город Москва |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А40-113345/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21.07.2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В., судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2015,
по делу N А40-113345/14 (10-951), принятое судьей Пуловой Л.В.,
по иску ООО "МТК-ДИАЛЭКС" (ОГРН 1027700301804)
к ответчикам: 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
(ОГРН 1027700485757);
2) Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Ушаков П.П. по дов. от 03.06.2014;
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "МТК-ДИАЛЭКС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Правительству Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005009:21, с адресными ориентирами: г. Москва, 3-я Парковая ул., вл.57, принадлежащего ООО "МТК-ДИАЛЭКС" на праве аренды, в размере его рыночной стоимости - 60 963 000 руб. по состоянию на 01.01.2013; об обязании Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2015 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005009:21, с адресными ориентирами: г. Москва, 3-я Парковая ул., вл.57, принадлежащего обществу на праве аренды, в размере его рыночной стоимости - 60 963 000 (шестьдесят миллионов девятьсот шестьдесят три тысячи) руб. по состоянию на 01.01.2013. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 17.03.2015, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "МТК-ДИАЛЭКС" (далее - истец) является арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды от 20.03.2003 N М-03-019754 сроком до 04.09.2051.
Обстоятельства, в связи с которыми заключен договор аренды, отнесены законом (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ) к случаям, при которых стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, устанавливаемых или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ), - поэтому независимо от определенной договором ставки арендной платы и предусмотренного Договором механизма изменения арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы, определяемым с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
В связи с изданием распоряжения Мэра Москвы от 11.09.2012 N 744-РМ "О признании утратившим силу правовых актов правительства Москвы", порядок расчета арендной платы по действующим договорам аренды земельных участков осуществлялся в соответствии с постановлением правительства Москвы от 24.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", согласно которому ставки арендной платы за землю установлены в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 408 917 520 руб.
Из материалов дела следует, что при расчете арендной платы по договору аренды земельного участка использовалась кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету об оценке N DB2014-10497 от 03.06.2014, проведенной ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 117 653 198,50 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом, выполненным по заказу истца, ООО "МТК-ДИАЛЭКС" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, заявленный иск основан на отчете об оценке N DB2014-10497 от 03.06.2014, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой было поручено ООО "НормаВэст".
Представленным в материалы дела заключением эксперта N НЗ-545, была определена рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 в размере 60 963 000 руб., которая совпадает со стоимостью, указанной истцом в уточненном исковом заявлении.
Принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, апелляционный суд не находит оснований не доверять выводам эксперта.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца, апелляционный суд приходит к выводу о том, истец вправе был обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном их рыночной стоимости.
При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований в части обязания орган кадастрового учета внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, суд также пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по исполнению настоящего решения возникнет у ответчика в силу прямого указания закона, возложение дополнительных обязанностей на ответчика в данном случае не требуется. Требование об обязании внести сведения по решению суда может быть рассмотрено лишь в случае отказа от внесения указанных сведений.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2015 по делу N А40-113345/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.П. Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113345/2014
Истец: ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МТК-ДИАЛЭКС", ООО "МТК-ДИАЛТЭКС"
Ответчик: Правительство Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая Палата Росреестра", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы