г. Киров |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А17-4604/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей
истца: Ремизовой Ю.С. - по доверенности от 25.12.2014,
ответчика: Козловой Е.С. - по доверенности от 08.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ткацкая фабрика", ОГРН 1023700535627; ИНН 3729028585
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.04.2015 по делу N А17-4604/2014, принятое судом в составе судьи Пичевой Д.К.,
по иску акционерного общества "Водоканал" (ОГРН 1093702022754; ИНН 3702597104)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ткацкая фабрика" (ОГРН 1023700535627; ИНН 3729028585)
о взыскании задолженности и неустойки,
установил:
акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ткацкая фабрика" (далее - ответчик, заявитель, Фабрика) 242 458 руб. 00 коп. задолженности, составляющей плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2014 года в рамках договора от 30.11.2011 N 111-Л (далее - Договор), 1 424 руб. 86 коп. неустойки.
Исковые требования основаны на положениях статей 8, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктов 36, 114, 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.04.2015 исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что при вынесении решения суд применил закон, не подлежащий применению, и не применил нормы закона, подлежащие применению. Системный анализ действующего в спорный период времени законодательства в области водоснабжения и водоотведения позволяет сделать вывод о том, что ответчик не относится к предприятиям, в отношении которых рассчитывается размер платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ). Только с января 2015 года плата за негативное воздействие может быть рассчитана в отношении "малых" абонентов, которым является ответчик. Фабрика неоднократно акцентировала внимание суда на том, что именно необоснованность расчета в отношении заявителя по выставлению и применению к нему норм о плате за негативное воздействие на работу ЦСВ явилось основным поводом для неоплаты и рассмотрения данного дела в суде, однако данные возражения не нашли своего отражения в решении суда. Суд допустил перефразирование доводов ответчика, который указывал не на возможность инициировать соответствующую проверку, а на то, что мог инициировать следующий отбор проб в феврале месяце, изменив тем самым показатели превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в феврале и марте 2014 года. Согласно представленным заявителем актам отбора проб во 2 и 3 квартале 2014 года превышение допустимых концентраций не зафиксировано. Фабрика получила сведения о результатах анализа пробы только из расчета, представленного ответчику в мае 2014 года, одновременно со счетом и актом от 30.04.2014, тогда как протокол анализа проб был составлен 20.01.2014. Соответственно, абонент был лишен права своевременно отреагировать на превышение показателей и требовать проведения отбора контрольных проб уже в феврале 2014 года. Достоверных доказательств направления результатов анализа сточных вод абоненту истцом в материалы дела не представлено. Доказательств того, что звонок по номеру 37-52-84, указанному в Договоре для извещения абонента, поступал дежурному слесарю, который обязан обеспечить доступ к колодцам и принять участие в отборе контрольных проб, в том числе и в обеденный перерыв иных сотрудников Фабрики, в материалы дела не представлено. Кроме того, в акте от 14.01.2014 не указано, что один экземпляр был передан абоненту. Акт в нарушение требований пункта 149 Правил N 644 был представлен ответчику только 07.05.2014. Действуя в нарушение норм законодательства, Общество злоупотребило правом, что недопустимо в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и привело к нарушению законных прав и интересов ответчика. Заявитель отмечает, что Договор заключен между сторонами до принятия нормативных актов, определяющих в настоящее время отношения предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов. Действие подзаконных нормативных правовых актов, изданных во исполнение положений Закона о водоснабжении, в частности Правила N 644, распространяется на отношения, возникшие после вступления в силу указанных нормативных правовых актов. Отношения сторон должны складываться на основе действующего Договора, который не предусматривает внесение платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика - не подлежащей удовлетворению. Общество указывает, что законодательством предусмотрена обязанность абонента по соблюдению нормативов составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований, а также обязанность в случае превышения указанных нормативов вносить соответствующую плату. Истец в полной мере доказал те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование заявленных требований. Обществом были предприняты все указанные в законе действия по оповещению ответчика о предстоящем отборе пробы. Истец не обязан проверять полномочия представителя, так как данные полномочия вытекают из обстановки. Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), и Договором не предусмотрена обязанность истца по направлению в адрес ответчика результатов анализов проб сточных вод. Общество самостоятельно направило в адрес Фабрики журнал контроля состава и свойств сточных вод, который получен ответчиком 10.02.2014, что подтверждается квитанцией и уведомлением. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что получение либо неполучение абонентом результатов анализов в данном случае не имеет никакого правового значения, так как параллельная проба не отбиралась. Ответчик указывает, что плата за негативное воздействие на работу ЦСВ является платой отличной от платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, от даты заключения Договора не зависит, а подлежит применению действующее законодательство.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области от 27 апреля 2015 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
30.11.2011 открытое акционерное общество водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново (правопредшественник Общества, ОАО "Водоканал") и Фабрика (абонент) заключили Договор в редакции протокола разногласий, протокола разногласий от 15.12.2011, протокола согласования разногласий от 03.02.2012, протокола согласования разногласий N 2 от 24.02.2012, согласно условиям которого ОАО "Водоканал" обязуется осуществлять водоснабжение абонента питьевой водой (по водопроводным вводам, указанным в Приложении N 1 к Договору) и оказывать абоненту услуги водоотведения и очистки сточных вод (по канализационным выпускам, указанным в Приложении N 1 к Договору), а абонент обязуется оплачивать полученную питьевую воду, оказанные услуги водоотведения и очистки сточных вод, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением воды и сбросом сточных вод.
