-ой Мичуринский тупик.
Во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 12.09.2013 по делу N А41-23274/13 администрацией городского округа Химки Московской области принято постановление от 16.01.2014 N 17 о проведении 22.01.2014 публичных слушаний по проекту планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик" и проекту межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области. Данное постановление опубликовано в газете "Химкинские новости" от 17.01.2014 N 2 и на официальном интернет-сайте администрации городского округа Химки Московской области.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что инициатором в подготовке документации по планировке и межеванию территории выступило ООО "Стройгрупп", в связи с чем к процедуре подготовки и утверждения такой документации подлежат применению требования части 8.1 статьи 45 и части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что лица, чьи права могут быть затронуты рассматриваемыми проектами территориального планирования, представили в администрацию городского округа Химки Московской области и Главе городского округа Химки Московской области замечания к проектам планировки и межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области.
Согласно протоколу N 1 от 22.01.2014 публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик замечания и предложения заинтересованных лиц к таким проектам приняты к сведению уполномоченными лицами и отражены в протоколе.
По результатам публичных слушаний администрацией городского округа Химки Московской области утверждено заключение, которое опубликовано в газете "Химкинские новости" от 21.02.2014 N 7 и на официальном интернет-сайте администрации городского округа Химки Московской области.
При этом в пункте 2 заключения по результатам публичных слушаний также указано, что в ходе публичных слушаний поступили замечания, как против, так и в поддержку представленной документации по планировке и межеванию.
Проект планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик" и проект межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области утверждены постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703.
Постановление администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 и проектная документация по планировке и межеванию спорной территории опубликованы в газете "Химкинские новости" от 11.06.2014 N 25 и от 08.08.2014 N 39.
В материалы дела не представлены сведения о том, что заинтересованными лицами либо иными лицами документация по планировке и межеванию территории была оспорены в судебном порядке в порядке статей 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, администрацией городского округа Химки Московской области соблюдена процедура по подготовке и утверждению проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-ой Мичуринский тупик", и проект межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области.
Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление принято в нарушение требований действующего законодательства, поскольку постановлением от 04.06.2014 N 703 утверждена документация по планировке в отношении территории, не подпадающей под регулирование Главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, территория мкр. Сходня застроена домами индивидуальной жилой застройки, то есть является застроенной.
При этом в отсутствие генерального плана городского округа Химки Московской области на основании статьи 17.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" допускается принятие органами местного самоуправления до 31 декабря 2014 года решений о подготовке документации по планировке территории при отсутствии соответствующих документов территориального планирования, равно как и выдача разрешений на строительство.
Кроме того, заявитель ссылается на несоблюдение и неприменение администрацией городского округа Химки Московской области Местных нормативов градостроительного проектирования г.о. Химки Московской области, утвержденных решением Совета депутатов г.о. Химки Московской области от 20.03.2013 N 03/1 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Химки Московской области" (далее - МНГП).
Судом первой инстанции правильно не принята данная ссылка заявителя в связи со следующим.
Согласно пункту 2.7 МНГП в определенных генеральным планом городского округа Химки жилых зонах микрорайонов Клязьма-Сторбеево, Новогорск, Сходня, Фирсановка допускается размещение новой жилой застройки этажностью не более 5 этажей.
Между тем, в пункте 3 решения Совета Депутатов г.о. Химки Московской области от 20.03.2013 N 03/1 указано, что МНГП городского округа Химки Московской области подлежат применению при подготовке проекта Генерального плана г.о. Химки и документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), решения о подготовке, утверждении которой принимаются после введения в действия этих правил.
Следовательно, МНГП городского округа Химки Московской области должны учитываться после введения в действие данных правил, а именно с 08.04.2013.
Вместе с тем, постановление администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 принято на основании постановления администрации городского округа Химки Московской области от 08.09.2008 N 1083 "О корректировке проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки", принятого до введения в действие данных правил.
