город Москва |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А40-46988/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Румянцев П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УГАН НОТБ ЮФО Ространсннадзора на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2015 по делу N А40-46988/15, принятое в порядке упрощенного производства судьей А.В. Полукаровым,
по заявлению ОАО "РЖД" (в лице Приволжской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД") (ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора) (344002, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 40)
о признании незаконным и отмене постановления N 45/07-03/15 от 20.02.2015 г. о привлечении к административной ответственности
при участии: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 20.02.2015 N 45/07-03/15 о привлечении к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением от 19.05.2015 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы отсутствием доказательств совершения вмененного обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело без их участия по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст.266 и 272.1 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права (ч. 2 ст. 270 АПК РФ), исходя из следующего.
Из обстоятельств дела усматривается, что на основании протокола об административном правонарушении от 09.02.2015 начальником отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора В.А. Бондаренко 20.02.2015 вынесено постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (по станции Ахтуба).
О времени и месте составления протокола законный представитель ОАО "РЖД" был уведомлен извещением от 30.01.2015, направленным в адрес ОАО "РЖД" по электронной почте.
Оспариваемое постановление от 20.02.2015 было вынесено также в отсутствии законного представителя ОАО "РЖД". О времени и месте вынесения постановления законный представитель ОАО "РЖД" был извещен уведомлением от 09.02.2015 N 07.03-437, отправленным в адрес ОАО "РЖД" по электронной почте, врученным ему 10.02.2015.
Исходя из изложенных выше обстоятельств, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ОАО "РЖД" исходил из того, что в действиях заявителя не усматривается противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения, обществом были предприняты достаточные меры для соблюдения возложенных на него законом обязанностей, а, следовательно, в деянии общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.10 ст.19.5 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит указанный вывод ошибочным ввиду следующего.
В соответствии с п.п.5 и 9 ст.1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, контактные линии, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные станции; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Ахтуба.
На основании п. 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительств Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 Ространснадзором в адрес ОАО "Российские железные дороги" и Приволжскую дирекцию управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" было направлено предписание от 15.10.2014 N 000603.
27.01.2015 УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Ахтуба Астраханского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Приволжской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" осуществляющего свою деятельность по адресу: пл. Каспийская, д. 6 "б" г. Ахтубинск, Астраханская область на предмет выполнения требований ранее выданного инспекторского предписания от 15.10.2014 N 000603, срок исполнения которого истек 15.01.2015.
В ходе проверки административным органом было установлено, что ОАО "РЖД" не выполнило требование ранее выданного инспекторского предписания от 15.10.2014 N 000603, а именно:
- в нарушение п. 5.8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования), не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Ахтуба и не реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
- в нарушение п. 5.12 Требований, на железнодорожной станции Ахтуба не осуществляется специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.01.2015 N 30/07, в котором отражено неисполнение ОАО "РЖД" предписания от 15.10.2014 N 000603, выразившееся в не разработке и не утверждении плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Ахтуба и не реализации в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ, а также не осуществлении специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации на железнодорожной станции Ахтуба.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, метрополитены, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. "д" п. 4 "Положения об организации обеспечения транспортной безопасности", утв. приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 N 183 объекты железнодорожного транспорта - инфраструктура железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав ОАО "РЖД", включенные Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с подп. "в" п. 4 вышеуказанного Положения инфраструктура железнодорожного транспорта - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" - субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
ОАО "РЖД" - единое юридическое лицо на территории Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая значительные территориальные границы, занимаемые данным юридическим лицом, внутри него определено множество подразделений, осуществляющих функции собственника объекта транспортной инфраструктуры, которые, по сути, являются субъектами транспортной инфраструктуры, обязанными обеспечить выполнение мероприятий, направленных на реализацию ФЗ "О транспортной безопасности".
Таким образом, объект транспортной инфраструктуры, определенный в ФЗ "О транспортной безопасности" необходимо рассматривать как технологический комплекс, включающий в себя различное движимое и недвижимое имущество.
В соответствии с актом проверки N 30/07 от 27.01.2015 проверка проведена в отношении объекта транспортной инфраструктуры "Железнодорожная станция Ахтуба".
В регионе деятельности Приволжской железной дороги имеется имущественный комплекс, включающий в себя следующие объекты недвижимого имущества, в которых располагаются работники станции Ахтуба: Пост ЭЦ станции Ахтуба (инвентарный номер 10226).
Балансодержателем данного имущественного комплекса согласно имеющейся в материалах дела бухгалтерской выписке является Астраханская дистанция гражданских сооружений - структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 1.3 "Положения о железнодорожной станции", утвержденного Первым вице-президентом ОАО "РЖД" Морозовым В.Н. 31.05.2011 г. N 1186р, разделом II "Правил технической эксплуатации железных дорог РФ", утвержденных приказом Минтранса России от 21.10.2010 г. N286: железнодорожная станция - это пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок - участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитии путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
В соответствии с приложением N 6 к "Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ" - границами железнодорожной станции являются: на однопутных участках - входные светофоры, на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути с одной стороны - входной светофор, а с другой - сигнальный знак "Граница станции", установленный на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом. На двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, а также, где установлены входные светофоры для приема поездов по неправильному пути, границей станции по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры.
Вывод суда первой инстанции о том, что железнодорожную станцию с учетом ее технологических характеристик нельзя рассматривать как объект транспортной инфраструктуры, не основан на законе.
Железнодорожные станции как часть инфраструктуры находятся на балансе Приволжской дирекции инфраструктуры, в функции которого входят, в том числе содержание, текущий ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте (пп. 2 п. 9 Положения о Приволжской дирекции инфраструктуры - структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", утвержденного 14.06.2012 начальником Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Супруном В.Н.
02.11.2011 между Приволжской дирекцией инфраструктуры и ЗАО "Интегра-С" был заключен договор N НДИ/П-777 на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 1.6 приложения N 2 к договору от 02.11.2011 N НДИ/П-777 оценка уязвимости проводится в отношении станции Ахтуба.
Согласно приказу Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" от 17.09.2013 N 430/ДИ "Об организации в Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" работы по обеспечению транспортной безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава" Приволжская дирекция инфраструктуры возложила на себя обязательства в полном объеме организовать работу по обеспечению транспортной безопасности объектов, включенных в реестр категорированных объектов в регионе деятельности Приволжской железной дороги.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований полагать, что выданное ОАО "РЖД" инспекторское предписание от 15.10.2014 N 000603 является неправомерным. Указанное предписание обществом в судебном порядке не оспорено.
В связи с изложенными обстоятельствами, в деянии ОАО "РЖД" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А40-203350/14 ОАО "РЖД" признано виновным по ст. 11.15.1. КоАП РФ за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности в отношении железнодорожной станции Ахтуба.
Исходя из изложенных выводов, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" о признании незаконным и отмене постановления N 45/07-03/15 от 20.02.2015.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2015 по делу N А40-46988/15 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "РЖД" (в лице Приволжской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД") (ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) о признании незаконным и отмене постановления N 45/07-03/15 от 20.02.2015 о привлечении к административной ответственности - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46988/2015
Истец: ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги, Приволжская дирекция управления движением
Ответчик: УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, УГАН НОТБ ЮФО Ространсннадзор