г. Пермь |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А50-4783/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЭН-Ресурс" (ОГРН 1115919001857, ИНН 5919015250) - Шестакова И.П., доверенность от 10.03.2015,
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188) - Мокрушина Л.И., доверенность от 17.07.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 мая 2015 года
по делу N А50-4783/2015
принятое судьей А.В. Дубовым
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭН-Ресурс"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края
о признании недействительным решения от 09.12.2014 N 30,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭН-Ресурс" (далее - заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения от 09.12.2014 N 30 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Соликамске и Соликамском районе Пермского края (далее - Управление ПФР, фонд) в части доначисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 5 542,67 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 4 440,60 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 974,66 руб., на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 37,41 руб, привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 090,53 руб., начисления соответствующих пеней.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком - инвалидом подлежат обложению страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений, являются частью заработной платы; суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету фондом социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), страховых вносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) за период с 23.08.2011 по 31.12.2013, а также проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по ОПС, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 23.08.2011 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлено, что в базу для начисления страховых взносов за 2011 год страхователем не включена оплата 4-х дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за ребенком - инвалидом работнику организации Байрамову С.Г. в сумме 1870,50 руб., что привело к завышению сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами за 2011 год, на 1 870,50 руб.
В результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2011 год в сумме 1 870,50 руб. сумма неуплаченных обществом страховых взносов составила 581,73 руб., в том числе на ОПС на страховую часть трудовой пенсии - 486,33 руб., на ОМС в ФФОМС - 57,99 руб., на ОМС в ТФОМС - 37,41 руб.
Также проверяющими установлено, что согласно выписки из акта Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.10.2014 в 2012-2013 годах учреждением не приняты к зачету расходы страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 19 820 руб. Указанная сумма неверно занесена в строку 211-212 раздела 2 РСВ-1 за 2012-2013 годы, в связи с чем, неправомерно занижена база по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2012-2013 годы на 19 820 руб., в том числе за январь 2012 года - 1 033,44 руб., июль 2012 года - 17 999,41 руб., июль 2013 года - 787,15 руб.
В результате занижения базы для начисления страховых взносов в 2012-2013 годах в сумме 19 820 руб., сумма неуплаченных обществом страховых взносов составила 5 346,35 руб., в том числе на ОПС на страховую часть трудовой пенсии - 4 234,96 руб., на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии - 105,25 руб., на ОМС в ФФОМС - 1 006,14 руб.
Выявленные нарушения отражены в акте от 07.11.2014 и послужили основанием для вынесения решения от 09.12.2014 N 30, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 1 185,42 руб. Кроме того, указанным решением страхователю начислены пени в сумме 21,02 руб., а также дополнительно начислены и предъявлены к уплате страховые взносы в сумме 5 928,08 руб. (581,73+5 346,35), в том числе на ОПС на страховую часть трудовой пенсии - 4 721,29 руб., на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии - 105,25 руб., на ОМС в ФФОМС - 1 064,13 руб., на ОМС в ТФОМС - 37,41 руб.
Не согласившись с данным решением в части выводов Управления ПФР о включении в базу для начисления страховых взносов непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и расходов по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам, являющимся родителями детей-инвалидов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом подлежат обложению страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений, следовательно, выплаты являются частью заработной платы; суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету фондом социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на ОПС, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС на ОМС, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Данная позиция изложена Высшим арбитражным судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 01.11.2011 N 6341/11.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств ФСС РФ.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов ФСС РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов", далее - Закон N 334-ФЗ).
ФСС РФ является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (пункт 1 статьи 2 Закона N 334-ФЗ).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 334-ФЗ установлено, что ФСС РФ вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены обществом в базу для исчисления страховых взносов на ОПС в ПФР и страховых взносов на ОМС в ФФОМС и ТФОМС.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком - инвалидом подлежат обложению страховыми взносами, поскольку произведены в рамках трудовых отношений, следовательно, выплаты являются частью заработной платы, отклоняется на основании следующего.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Поскольку не связаны с выполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, рассматриваемые случаи не поименованы в ст. 165 ТК РФ, выплаченные компенсации не могут быть отнесены к составной части заработной платы.
Также в оспариваемом решении фонда указано на занижение страхователем базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму не принятых к зачету расходов 19 820 руб., поскольку спорные расходы не подтверждены документами в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования (часть 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, устанавливает, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В пункте 6 Положения указано, что пособия выплачиваются за счет средств государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений, организаций, колхозов и других кооперативов.
При этом отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособия по временной нетрудоспособности, так как ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что если страховщик не принимает к зачету в счет уплаты страховых взносов суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователем, то доначислять на эти суммы страховые взносы на обязательные виды социального страхования оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, у фонда отсутствовали основания для начисления на непринятые к зачету ФСС РФ расходы общества и начисления недоимки, соответствующих пеней и штрафа.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету фондом социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях, не принимается в связи со следующим.
Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности данного фонда по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению.
При этом в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется, в связи с чем, указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 мая 2015 года по делу N А50-4783/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4783/2015
Истец: ООО "ЭН-РЕСУРС"
Ответчик: УПФ РФ в г. Соликамске и в Соликамском районе по Пермскому краю