Кроме того, ограничение этажности до 5 этажей в местных нормативах (п. 2.7 МНГП) относится не ко всей территории мкр. Сходня, а только к тем жилым зонам, какие определены генеральным планом, который органами местного самоуправления городского округа Химки не утвержден. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ТОС "Сходня-Мичуринский" о том, что постановление администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 не согласовано с собственником аэродрома, и не учитывает наличие на данной территории полосы отвода железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Абзац 3 пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138) содержит запрет на проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкцию промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
Между тем, решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2014 года N АКПИ13-1080 абзац 3 пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации признан недействующим с 03.03.2014, поскольку оспариваемая норма вводит неустановленную в законе дополнительную обязанность согласования проектирования, строительств и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома.
Таким образом, проектирование, строительство и развитие территорий в пределах приаэродромной территории возможно, но с учетом возможных негативных последствий и по согласованию не со старшим авиационным начальником аэродрома, а с собственником аэропорта.
Согласно толкованию Верховного суда Российской Федерации согласование должно проводиться с собственником аэродрома и только в том случае, если строительство высотных зданий (сооружений) может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Согласно абзацу 1 пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138) границы приаэродромной территории определяются...по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Кроме того, в пункте 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указывается, что вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 2.9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае.
В соответствии с пунктом 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке - далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
Вместе с тем, доказательств утверждения в установленном законом порядке границ санитарно-защитной зоны международного аэропорта Шереметьево в материалы дела не представлено.
Иных доказательств и юридически значимых документов, подтверждающих существование обстоятельств, создающих угрозу здоровью и благополучию населения либо безопасности воздушного транспорта проектами, заявителем в материалы дела не представлено.
Заявитель также указывает, что на территорию южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик накладывается планируемое место размещение высокоскоростной железнодорожной магистрали и полоса отвода.
Согласно письму ОАО "Скоростные магистрали" от 07.07.2014 N 801/ОАО "СМ" сведения о планируемом размещении объекта федерального значения высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург (ВСМ-1), его местоположение и основные характеристики внесены в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержденную распоряжением Правительства от 19.03.2013 N 384-р.
Как верно установлено судом первой инстанции, в районе микрорайона Сходня в соответствии с графическими материалами полоса отвода планируемой ВСМ-1 накладывается на земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 50:10:0060105; кадастровый квартал 50:10:0060105 расположен в границах проекта планировки квартала N 3 микрорайона Сходня г. Химки, утвержденного постановлением администрации городского округа Химки от 04.06.2014 N 703, однако прохождение полосы отвода ВСМ-1 по кадастровому кварталу 50:10:0060105 в проекте планировки не учтено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
При этом ВСМ-1 не затрагивает кадастровый квартал 50:10:0060108 и, соответственно, земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0060108:291 50:10:0060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471.
Исходя из содержания представленных ОАО "РЖД" и ОАО "Скоростные магистрали" документов, проекты планировки и межевания, утвержденные постановлением администрации городского округа Химки от 04.06.2014 N 703, в дальнейшем подлежат корректировке в части отображения в нем местоположения границ планируемого размещения ВСМ-1 с учетом плана трассы с координатами полосы отвода, равно как и положение трассы.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела местоположение координат ВСМ-1 и полосы отвода четко не определены, участки, на которых запланировано многоэтажное жилищное строительство, не являются смежными с участком Октябрьской железной дороги в Химкинском районе, в связи с чем проект планировки и межевания спорной территории не подлежит согласованию с ОАО "РЖД" и ОАО "Скоростные магистрали".
Апелляционный суд считает необходим указать, что к участию в деле привлечены Росавиация (как уполномоченное лицо собственника аэродрома), ОАО "РЖД" и ОАО "Скоростные магистрали". В ходе разбирательства от указанных лиц не поступило каких - либо возражений относительно законности разрешения на строительство, проекта планировки территории и изменении вида разрешенного использования земельных участок ответчика. Напротив ОАО "РЖД" и ОАО "Скоростные магистрали" пояснили об отсутствии нарушения их прав оспариваемыми ненормативными актами.
При этом заявитель не обосновал, каким образом нарушаются его права и законные интересы обжалуемыми ненормативными актами относительно планируемого прохождения в будущем железной дороги и расположении аэродрома аэропорта Шереметьево.
