г. Самара |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А55-27847/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти - представитель не явился, извещено,
от Товарищества собственников жилья "Матросова 21А" - представителя Меркулова А.А., доверенность от 01.07.2015 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2015 года по делу N А55-27847/2014 (судья Гольдштейн Д.К.), принятое по иску Товарищества собственников жилья "Матросова 21А", г. Тольятти, к Муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", г. Тольятти, о взыскании 1 197 162 руб. 00 коп,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Матросова 21А" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - третье лицо), о взыскании о взыскании 438 872 руб. 00 коп.- убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2011-2013 годах.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В жалобе указывает на то, что в 2012 году мэрия г.о. Тольятти не водила ограничения стоимости коммунальных услуг, так как норма п.6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 г. действовала до 01.01.2012 г.
Поскольку предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области установлен постановлением Правительства Самарской области N 813 от 19.12.2011 г., надлежащим ответчиком по настоящему делу является Правительств Самарской области, которое к участию в деле не привлекалось.
Представитель Товарищества собственников жилья "Матросова 21А" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, письменных пояснений, выступлений представителя Товарищества собственников жилья "Матросова 21А", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно частям 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования организаций коммунального комплекса", регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (в действовавшей в рассматриваемый период редакции), устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 30.11.2010 N 63 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" (приложение N6) для ООО "Волжские коммунальные системы" установлен тариф в размере 1224 руб. 84 коп. с учетом НДС за 1 Гкал на 2011 год.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.11.2011 N 152 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" (приложение N 24) для ООО "Волжские коммунальные системы" установлен тариф в размере 1298 руб. с учетом НДС за 1 Гкал на период с 01.07.2012 по 31.08.2012, а с 01.09.2012 по 31.12 2013 в размере 1368 руб. 80 коп. с учетом НДС за 1 Гкал.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2012 N 336 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" для ООО "Волжские коммунальные системы" установлен тариф в размере 1368 руб. 80 коп. с учетом НДС за 1 Гкал на период с 01.01.2013 по 30.06.2013.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 названного Закона к числу вопросов местного значения городского округа относится и организация в границах городского округа тепло- и электроснабжения населения.
Суд верно указал, что данное положение закона имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере энерго- и теплоснабжения определяются с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона.
В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования, предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты энерго- и теплоснабжающей организации на производство энерго- и тепловой энергии, что предопределяет необходимость возмещения в таких случаях энерго- и теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Регулирование тарифов в сфере энерго- и теплоснабжения осуществляется федеральным законодательством в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу данного ресурса, в связи с чем предусматривается установление предельных уровней тарифов на энерго- и тепловую энергию, поставляемую энерго- и теплоснабжающими организациями потребителю.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год" установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год в размере 115,0%.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Таким образом, в силу прямого указания упомянутых нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Мэрией городского округа Тольятти принято постановление от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета граждан за услуги по отоплению", которым предусмотрено управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам в 2011 году производить расчеты с населением за коммунальные услуги с соблюдением предельного индекса роста платежей граждан, установленного для городского округа Тольятти постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год". В случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ввести ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установив его в размере 895,5 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).
09.12.2011 Правительством Самарской области издано постановление N 813, в соответствии с которым в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области равен 100,0%, в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области равен 115,0%.
Однако, в результате бездействия мэрии г.о. Тольятти предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории данного муниципального образования на 2012 год не устанавливались, в связи с чем применялось вышеуказанное Постановление мэрии г.о. Тольятти от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению".
В целях соблюдения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги, установленного постановлением Правительства Самарской области N 813, исполнения постановления Правительства Самарской области от 24.10.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" и полномочий мэрии по вопросам организации в границах г.о. Тольятти электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в соответствии с Уставом г.о. Тольятти, мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 06.03.2013 N 686-п/1 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год", которым установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальную услугу отопления по г.о. Тольятти с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 100%.
