г. Владивосток |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А51-5134/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов,
апелляционное производство N 05АП-6336/2015
на решение от 01.06.2015
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-5134/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2509008528, ОГРН 1022500001270, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН 2536153725, ОГРН 1052503032229, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.03.2005)
о признании недействительным предписания от 15.12.2014 N 206,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: представитель Беспалов Р.В. по доверенности от 16.02.2015 N 15, сроком до 31.12.2015, удостоверение 25 N 0878;
от Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов: председатель правления Лычев В.А., удостоверение N 3 от 15.12.2005,
УСТАНОВИЛ:
Партизанская городская общественная организация охотников и рыболовов (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - Управление, административный орган) от 15.12.2014 N 206.
Решением арбитражного суда от 01.06.2015 заявленные требования удовлетворены в части, признан незаконным пункт 2 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В связи с этим Организация обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой на указанный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 1, 3 и 4 оспариваемого предписания. В обоснование жалобы апеллянт указал, что Управлением не представлено доказательств осуществления Организацией деятельности по производству, транспортировке, заготовке и переработке продуктов и сырья животного происхождения. Считает, что доводы Организации соответствуют правовой позиции, приведённой в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 по делу N АКПИ14-995. Полагает пункт 1 оспариваемого предписания неопределённым и, как следствие, неисполнимым, так как не содержит указания на то, где (в каких местах) Организации предписано утилизировать биологические отходы. Ссылается на то обстоятельство, что Организацией не осуществляется промысловая охота, соответственно производство продукции охоты, её транспортировка, заготовка и переработка Организацией не осуществляются. В связи с этим утверждает, что обществом не допущено нарушений Ветеринарно-санитарных правил, утверждённых Главным государственным санитарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, так как организованы только два вида охоты: любительская и спортивная.
От административного органа в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Управление указало, что доводы апелляционной жалобы получили надлежащую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции, новых доводов апеллянтом не приведено. Обращает внимание, что право на ведение промысловой и другой охоты, а также обязанности по проведению мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов, созданию и содержанию охотничьей инфраструктуры, проведению мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания предусмотрены охотхозяйственным соглашением, заключённым между Организацией и уполномоченным органом. Считает, что общество обязано выполнять ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятии согласно перечню, утверждённому Приказом Минприроды Российской Федерации N 491 и Ветеринарно-санитарных правил, утверждённых 04.12.1995. Обращает внимание на сформированную по спорным вопросам судебную практику, свидетельствующую о наличии у Организации обязанностей, на исполнение которых направлено оспариваемое предписание.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, приведённым в апелляционной жалобе и отзыве на неё.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При этом поскольку жалоба подана только на часть судебного акта, и возражения по проверке только части судебного акта иными лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия с учетом разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения суда только в части отказа в удовлетворении требований Организации о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 предписания Управления от 15.12.2014 N 206.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее. Между Организацией и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края заключено охотхозяйственное соглашение от 28.06.2010 N 25-08/2010 (л.д.103-109).
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 08.10.2014 N 1750пр, Положения об Управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, утверждённого приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 170, в отношении Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов с целью выполнения ежегодного плана по проведению плановых проверок на 2014 год проведена плановая выездная проверка, задачей проверки являлась проверка соблюдений требований ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В ходе указанной проверки установлено следующие:
- отсутствуют специализированные места разделки и обработки добытых диких животных (пункт 1.4 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней");
- не проводятся противоэпизоотические мероприятия в отношении диких животных, не представлены документы, подтверждающие проведение данных мероприятий (статья 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункты 1.2, 4 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней");
- отсутствует контроль за утилизацией отходов разделки, заключение ветеринарного специалиста об уборке, утилизации или уничтожении биологических отходов образованных при разделке (пункт 2.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469; пункт 1.4 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней");
- отсутствуют подкормочные сооружения в охотничьих угодьях Партизанской общественной организации охотников и рыболовов (пункт 1.3 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней").
По результатам проверки составлен акт N 111 от 02.12.2014, которым зафиксированы вышеперечисленные нарушения, а также выдано предписание N 206 от 15.12.2014, в соответствии с которым Организации в срок до 01.07.2015 предписано:
- оборудовать в ответственной зоне специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных установить специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных (пункт 1);
- организовать проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении диких животных (пункт 2);
- на ответственной территории организовать контроль за утилизацией (уничтожением) образованных при разделке добытых диких животных отходов, представить заключение ветеринарного специалиста на утилизацию биологических отходов (пункт 3);
- на ответственной территории организовать подкормочные площадки (пункт 4).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Организация обратилась в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования в части, признав недействительным пункт 2 предписания.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным данным Федеральным законом и Федеральным законом об охоте (статья 33 Закона о животном мире).
Одним из видов пользования животным миром является охота (статья 34 Закона о животном мире).
Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (статья 35 Закона о животном мире).
В силу статьи 40 Закона о животном мире, пользователи животным миром обязаны, в том числе: осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом об охоте и данным Федеральным законом (статья 41 Закона о животном мире).
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон N 209-ФЗ) определяет охоту как деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Таким образом, из буквального толкования статьи 1 Закона N 209-ФЗ следует, что организация, занимаясь охотой, тем самым осуществляет деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Статьёй 43 Закона N 209-ФЗ предусмотрено осуществление защиты охотничьих ресурсов от болезней.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 209-ФЗ защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В силу статьи 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является, в том числе реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел.
К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 43 Закона об охоте).
В силу статьи 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так, Приказом Минприроды Российской Федерации от 10.11.2010 N 491 утвержден перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней (далее - Перечень).
Пунктом 1 Перечня к ветеринарно-профилактическим, противоэпизоотическим мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней отнесено предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе: (пункт 1.3) контроль за размещением подкормочных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных (охотничьих ресурсов), с целью исключения доступа к ним домашнего скота; (пункт 1.4) контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона об охоте проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения
В рамках обеспечения исполнения указанной нормы Закона на территории охотничьих хозяйств должно быть проведено внутрихозяйственное охотустройство, направленное на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункты 1, 10 статьи 39 Закона об охоте).
В силу пункта 11 статьи 39 данного Закона осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Из статьи 18 Закона о ветеринарии следует, что соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства обязаны владельцы животных и производители продуктов животноводства.
Пунктом 1.11 Ветеринарных правил установлено, что они определяют в том числе условия нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения. Согласно пункту 1.7 уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Данные Правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункт 1.1 Ветеринарных правил).
Пунктом 1 Перечня к ветеринарно-профилактическим, противоэпизоотическим мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней отнесено предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе (пункт 1.4): контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона об охоте проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (либо имеющими право пользования животным миром на основании лицензий, выданных до вступления в силу Закона об охоте).
В рамках обеспечения исполнения указанной нормы Закона на территории охотничьих хозяйств должно быть проведено внутрихозяйственное охотустройство, направленное на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункты 1, 10 статьи 39 Закона об охоте).
В силу пункта 11 статьи 39 данного Закона осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 39 Закона об охоте документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья - проект внутрихозяйственного охотустройства, в котором определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 Закона об охоте).
В силу пункта 6.1.3 Приказа Минприроды Российской Федерации от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" (далее - Порядок) при осуществлении внутрихозяйственного устройства разрабатывается проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).
При осуществлении внутрихозяйственного охотустройства в соответствии с пунктом 6.2.4 Порядка определяются биотехнические мероприятия, а с пунктом 6.2.6 - ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Статьей 47 Закона об охоте к биотехническим мероприятиям отнесены меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов, обязанность по проведению которых в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Содержание биотехнических мероприятий, порядок их проведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 47 Закона об охоте).
Приказом Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также Порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов" (далее - Приказ N 560) к биотехническим мероприятиям в том числе отнесены: профилактика и лечение инвазионных заболеваний (пункт 2.6.1) профилактика и лечение инфекционных заболеваний (пункт 2.6.2), профилактика и лечение эктопаразитарных заболеваний (пункт 2.6.3).