Согласно пункту 2.4.12 Договора абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов и предоставлять в ОАО "Водоканал" в течение трех дней по окончании каждого квартала данные об объемах сточных вод, сбрасываемых по каждому из выпусков абонента (с приложением своих расчетов).
В соответствии с пунктом 2.4.14 Договора абонент обязан соблюдать режим отпуска питьевой воды и приема сточных вод, не превышать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (Приложение N 3 к Договору).
Абонент обязан своевременно и в полном объеме производить ОАО "Водоканал" оплату полученной питьевой воды, сброшенных сточных вод, в том числе с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (пункт 2.4.15 Договора).
Абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ на свою территорию представителям ОАО "Водоканал" и направлять своих представителей для отбора проб из контрольных канализационных колодцев. При этом представитель абонента, направленный для участия в вышеуказанных мероприятиях, считается наделенным соответствующими полномочиями (в том числе для подписания акта обследования, акта отбора проб) (пункт 2.4.17 Договора).
В пункте 2.4.18 Договора согласованы номера телефонов для вызова представителей абонента для участия в мероприятиях, перечисленных в пункте 2.4.17 Договора, а именно: 37-53-69, 37-52-84, 37-40-68.
Согласно пункту 4.2 Договора контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу и свойствам сточных вод осуществляется ОАО "Водоканал" не реже одного раза в квартал путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией ОАО "Водоканал", результаты анализа сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации города, выполненные отделением сточной воды центра контроля качества ОАО "Водоканал", являются официальными в соответствии с положением об аккредитованном центре (пункт 4.3 Договора).
В соответствии с пунктом 6.2 Договора абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации в соответствии с законодательством.
Договор вступает в законную силу с момента заключения и действует по 31.12.2012. Считается пролонгированным на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока не заявит о его пересмотре или расторжении (пункт 7.3 Договора).
14.01.2014 инженер водной инспекции Общества Быков А.Н. и пробоотборщик Орехов В.С. прибыли на территорию Фабрики для отбора проб сточных вод из контрольного канализационного колодца, вызвав представителя абонента по телефону.
Персоналом истца с участием представителя ответчика инженера Титовой В.А. в 12 часов 20 минут была отобрана проба в контрольном канализационном колодце ответчика.
По результатам отбора оформлен акт отбора проб N 9-П от 14.01.2014, подписанный представителем ответчика без возражений. Копия акта вручена представителю ответчика.
Согласно протоколу анализа N 22/14 от 20.01.2014 исследование пробы сточных вод показало превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения (допущено превышение по взвешенным веществам и железу).
Согласно расчету истца плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составляет 205 472 руб. 88 коп. (без НДС). Проба сточных вод отобрана 14.01.2014 (предыдущая проба), последующая проба - 03.04.2014 (Акт от 03.04.2014 N 92-П), при выполнении расчета платы период принят равным трем месяцам.
Истец сформировал и выставил к оплате ответчику счет-фактуру N 9298 от 30.04.2014 на сумму 242 458 руб. (плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с НДС).
Объем водоотведения определен на основании представленных ответчиком сведений, а также счетов-фактур и актов N 1226 от 31.01.2014, N 4127 от 28.02.2014, N 6612 от 31.03.2014. Указанные счета-фактуры были оплачены ответчиком без возражений.
Письмами от 19.05.2014 и от 25.06.2014 ответчик просил пересмотреть позицию по истребованию платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в связи с тем, что Фабрика не занимается производственной деятельностью, поэтому состав и свойства сброшенных сточных вод не может существенно отличаться от состава и свойств питьевой воды. Ответчик потребовал предоставить данные о фактической концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде по состоянию на январь 2014 года.
01.07.2014 Общество письмом N 1385 сообщило заявителю о несогласии с приведенными ответчиком доводами и направило в его адрес копию протокола анализа питьевой воды, отпускаемой в городские сети от 15.01.2014. Сообщил, что выписка из журнала контроля с указанием концентраций загрязняющих веществ, определенных в результате анализа отобранной 14.01.2014 пробы, направлена в адрес ответчика и получена последним 10.02.2014.
Неоплата задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения послужила основанием для обращения Общества с иском в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N167 и Правилами N 644, действующими с 14.08.2013.
Пунктом 2 статьи 13 Закона о водоснабжении также установлено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В свою очередь на основании пункта 2 статьи 14 указанного Закона о водоснабжении к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Довод заявителя о том, что в спорный период к отношениям сторон должны применяться положения Договора, который не содержит условий об оплате Обществу платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем такое начисление неправомерно, отклоняется апелляционным судом.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила N 644, в связи с чем в Правила N 167 внесены изменения, в частности: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. При этом остальные пункты силу не утратили.
