г. Пермь |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А60-10740/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
от заявителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга: представители не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" (ОГРН 1027700272148, ИНН 7704218694): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2015 года по делу N А60-10740/2015,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга
к обществу с ограниченной ответственностью "МЕТРО КЭШ ЕНД КЕРРИ"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г.Екатеринбурга (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО КЭШ ЕНД КЕРРИ" (далее - ООО "МЕТРО КЭШ ЕНД КЕРРИ", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2015 заявленные требования удовлетворены; ООО "МЕТРО КЭШ ЕНД КЕРРИ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "МЕТРО КЭШ ЕНД КЕРРИ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что акт отбора проб является недопустимым доказательством, поскольку отбор проб произведен с нарушением ГОСТ 53597-2009 в отсутствие представителя Общества. Кроме того, отмечает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о вине Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19.12.2014 при рассмотрении материалов мониторинга качества безопасности пищевых продуктов, проводимого в рамках Подпрограммы III "Развитие потребительского рынка Свердловской области" Областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП, поступивших в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (вх. N 7883 от 16.07.2014), установлено, что ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" на объекте, расположенном в г. Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта, 21, осуществлялась розничная продажа продовольственных товаров, не соответствующих обязательным требованиям к продукции, а именно:
- тушка цыпленка-бройлера первого сорта потрошеная замороженная, упакована изготовителем в пакет из полимерного материала, даты выработки 14.11.2013, изготовитель ОАО "Куриное Царство" не соответствует требованиям п. 4.2.3. ГОСТ Р 52702-2006 "Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия" по степени снятия оперения (присутствует волосовидное перо под крыльями в большом количестве), по состоянию кожи (под крыльями обширный кровоподтек), гл. II, р. 1, п. 1.9.1 "Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных Комиссией Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 по микробиологическим показателям (патогенные, в том числе сальмонеллы), что подтверждено актом отбора от 21.04.2014, кассовым чеком от 21.04.2014, протоколом лабораторных испытаний ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" N 3614п от 16.05.2014;
- тушка цыпленка-бройлера первого сорта, полного потрошения замороженная "Аргаяша", упакована изготовителем в пакет из полимерного материала, даты выработки 07.04.2014, изготовитель ЗАО "Уралбройлер", не соответствует п. 4.2.3. ГОСТ Р 52702-2006 "Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия" по состоянию кожи (большой разрыв кожи на грудке), по степени снятия оперения (присутствует волосовидное перо), что подтверждено актом отбора от 21.04.2014, кассовыми чеками от 21.04.2014, протоколом лабораторных испытаний ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" N 3613п от 16.05.2014.
По данному факту Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга в отношении ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" составлен протокол от 19.12.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (т. 1 л.д. 10-11).
Протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены административным органом в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
В п. 2.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" предусмотрено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, радиологических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.3.2.1078-01 изготовляемые, ввозимые и находящиеся в обороте на территории Российской Федерации пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать санитарным правилам.
В п. 1.1.9.3, 1.1.9.4, 1.1.10.1 приложения N 1 к СанПиН 2.3.2.1078-01 установлено, что в полуфабрикатах из мяса птицы, в мясе птицы механической обвалки и в субпродуктах, полуфабрикатов из субпродуктов птицы не допускается наличие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, их токсинов, вызывающих инфекционные и паразитарные болезни или представляющих опасность для здоровья человека.
Аналогичные требования установлены в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Факт реализации ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" пищевой продукции, не соответствующей требованиям указанных нормативных актов, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, протоколом отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 21.04.2014 (т. 1 л.д. 18), протоколами лабораторных испытаний N 3613п, N 3614п от 16.05.2014 (т. 1 л.д. 22, 24-25), протоколом об административном правонарушении от 19.12.2014 (т. 1 л.д. 10-11).
Ссылки Общества на то, что акт отбора проб является недопустимым доказательством, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Из содержания имеющегося в материалах дела акта отбора (закупа) проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 21.04.2014 (т. 1 л.д. 28-29) следует, что отбор проб произведен в магазине ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дублер Сибирского тракта, 21, пробы отбирались помощником санитарного врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", и.о. заведующей отдела экспертиз питания населения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Вернигоровой О.Е., главными специалистами Министерства Агропромышленного комплекса и продовольствия А.В. Дубочинским, Н.А. Белозеровой. Указанная в акте отбора проб и кассовом чеке информация соответствует данным, указанным в протоколах лабораторных испытаний и фотографическому изображению образца, на котором также указаны масса, наименование, изготовитель и т.д. Кроме того, материалы дела свидетельствует о том, что все образцы пробы отбирались в потребительской упаковке, о чем содержится ссылка в протоколах лабораторных испытаний "при закупе проба отобрана в потребительской упаковке". Образы пробы направлены и поступили в лабораторию вместе с актом отбора проб, в котором указана дата и время отбора пробы, наименование места отбора пробы, наименование продукции, условия доставки: термоконтейнер, соответствующая температура. К протоколам лабораторных испытаний приложены фотографии исследуемой продукции, с указанием проставленного номера пробы, наименования продукции, а также товарный чек, подтверждающие приобретение продукции. Исследование проводилось аккредитованным в установленном порядке испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", оснований не доверять результатам проведенных данным учреждением испытаний у суда не имеется, доказательства, опровергающие полученные результаты лабораторных испытаний спорной продукции, в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим довод Общества о невозможности идентифицировать конкретную продукцию с представленными на испытание образцами апелляционный суд отклоняет как противоречащий материалам дела. Ссылки Общества на температуру транспортировки отобранных образцов судом первой инстанции обоснованно отклонены как не свидетельствующие о недоказанности выявленных нарушений; суд верно исходил из того, что несоблюдение процедуры транспортировки отобранных проб могло повлиять как на органолептические показатели (наличие волосовидное перо, большой разрыв на коже), так и на наличие в отобранной пробе сальмонеллы, обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая вид реализуемой пищевой продукции, угрозу возможности (опасности) возникновения пищевых отравлений, а также возможность возникновения инфекционного заболевания - сальмонеллеза, суд апелляционной инстанции полагает, что допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, что является достаточным основанием для квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также доказательств того, что ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства при реализации продуктов, в материалах дела не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие у ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" программы производственного контроля продукции, инструкции по работе "Контроль качества и безопасности товаров в торговых центрах", ветеринарные свидетельство и справка от 28.03.2014 и 07.04.2014, и других документов, не свидетельствует о принятии достаточных и необходимых мер для предотвращение продажи некачественной продукции, сам факт наличия некачественной продукции свидетельствует о недостаточности принятых мер.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 19.12.2014 ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" уведомлено надлежащим образом телеграммой N 191 (т. 1 л.д. 37). Протокол об административном правонарушении от 19.12.2014 составлен в присутствии представителя ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" Шубиной С.В., действующей на основании доверенности от 04.07.2014 (т. 1 л.д. 36).
Решение суда первой инстанции о привлечении ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании.
Наказание за административное правонарушение назначено в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для снижения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, а также оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих применить указанные правовые положения, судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2015 года по делу N А60-10740/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10740/2015
Истец: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ"