г. Киров |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А31-8509/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2014 по делу N А31-8509/2014, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.,
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Дельта" (ОГРН 1074401012718, ИНН 4401084069)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее - ответчик, Общество, ООО "Дельта") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2014 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Дельта" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 решение Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2014 по делу N А31-8509/2014 отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Управления, производство по административному делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.04.2015 по делу N А31-8509/2014 отменено Постановление Второго арбитражного апелляционного суда 18.12.2014. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа признал ошибочным вывод Второго арбитражного апелляционного суда о том, что допущенное Обществом правонарушение следует квалифицировать по части 2 статьи 11.29 КоАП РФ.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области повторно проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 28.07.2014 на передвижном контрольном пункте 2 (ПКП-2) г. Курган государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области установлено, что ООО "Дельта" осуществлялась международная перевозка по маршруту Казахстан - Россия на автомашине марки МАН, государственный регистрационный знак Р002ЕЕ190, прицеп ШМИТЦ, государственный регистрационный знак АЕ933576, под управлением водителя Воскресенского Е.Н. без специального разрешения (карточки допуска на транспортное средство к осуществлению международных перевозок грузов).
Факт осуществления ООО "Дельта" международной перевозки без соответствующего допуска зафиксирован в рапорте от 28.07.2014 N 45102000028.
28.07.2014 государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области в отношении водителя Воскресенского Е.Н., управлявшего транспортным средством, принадлежащим Обществу, составлен протокол об административном правонарушении N 45102000675 и вынесено постановление от 28.07.2014 N 45102000674 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ (Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха).
Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области информация о выявленном нарушении правил осуществления международных автомобильных перевозок направлена в Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области.
Управлением государственного автодорожного надзора по Костромской области при проведении административного расследования сделан вывод о том, что вышеуказанные действия ООО "Дельта" относятся к осуществлению предпринимательской деятельности без специального разрешения, наличие которого предусмотрено Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 N 730 (далее - Положение N 730).
20.08.2014 по факту выявленного нарушения Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 000130, которым деяние Общества квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 23.1 КоАП РФ, 202-204 АПК РФ, Управление обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением от 20.08.2014 о привлечении ООО "Дельта" к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Придя к выводу о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности, назначив ему административное наказание, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Существенных нарушений процессуальных требований со стороны Управления при производстве по административному делу, а также оснований для квалификации совершенного ответчиком административного правонарушения в качестве малозначительного, арбитражным судом не установлено.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
В данном случае ООО "Дельта" вменяется в вину осуществление деятельности по международной автомобильной перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении без допуска к осуществлению указанных автомобильных перевозок, образующее нарушение требований пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) и пункта 6 Положения N 730.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество с использованием принадлежащего ему транспортного средства марки "МАН" осуществляло международную перевозку грузов в международном сообщении по маршруту Казахстан - Россия без специального разрешения (карточки допуска на транспортное средство к осуществлению международных перевозок грузов). Факт осуществления международной перевозки без соответствующего допуска подтверждается путевым листом N 349, рапортом от 28.07.2014 N 45102000028, протоколом об административном правонарушении от 28.07.2014 N 45102000675, постановлением административного органа от 28.07.2014 N 45102000674, протоколом об административном правонарушении от 20.08.2014 N 000130.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится также проезд груженого или не груженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государств и обратно.
Разрешение, по смыслу статьи 1 Закона N 127-ФЗ, представляет собой документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним. Иностранное разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 127-ФЗ порядок выдачи иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения.
К осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (пункт 2 статьи 2 Закона N 127-ФЗ).
В пункте 2 Положения N 730 определено, что к международным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров.
На основании пункта 6 Положения N 730 в подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.
В силу положений Закона N 127-ФЗ и Положения N 730 допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок является по своей сути специальным разрешением на осуществление Обществом именно данного вида деятельности.
Административная ответственность за осуществление данного вида деятельности установлена частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, выступающей специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку статья 11.29 КоАП РФ устанавливает специальную ответственность перевозчиков (как российских, так и иностранных) за осуществление без специальных разрешений предпринимательской деятельности в области международных автомобильных перевозок.
Таким образом нарушение сформулированного выше требования пункта 6 Положения N 730 о необходимости получения разрешения на осуществление перевозок российскими перевозчиками с территории России на территорию иностранного государства составляет событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ. Осуществление же иностранным перевозчиком без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства - событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ.
Следовательно, осуществление ООО "Дельта", являющимся российским перевозчиком, международных автомобильных перевозок грузов без специального разрешения, предусмотренного статьей 1 Закона N 127-ФЗ, пунктом 6 Положения N 730, а именно удостоверения о допуске к международной автомобильной перевозке, образует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, и исключает возможность квалификации действий правонарушителя по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, выявленное в рассматриваемом случае правонарушение, допущенное Обществом, подлежало квалификации по части 1 статьи 11.29 КоАП РФ, а не по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. В этой связи в удовлетворении требований Управления о привлечении ООО "Дельта" к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ Арбитражному суду Костромской области следовало отказать.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
В то же время абзацем третьим пункта 8 указанного выше постановления предусмотрено, что если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В силу положений части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.29 КоАП РФ, не отнесены к подведомственности арбитражных судов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований для прекращения арбитражным судом производства по делу является то, что такое дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В этой связи производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вынесение соответствующего судебного акта не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2014 по делу N А31-8509/2014 следует отменить как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принять новый судебный акт о прекращении производства по делу N А31-8509/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 22.10.2014 по делу N А31-8509/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Производство по делу N А31-8509/2014 прекратить.
Возвратить Управлению государственного автодорожного надзора по Костромской области протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дельта" по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-8509/2014
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области, Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области ,
Ответчик: ООО "Дельта"
Третье лицо: ООО "Дельта"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4892/15
29.04.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1316/15
18.12.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9938/14
21.10.2014 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-8509/14