Вместе с тем, лица, чьи права могут быть затронуты проектом планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. о. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик" и проектом межевания южной части мкр. Сходня, г.о. Химки Московской области, возражали против утверждения данной проектной документации по той причине, что ее утверждение приведет к выкупу земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в зоне застройки, вопреки воле собственников.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Следовательно, утверждение проекта планировки территории не влечет приобретения застройщиком каких-либо прав на недвижимое и иное имущество, а также не меняет правовой статус владельцев имущественных прав на планируемой территории. Проект планировки лишь определяет планировочную структуру территории и устанавливает предельные параметры элементов планировочной структуры.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что постановление администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 "Об утверждении проекта планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. о. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик" и проекта межевания южной части мкр. Сходня, г.о. Химки Московской области" не нарушает прав и законных интересов собственников объектов недвижимости, входящих в проектируемую зону застройки, является правильным.
Кроме того, постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9 "О градостроительном совете Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 18.08. 2013 N 599/33 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" материалы по планировке рассматриваемой территории для размещения многоэтажного жилищного строительства были направлены на рассмотрение Градостроительного совета Московской области.
Межведомственные комиссии, в том числе по градостроительной деятельности, при совете созданы для предварительной проработки вопросов к рассмотрению на заседании совета. Согласно пункту 22 Положения решения совета вступают в силу с даты подписания протокола заседания совета и учитываются органами местного самоуправления при принятии решений по вопросам градостроительной деятельности.
Согласно протоколу заседания Градостроительного совета Московской области от 29.04.2014 N 14 администрации городского округа Химки Московской области рекомендовано утвердить проект планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик" и проекта межевания южной части мкр. Сходня г.Химки Московской области для размещения многоэтажного жилищного строительства.
С учетом рекомендаций протокола N 14 от 29.04.2014 Градостроительного совета Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации документация по планировке указанной территории утверждена постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 "Об утверждении проекта планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик" и проекта межевания южной части мкр. Сходня г.Химки Московской области".
Довод заявителя о том, что вопреки части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об утверждении документации по планировке территории было принято не главой администрации городского округа Химки Московской области, а временно исполняющим обязанности Главы городского округа, что противоречит градостроительному законодательству не соответствуют действительности в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Устава городского округа Химки Московской области глава городского округа в пределах своих полномочий, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения, а также по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения Администрации городского округа по вопросам организации ее работы.
Пункт 13 статьи 33 Устава городского округа Химки Московской области устанавливает, что в случае невозможности фактического исполнения главой городского округа своих полномочий по причинам временной нетрудоспособности, отпуска и (или) по другим причинам, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий главы городского округа возлагается на одного из заместителей главы администрации городского округа. Возложение полномочий осуществляется распоряжением главы городского округа, а при отсутствии такого распоряжения - на основании распределения обязанностей между заместителями главы администрации городского округа, утвержденного правовым актом администрации городского округа.
Как установлено решением Химкинского городского суда от 26.01.2015 по делу N 2-311/2015, распоряжением от 26.05.2014 N 283-рп "Об убытии в отпуск и возложении исполнительно-распорядительных полномочий Главы городского округа" с 02 по 08 июня 2014 года на период отпуска Главы городского округа возложено осуществление исполнительно-распорядительных полномочий Главы городского округа на первого заместителя Главы городского округа Суркова Сергея Юрьевича.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что процедура принятия администрацией постановления от 04.06.2014 N 703 "Об утверждении проекта планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик" и проекта межевания южной части мкр. Сходня г.Химки Московской области", и проекты планировки территории "Корректировка проекта планировки южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области в границах: ул. Мичурина, ул. Октябрьская, ул. Юбилейный проспект, 2-й Мичуринский тупик" и межевания южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области соответствуют требованиям закона.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу подпункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
При этом положения подпункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" применяются в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, расположенных на территории города федерального значения Москвы, в Московской области, в муниципальных образованиях, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены.
