г. Москва |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А41-57468/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Чернышев Ю.В., представитель по доверенности от 25.12.2014 N 26Дов-504,
от СНТ "Звягино" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Звонковой Е.М. - Звонкова Е.М. (по паспорту),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2015 по делу N А41-57468/14, принятое судьей Л.В.Федуловой, по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к СНТ "Звягино", третье лицо: Звонкова Е.М. об освобождении самовольно занятого участка лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит обязать СНТ "Звягино" освободить незаконно занимаемый участок лесного фонда, расположенного в квартале 117 выдел 3, 5 Учинского участкового лесничества путем сноса забора в виде деревянного плетня, металлического гаража, двух мусорных контейнеров, убрать строительный мусор, лесной участок рекультивировать (том 2, л.д. 71).
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.11.2014 по делу N А41-57468/14 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Звонкова Е.М. (том 1, л.д. 46).
01.04.2015, СНТ "Звягино" заявило ходатайство о принятии к производству встречного иска к Комитету лесного хозяйства Московской области, в котором просит обязать Комитет лесного хозяйства Московской области предоставить СНТ "Звягино" земельный участок лесного фонда, расположенный в квартале 117 выделе 3 Учинского участкового лесничества Дмитровского филиала ГКУ Московской области "Мособллес" площадью 0,005 га в долгосрочную аренду (том 2, л.д. 60-63).
Определением Арбитражного суда Московской области от 08.04.2015 по делу N А41-57468/14 встречное исковое заявление возвращено заявителю (том 2, л.д. 79).
Решение Арбитражного суда Московской области 08.04.2015 по делу N А41-57468/14 заявленные требования удовлетворены в части. Суд обязал СНТ "Звягино" освободить незаконно занимаемый участок лесного фонда, расположенный в квартале 117 выдел 3,5 Учинского участкового лесничества путем сноса забора в виде деревянного плетня, металлического гаража, двух мусорных контейнеров, убрать строительный мусор. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С СНТ "Звягино" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 000 рублей (том 2, л.д. 81-82).
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить в части отказа в удовлетворении требований.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей СНТ "Звягино", Звонковой Е.М. надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель комитета и третье лицо не возражали против пересмотра судебного акта только в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении требования об обязании рекультивировать занимаемый лесной участок; просили в данной части решение отменить и требования удовлетворить.
Поскольку возражений против пересмотра судебного акта только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле не поступало, проверка оспариваемого судебного акта арбитражного суда первой инстанции проводится арбитражным апелляционным судом лишь в оспариваемой части - в части отказа в удовлетворении требований об обязании рекультивировать занимаемый лесной участок (пункт 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 05.02.2014 при осуществлении государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора выявлено, что СНТ "Звягино" допустило самовольное занятие и использование лесного участка в выделах 3,5 квартала 117 Учинского участкового лесничества, установив ограждения в виде плетня и разместив мусорные контейнеры и гараж, тем самым нарушив статью 7.9 КоАП РФ.
18.02.2014 Дмитровским филиалом ГКУ Московской области "Мособллес" вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства N 4-016/2014, согласно которому СНТ "Звягино" предписано убрать мусорные контейнеры, ограждение в виде плетня, а также железный гараж с территории лесного участка в выделах 3,5 квартала 117 Учинского участкового лесничества Дмитровского лесничества (том 1, л.д. 24-25).
04.04.2014 Комитетом лесного хозяйства Московской области вынесено постановление о назначении административного наказания N 4-016/2014, которым СНТ "Звягино" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 15 000 рублей (том 1, л.д. 29-31).
Согласно акту осмотра территории лесного участка от 08.08.2014, при патрулировании территории лесного фонда в квартале 117 выдел 3 Учинского участкового лесничества Дмитровского лесничества, вблизи СНТ "Звягино", установлено, что на указанном участке организацией СНТ "Звягино" установлен металлический гараж на площади 32 кв.м., СНТ "Звягино" не исполнено предписание об устранении нарушения лесного законодательства от 18.02.2014 N 4-016/2014 (том 1, л.д. 26).
Как следует из акта осмотра территории лесного участка от 09.12.2014, при патрулировании территории лесного фонда в квартале 117 выдел 3 Учинского участкового лесничества Дмитровского лесничества, слева перед въездом в СНТ "Звягино" находится площадка, выложенная бетонными плитами. Данная площадка огорожена забором из зеленых насаждений (плетеный забор из древесно-кустарниковых пород) протяженностью 60 м. На данной площадке находятся два мусорных контейнера для сбора бытовых отходов, данная площадка используется как автостоянка. Также, рядом с забетонированной площадкой находится металлический гараж, используемый для хранения уборочной техники и как складское помещение. Рядом с гаражом находятся две кучи строительного песка, навалы обломков дорожного покрытия и другой мусор, размер площадки, выложенной бетонными плитами, 15х40 м. (том 2, л.д. 65).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения комитета в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части обязания рекультивировать занимаемый лесной участок, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих причинение ответчиком вреда спорному лесному участку, нарушение состояния лесного участка, а также отсутствие указания какие рекультивационные работы необходимо провести для восстановления лесного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка.
Требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель определяются Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67.
В соответствии с пунктом 3 Положения о рекультивации земель рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
В силу пункта 5 Положения о рекультивации земель рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
В соответствии с пунктом 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Пунктом 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы установлено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Пунктом 9 Основных положений установлено, что сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.
В соответствии с пунктом 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" юридические лица, проводившие строительные и иные работы, связанные с нарушением поверхности почвы, осуществляют рекультивацию земель за счет собственных средств и в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
По смыслу указанных нормативных правовых актов, рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.
При этом рекультивация, а соответственно, и расходы на её осуществление, могут быть признаны произведенными только при наличии утвержденных в установленном порядке проектов рекультивации земель, то есть при её осуществлении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела не следует, что в установленном законом порядке разработан и утвержден проект рекультивации спорного земельного участка.
В статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 указанного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.
Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 ГК РФ.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что имеется повреждение лесного участка, каков размер этих повреждений; затрудняет ли данное повреждение использование земельного участка в соответствие с видом разрешенного использования; требуется ли рекультивация земельного участка, если да то в каком объеме, какие требуется выполнить работы и какова стоимость данных работ.
В материалы дела не представлено заключение по результатам почвоведческой, землеустроительной экспертизы слоя почвы рассматриваемого земельного участка.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что для правильного рассмотрения дела имеет значение установление площади земельной поверхности, нарушенной деятельностью СНТ "Звягино". Из акта осмотра земельного участка не представляется возможным определить площадь повреждения участка. Материалы проверок административных органов, акты осмотра не содержат данных о площади поврежденных земель.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что своими действиями СНТ "Звягино" ухудшило состояние лесного участка, отклоняется судебной коллегией.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ комитетом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих причинение ответчиком вреда спорному лесном участку, нарушение состояния лесного участка и не указало какие рекультивационные работы необходимо провести для восстановления лесного участка.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание обстоятельства именно данного спора, апелляционный суд приходит к выводу, что требование, касающееся обязания ответчика провести рекультивацию спорного лесного участка, не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 8 апреля 2015 года по делу N А41-57468/14 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57468/2014
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: СНТ "Звягино"
Третье лицо: Звонкова Евгения Михайловна
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14820/15
15.07.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5323/15
06.07.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5324/15
08.04.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-57468/14
16.03.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16975/14
16.03.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16970/14