В пункте 4 данного Приказа также предусмотрено, что проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Из системного толкования приведенных норм Закона о животном мире, Закона об охоте, Закона о ветеринарии, Ветеринарных правил, Порядка, Перечня и Приказа N 560 следует, что обязанность по проведению мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в охотничьих угодьях в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии возложена на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения или имеющих право пользования животным миром на основании ранее выданных лицензий.
Поскольку законодательное определение охоты включает первичную переработку и транспортировку охотничьих ресурсов, на указанные организации распространяется как статья 18 Закона о ветеринарии, так и Ветеринарные правила.
В силу части 2 статьи 43 Закона об охоте в Перечень включены ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия, которые обязаны проводить организации в целях защиты охотничьих ресурсов от болезней, к которым пунктом 1.4 отнесен контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Из частей 1 и 2 статьи 43 Закона об охоте следует, что защита охотничьих ресурсов от болезней проводится не только путем проведения предписанных Перечнем мероприятий по контролю, но и иных мероприятий, предусмотренных как Законом об охоте, так и законодательством Российской Федерации о ветеринарии. Поэтому данный Перечень не является исчерпывающим, а лишь входит в общий комплекс мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, недопущению распространения возбудителей заразных болезней животных на территориях охотничьих угодий, в том числе обеспечивающих мероприятий, таких как проведение охотхозяйственного устройства.
В силу приведенных норм статей 39, 47 Закона об охоте, Порядка и Приказа N 560 при проведении внутрихозяйственного охотустройства организация обязана при создании охотничьей инфраструктуры оборудовать на территории охотничьих угодий специализированные места разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), организовать утилизацию биологических отходов в соответствии с Ветеринарными правилами соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки и осуществлять соответствующий контроль согласно пункту 1.4 Перечня.
При этом незамедлительное уничтожение объектов животного мира любым доступным способом при невозможности вывоза объектов животного мира из отдаленных и труднодоступных местностей осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, обнаружившим факт незаконного владения незаконно добытыми объектами животного мира.
Согласно статьи 2 Устава целью общественной организации является объединение охотников и рыболовов г. Партизанска для содействия развитию охотничье - рыболовного хозяйства и рациональному использованию природных ресурсов; охрана охотугодий, водоемов, животного мира и других природных ресурсов, разрешенных к использованию; содействие увеличению запасов диких зверей, птиц, рыбы.
Пунктом 2.2 статьи 2 Устава предусмотрено, что для выполнения уставных целей общественной организации в установленном законом порядке общественная организация организует проведение спортивной и промысловой охоты и рыболовства.
Согласно пункту 1.1 охотхозяйственного соглашения N 25-08/2010 от 28.06.2010, заключённого между Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, охотпользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры; охотпользователь обязан создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитании (п. 8.2.7).
Исходя из содержания п.8.1.1, п.8.1.6 охотхозяйственного соглашения N 25-08/2010 от 28.06.2010 охотпользователь имеет право пользоваться предоставленными ему в пользование охотничьими ресурсами; вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов охоты, и производить изделия из объектов животного мира и т.д.
Организации вменяется необходимость оборудования специализированных мест для разделки и обработки добытых диких животных в соответствии с п. 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 10.11.2010 N 491 (пункт 1 предписания), организация контроля за утилизацией (уничтожением) образованных при разделке добытых диких животных отходов, представление заключения ветеринарного специалиста на утилизацию биологических отходов в соответствии с п. 2.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - ветеринарно-санитарные правила), п. 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней (пункт 3 предписания), организация подкормочных площадок в соответствии с п. 1.3 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней (пункт 4 предписания).
10.11.2010 приказом N 491 утвержден перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Пунктом 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней предусмотрены мероприятия по предупреждению заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущению их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе: контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Как следует из пункта 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д.).