На основании протокола заседания Градостроительного совета Московской области от 29.04.2014 N 14 и постановления от 04.06.2014 N 703 администрацией городского округа Химки Московской области принято постановление от 14.07.2014 N 977, которым вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:00600108:29, 50:10:060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471 изменен с "для индивидуального жилищного строительства" на вид разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства". Постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 опубликовано в газете "Химкинские новости" от 25.07.2014 N 35.
В соответствии с выписками из ЕГРП и кадастровыми выписками от 07.10.2014 земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:00600108:29, 50:10:060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471 находятся в собственности ООО "Стройгрупп", расположены в Московской области, Химкинском район, г. Сходня, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Доказательств принадлежности спорных участков к категории участков, указанных в статье 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в материалы дела не представлено.
Кроме этого, постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в мкр. Сходня г. Химки Московской области с кадастровыми номерами 50:10:00600108:29, 50:10:060108:49, 50:10:0060108:73, 50:10:0060108:471" принято на основании постановления администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703, которое признано законным и обоснованным в рамках настоящего дела.
При данных обстоятельствах постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 является законным и обоснованным.
Кроме того, постановление администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 и постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 являлись предметом рассмотрения Химкинского городского суда при производстве по делу N 2-311/2015 по заявлению Галактионовой Н.И., Разумовой Н.В., Деркачева П.Е, Фонарева Н.С., Фризен В.Н. к администрации городского округа Химки Московской области, ООО "Стройгрупп", ОАО "РЖД", Росавиации, ОАО "Скоростные магистрали".
Решением Химкинского городского суда от 26.01.2015 по делу N 2-311/2015 в удовлетворении требований о признании незаконными постановления администрации городского округа Химки Московской области от 04.06.2014 N 703 и постановления администрации городского округа Химки Московской области от 14.07.2014 N 977 отказано.
При этом при производстве по настоящему делу N А41-54937/14 сведений об отмене либо об изменении решения от 26.01.2015 по делу N 2-311/2015 в материалы дела представлено не было, в связи с чем выводы названного решения приняты во внимание исходя из принципа единообразия в толковании и применении норм права.
В рамках настоящего дела ТОС "Сходня-Мичуринский" оспаривается также разрешение на строительство N RU50301000-207 от 24.11.2014, выданное ООО "Стройгрупп" администрацией городского округа Химки Московской области.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка по заявлению заинтересованного лица, к которому прилагаются необходимые документы в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 07.07.2014 N 915 ООО "Стройгрупп" утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060108:607, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, 2-й Мичуринский тупик, д. 1, д. 3а, вл. 3, ул. Мичурина, д. 11.
В целях реализации инвестиционного контракта от 19.12.2003 N 10-002/03-С и осуществления строительства в южной части мкр. Сходня г. Химки Московской области ООО "Стройгрупп" получено.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должностные лица местного самоуправления иные, чем представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, председатель представительного органа муниципального образования, Глава местной администрации, издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Как пояснили апелляционному суду представители участвующих в деле лиц, на основании оспариваемого разрешения на строительство осуществляется строительство многоквартирного жилого дома, со стадией строительства до четвертого этажа.
В обоснование требования об оспаривании разрешения на строительство, заявитель апелляционной жалобы ссылается на те обстоятельства, что администрацией не представлены доказательства соответствия проектной документации ГПЗУ, наличия положительного заключения экспертизы проекта и проч.
Вместе с тем, требования об оспаривании ненормативного правового акта должны подтверждаться конкретными доводами о нарушении прав и интересов обратившегося в суд лица. При этом возражения и доводы заявителя в ходе судебного разбирательства сводятся к тому, что граждане принципиально против строительства многоэтажного дома в непосредственной близости их жилых домов. Ссылок на незаконность разрешения строительства с указанием нарушений строительных норм и правил и проч. обстоятельства, требующие исследования судом проектной документации, ее соответствия ГПЗУ и наличия положительной экспертизы, не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ТОС "Сходня-Мичуринский", считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2015 по делу N А41-54937/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54937/2014
Истец: ТОС "Сходня-Мичуринский"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области, Министерство экономического развития и торговли РФ, ОАО "РЖД", ООО "Стройгрупп"