28.06.2013 Мэрией городского округа Тольятти Самарской области было издано Постановление N 2132-п/1 "О плате граждан городского округа Тольятти за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 года", которым предписано управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным кооперативам, а также организациям, обеспечивающим электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение на территории городского округа Тольятти (далее - исполнитель), при начислении платы гражданам за коммунальные услуги учитывать Решение межведомственной комиссии по вопросам ценовой и тарифной политики Самарской области под председательством вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области Нефедова А.П. от 21.03.2013 N 3 о недопущении увеличения платы во втором полугодии 2013 года более чем на 12% при сопоставимых условиях и отсутствии роста в первом полугодии 2013 года. Указанное ограничение не распространяется на потребителей с преобладанием в структуре совокупного платежа платы за услуги по электроснабжению и газоснабжению, в указанных случаях допускается прирост платы до 15% (пункт 1).
В случае, если при начислении платы гражданам за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года по тарифам организаций, обеспечивающих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение на территории городского округа Тольятти, размер платы за коммунальную услугу отопления (при сопоставимых условиях) был больше размера платы декабря 2012 года за услугу отопления и исполнителю в первом полугодии 2013 года требовалось применять предельный индекс, установленный Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 06.03.2013 N 686 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год", то с 01.07.2013 исполнителю при начислении платы граждан за коммунальную услугу отопления необходимо применять расчетную величину в размере 1100,94 руб. /Гкал (с НДС) (пункт 2).
Истец в обоснование своей позиции указал, что, исходя из данных величин (тарифов), с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги производил в 2011-2013 годах начисление населению платы за теплоснабжение. Истец не мог применить при расчете платы граждан тарифы на теплоснабжение (отопление) установленные регулирующим органом - Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области для ООО "Волжские коммунальные системы".
В то же время истец является исполнителем коммунальных услуг, обслуживающим многоквартирный дом, и оказывает проживающим в них гражданам коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения.
Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в течение 2011-2013 годов осуществляло ООО "Волжские коммунальные системы" на основании заключенных с истцом договоров и в соответствии с установленными для ресурсоснабжающей организации тарифами, однако начисление платы за коммунальные услуги производилось Товариществом собственников жилья "Матросова 21А" с учетом установленного Мэрии городского округа Тольятти предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Объемы поставленных ресурсов подтверждаются актами поставок, подписанными обеими сторонами, представленными суду счетами-фактурами, платежными документами, в то время как объемы полученной от населения оплаты подтверждаются представленным расчетом, сведениями в электронной форме о произведенных начислениях населению.
Судом экспертиза в целях определения размера убытков не назначалась, однако ответчик в судебном заседании согласился с размером убытков, указанных в уточненном заявлении истца (438 872 руб. 00 коп.), указал, что такая сумма соответствует расчетам межтарифной разницы, произведенным ответчиком (письмо ДЭП Мэрии г.о. Тольятти от 16.04.2015 N 17652-вн/22).
Таким образом, у истца возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между установленным для ресурсоснабжающей организации (ООО "Волжские коммунальные системы") тарифом и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году.
Согласно пунктам 4.1., 4.2. постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 "Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Таким образом, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Следовательно, изменение органом местного самоуправления размера платы на коммунальные услуги, применяемого управляющей компанией при расчетах с населением, при установлении иного тарифа на те же услуги, применяемого при расчетах управляющей организации с поставщиком услуг, влечет возникновение межтарифной разницы, и как следствие, убытки управляющей организации, которые подлежат возмещению за счет публично-правового образования, в данном случае, за счет муниципального образования городского округа Тольятти.
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делам N N А55-7959/2012, А55-14408/2012, А55-13521/2011, А55-18334/2013.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истцом подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2015 года по делу N А55-27847/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2015 года по делу N А55-27847/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27847/2014
Истец: Меркулов Алексей Анатольевич (представитель Товарищества собственников жилья "Матросова 21А"), ТСЖ "Матросова 21А"
Ответчик: Муниципальное образование г.о. Тольятти в лице мэрии г. о. Тольятти
Третье лицо: ООО "Волжские коммунальные системы"