Пунктом 1.3 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней предусмотрен контроль за размещением подкормочных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных (охотничьих ресурсов), с целью исключения доступа к ним домашнего скота
Как указано в преамбуле приказа N 491, данный приказ принят в целях реализации статьи 43 Федерального закона N 209-ФЗ.
Статья 43 Федерального закона N 209-ФЗ указывает, что к ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотохозяйственные соглашения.
Таким образом, условия, предусмотренные законодательством, для вменения соответствующих обязанностей организации, соблюдены: мероприятия, которые указаны в п. 1, п. 3 и п. 4 предписания, включены в Перечень, утвержденный приказом N 491, и организацией заключено охотохозяйственное соглашение.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона N 209-ФЗ защита охотничьих ресурсов (объектов животного мира, которые в соответствии с действующим законодательством используются или могут быть использованы в целях охоты) от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством РФ о ветеринарии. Понятие "охота" дано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона N 209-ФЗ - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Следовательно, организация, занимаясь охотой, тем самым осуществляет деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Для лиц, осуществляющих охоту, обязательно выполнение требований ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона N 209-ФЗ проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Во исполнение пункта 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов, организация, в целях предупреждения заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущения их распространения на территориях охотничьих угодий, обязано контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), в связи с чем необходимо оборудование контейнеров для сбора и временного хранения биологических отходов; выделение и оборудование места разделки и обработки добытых диких животных; соблюдение санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Как следует из материалов дела, Организация на основании охотхозяйственного соглашения от 28.06.2010 осуществляет деятельность, связанную с охотой, которая, как указывалось выше, включает в себя поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добычу, первичную переработку и транспортировку.
Как следует из заключённого Организацией охотхозяйственного соглашения, на Организацию возложены, в числе прочих, следующие обязанности (пункт 8.2 соглашения):
- соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования охотничьими ресурсами;
- не допускать ухудшения или разрушения среды обитания охотничьих ресурсов;
- создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятии по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания;
- проводить внутрихозяйственное охотустройство;
- осуществлять производственный охотничий контроль и проводить мероприятия по обеспечению охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов.
При этом условиями охотхозяственного соглашения (пункт 8.1) Организация наделена правами:
- собственности на добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию, если иное не установлено федеральными законами;
- вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешённых видов охоты, и производить изделия из объектов животного мира;
- создавать в соответствии с действующим законодательством объекты охотничьей инфраструктуры.
В связи с этим доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии деятельности организации, связанной с добычей охотничьих ресурсов, коллегией отклоняются как ошибочные и опровергаемые имеющейся в материалах дела совокупностью доказательств обратного.
Учитывая вышеизложенное, на Организацию как на охотопользователя возложены обязанности, предусмотренные Федеральным законом N 209-ФЗ, Законом от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Приказом N 491, в связи с чем является обоснованным оспариваемое предписание в части оборудования специализированных места для разделки и обработки добытых диких животных, организации утилизации (уничтожения) образованных при разделке добытых диких животных отходов, представления заключения ветеринарного специалиста на утилизацию биологических отходов, организации подкормочных площадок (пункты 1, 3, 4).
Указанный вывод сделан судебной коллегией с учетом правовой позиции, приведённой в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.07.2015 по делу N А51-30239/2014.
Как установлено коллегией, Организация не оспаривает факты отсутствия на территории охотничьих угодий специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных, а также отсутствие подкормочных площадок и контроля за утилизацией отходов вследствие добычи диких животных. Доказательства обратного, подтверждающие соблюдение вышеуказанных правовых актов, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание данные обстоятельства, коллегия приходит к выводу о том, что положения пунктов 1, 3, 4 предписания от 15.12.2014 N 206 являются законными и обоснованными, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, не соответствуют сложившейся в судебном округе практике арбитражных судов, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации", при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 1 500 рублей для юридических лиц, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату лицу, ее оплатившему, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2015 по делу N А51-5134/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Лычеву Виктору Афанасьевичу из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 29.06.2015 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5134/2015
Истец: Партизанская городская общественная организация охотников и рыболовов
Ответчик: УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области