город Ростов-на-Дону |
|
24 июля 2015 г. |
дело N А32-29528/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Гулькевичирайгаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.01.2015 по делу N А32-29528/2014
по иску ОАО "Гулькевичирайгаз"
к администрации муниципального образования Гулькевичский район
к администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района
к администрации Гирейского городского поселения Гулькевичского района
к администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района
к администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района
о признании права собственности на объекты недвижимого имущества,
принятое судьей Шевченко А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Гулькевичирайгаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации МО Гулькевичский район, администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, администрации Гирейского городского поселения Гулькевичского района, администрации Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района, администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района о признании права собственности на следующее недвижимое имущество:
- здание ГРП N 17, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Заречная, 128;
- здание ГРП N 27, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Энергетиков;
- здание ГРП N 60, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, Западный микрорайон;
- здание ГРП N 2, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Гирей, ул. Восточная;
- здание ГРП, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Строителей, 15;
- здание ГРП N 2, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Новоукраинское, ул. Красная, 129 / ул. Тимирязева.
Исковые требования мотивированы ссылкой на нормы статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, факт обладания спорным имуществом в течение более чем 15 лет, необходимость обслуживания объектов как элементов газораспределительной системы.
Решением от 20.01.2015 в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано тем, что иск был предъявлен к ненадлежащим ответчикам. Истец не доказал, что объекты ранее являлись муниципальными, а также, что в течение всего периода владения спорным имуществом нес расходы по его содержанию.
Истец обжаловал решение в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил отменить его и удовлетворить исковые требования. В отзывах на апелляционную жалобу ответчики указали, что они не возражают против удовлетворения иска.
В судебное заседание не явились представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В 1963 году образован Гулькевичский участок треста "Кропоткингоргаз". 31.12.1988 года участок реорганизован в Проектно-эксплуатационное управление "Гулькевичирайгаз". С января 1994 года в ходе приватизации произошла реорганизация в Акционерное общество открытого типа, а с 14.06.2002 - в ОАО "Гулькевичирайгаз"
Преобразование предприятий и объединений по газификации и эксплуатации газового хозяйства в акционерные общества осуществлялось в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" и Указом Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", с учетом особенностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1559 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединении и организаций газового хозяйства Российской Федерации" (далее - Указ о приватизации организаций газового хозяйства).
На основании Указа о приватизации организаций газового хозяйства государственное предприятие проектно-эксплуатационное управление "Гулькевичирайгаз" вошло в перечень государственных предприятий, объединений и организаций по газификации и эксплуатации газового хозяйства, преобразуемых в акционерные общества (Приложение N 1 к Указу).
Во исполнение поименованного выше Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 и принятого в его рамках Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", Главой Администрации Краснодарского края издано распоряжение от 08.09.1992 N 835-Р "О порядке содержания и передачи ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения".
В соответствии с данным распоряжением N 835-Р на баланс ОАО "Гулькевичирайгаз" (АООТ "Гулькевичирайгаз") переданы:
ГРП N 17, ул. Заречная, 128 г. Гулькевичи, передан МПМК "Гулькевичская-1" по акту приема-передачи от 15.01.1994;
ГРП N 2, ул. Восточная, Сахарный завод, передан на основании постановления Главы администрации поселка Гирей N 95 от 30.03.1999;
ГРП N 27, ЖБИ 4 ул. Энергетиков, г. Гулькевичи, передан АО "АПСКГ" по акту приема-передачи от 26.12.1994;
ГРП, поселок Красносельский ул. Строителей, 15, передан АО "Железобетон" по акту приема-передачи от 05.01.1994;
ГРП N 60, Западный микрорайон г. Гулькевичи, передан Гулькевичской ЗББ по акту приема-передачи от 05.01.1994.
ГРП N 2, ул. Красная, 129 -Тимирязева с. Новоукраинского, передан колхозом им. Калинина по акту приема-передачи, 20.05.1998.
При этом, передача указанных ГРП осуществлена в соответствии с порядком, предусмотренным Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 08.09.1992 N 835-Р "О порядке содержания и передачи ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения".
Из содержания данного распоряжения, а также являющихся приложением к нему "Условий передачи ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно - коммунального хозяйства, местных советов народных депутатов" следует, что инженерные сети коммунального назначения передаются с баланса передающего предприятия (организации) на баланс принимающего предприятия (организации) на основании акта приема-передачи. Данные требования в рассматриваемом случае соблюдены.
Истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанными ГРП, как своим собственным недвижимым имуществом, а также несет расходы по его содержанию.
Указанный факт подтверждается:
актами приема-передачи спорного имущества (т.1 л.д. 4-21);
техническими паспортами ГРП N N 2, 17, 27, 60, 2 (ул. Красная, 129), б/н (поселок Красносельский ул. Строителей, 15) (т. 1 л.д. 22-64);
балансовой справкой (т.1 л.д. 65);
письмами Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района N 1108 от 22.09.2014, N 1446 от 11.12.2014 в отношении ГРП расположенного в пос. Красносельский ул. Строителей;
письмом Администрации Гулькевичского городского поселения N 6255 от 14.10.2014 в отношении ГРП 17, 27, 60;
письмом Администрации Гирейского городского поселения Гулькевичского района N 1498 от 15.12.2014;
письмом Администрации Новоукраинского сельского поселения N 7 от 13.01.2015;
отзывом Администрации Гулькевичского района, в котором ответчик подтверждает изложенные в апелляционной жалобе доводы.
наряд допусками на производство работ на спорных газорегуляторных пунктах;
паспортами спорных газорегуляторных пунктов, из которых следует регулярное, с момента принятия на баланс в 1994, 1998 и 1999 годах, обслуживание истцом спорного имущества за счет собственных средств и в соответствии с техническими требованиями.
В силу ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Добросовестность давностного владения истцом указанным имуществом подтверждается тем фактом, что спорное имущество принято им на баланс на основании и в порядке предусмотренном Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 08.09.1992 N 835-Р "О порядке содержания и передачи ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения".
Факт непрерывности и открытости владения спорным имуществом подтверждается вышеприведенными документами.
Общество не скрывало факт нахождения указанного недвижимого имущества в его владении, учитывая его в составе собственных основных средств и открыто используя для осуществления своей производственной деятельности
Владение имуществом как своим собственным подтверждается тем, что в течение срока приобретательной давности истец в полной мере нес расходы связанные с эксплуатацией объектов и осуществлял их техническое обслуживание.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложению 3 к Постановлению N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Спорные ГРП соответствует признакам объектов, указанных в Приложении 3 к Постановлению N 3020-1.
Следовательно спорное имущество могло поступить лишь в муниципальную собственность.
При этом из содержания п. 2, 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, п. 3, 12 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, п. 1 Распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 08.09.1992 N 835-Р (применительно к Краснодарскому краю) следует, что на органы местного самоуправления прямо была возложена обязанность осуществить действия, направленные на принятие в муниципальную собственность, а затем и передачу на баланс соответствующих организаций жилищно-коммунального хозяйства инженерных систем указанных в Приложению 3 к Постановлению N 3020-1.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В данном пункте Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что поскольку соответствующие объекты (указанные в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации, данные объекты могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 указано, что по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
Кроме того, как указано в абзаце 4 пункта 19 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
Ответчики, как собственники спорного имущества в силу прямого указания закона, не возражали против удовлетворения заявленных требований. Подтвердили обстоятельства давностного владения истцом спорным имуществом.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд учитывает, что спорные газорегуляторные пункты относятся к объектам газового хозяйства, требуют специализированного обслуживания лицензированной организацией, которой является ОАО "Гулькевичирайгаз", в силу положений Федерального закона Российской Федерации N 116-ФЗ от 20.06.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2015 по делу N А32-29528/2014 отменить, принять новый судебный акт.
Признать право собственности открытого акционерного общества "Гулькевичирайгаз" на следующие объекты:
- здание ГРП N 17, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Заречная, 128 (инвентарный N 3466);
- здание ГРП N 27, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Энергетиков (инвентарный N 3469);
- здание ГРП N 60, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, Западный микрорайон (инвентарный N 3465);
- здание ГРП N 2, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Гирей, ул. Восточная (инвентарный N 3473);
- здание ГРП, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Строителей, 15 "г" (инвентарный N 3475);
- здание ГРП N 2, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Новоукраинское, ул. Красная, 129/ул. Тимирязева (инвентарный N 3477).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29528/2014
Истец: ОАО "ГУЛЬКЕВИЧИРАЙГАЗ"
Ответчик: Администрация Гирейского сельского поселения, Администрация Гулькевичского городского поселения, Администрация Гулькевичского района, Администрация Красносельского сельского поселения, Администрация МО Гулькевичский район, Администрация Новоукраинского седьского поселения, Администрация Новоукраинского сельского поселения