Правила N 644 вступили в силу с 14.08.2013, а в части раздела VII данных Правил - с 01.01.2014.
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
С учетом изложенного правоотношения сторон в спорный период в части, касающейся соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам), и Правилами N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан:
- производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами,
-соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Следовательно, на абонентов возложена обязанность соблюдать нормативы по объему и составу сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и нормативы по составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Исходя из изложенных правовых норм, истец имел право на начисление оплаты как за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, так и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Кроме того, пунктом 2.4.12 Договора на абонента возложена обязанность осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять в ОАО "Водоканал" в течение трех дней по окончании каждого квартала данные об объемах сточных вод, сбрасываемых по каждому из выпусков абонента (с приложением своих расчетов).
Порядок определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен разделом 7 Правил N 644.
В соответствии с положениями указанного раздела расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется абонентом на основании формулы, приведенной в пункте 123 Правил N 644.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В нарушение указанных норм ответчик не представлял расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод, в связи с чем истец самостоятельно произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и выставил платежные документы ответчику.
Согласно пункту 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является квартал (три календарных месяца), поскольку согласно расшифровке индекса Q формулы, содержащейся в пункте 123 Правил N 644, период, в течение которого абонентом осуществлялось водоотведение, необходимый для расчета платы, исчисляется от момента обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев.
Суд первой инстанции установил, что в присутствии представителя Фабрики, Обществом произведен контрольный отбор проб сточных вод, о чем составлен акт отбора проб N 9-П от 14.01.2014, подписанный представителем ответчика без возражений.
В связи с тем, что по результатам лабораторного исследования отобранной пробы сточных вод установлено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения (допущено превышение по взвешенным веществам и железу), суд первой инстанции правомерно признал обоснованным расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, содержащейся в пункте 123 Правил N 644.
При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб. Проба сточных вод отобрана 14.01.2014, величина объема сточных вод, участвующая в расчете платы за негативное воздействие, определена с 01.01.2014 и ограничена тремя месяцами - по 31.03.2014.
Довод заявителя о том, что истцом не был соблюден порядок уведомления абонента о предстоящем отборе проб сточных вод, а акт отбора проб N 9-П от 14.01.2014 был представлен ответчику только 07.05.2014, отклоняется апелляционным судом.
Согласно пункту 148 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана сообщить о предстоящем отборе проб сточных вод за 15 минут, оповещение абонента осуществляется любым способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления.
Судом первой инстанции установлено, что инженер водной инспекции Общества Быков А.Н. известил ответчика о прибытии персонала истца и необходимости выделения представителя ответчика для участия в отборе проб сточных вод по телефону, указанному в пункте 2.4.18 Договора.
К контрольному канализационному колодцу прибыл представитель ответчика Титова В.А., обеспечившая доступ к контрольному канализационному колодцу.
Применительно к положениям пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия Титовой В.А. явствовали из обстановки, поскольку представитель явился к контрольному канализационному колодцу после того, как истец вызвал представителя по телефону, а также представитель обеспечил персоналу истца необходимый доступ для отбора пробы сточных вод из канализационного колодца.
По результатам отбора оформлен акт отбора проб N 9-П от 14.01.2014, подписанный представителем ответчика без возражений.
Согласно акту отбора проб N 9-П от 14.01.2014 он составлен в двух экземплярах под одним номером, из которых: один хранится в ОАО "Водоканал", а второй - у абонента.
Довод заявителя о том, что в нарушение пункта 41 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - правила N525), абоненту не направлены результаты анализа пробы воды, несостоятелен.
С 01.01.2014 вступила в действие в полном объеме глава 5 Закона N 416-ФЗ, и все абоненты организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие отведение сточных вод в систему централизованного водоотведения, подразделяются на две категории: 1 категория: абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее - НДС) и лимиты на сбросы и 2 категория: абоненты, которым НДС не устанавливаются, то есть не относящиеся к первой категории (не охватываются признаками Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов").
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно части 2 статьи 29 Закона о водоснабжении, если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде. На указанную группу абонентов не распространяются Правила N 167, Постановление Правительства N 1310.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 644 на таких абонентов по-прежнему распространяются Правила N 167, Постановление N 1310.
Правила N 525 устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, то есть данные Правила на ответчика не распространяются.
При этом ни в нормах Правил N 167, ни в Договоре не закреплена обязанность Общества по направлению в адрес Фабрики результатов анализов проб сточных вод.
Довод ответчика о злоупотреблении правом истцом необоснован.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Таким образом, действия лица, которые квалифицируются как злоупотребления правом, должны обладать определенными признаками, к которым, в частности, относятся их преднамеренный характер, чрезмерность (завышение) заявленного требования, неразумность, воспрепятствование осуществлению прав, получение конкурентных преимуществ.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательств, что в действиях истца присутствуют вышеназванные признаки.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспаривается, что оплата задолженности не была произведена.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 644 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца ко взысканию предъявлена неустойка, рассчитанная исходя из двукратной учетной ставки банковского процента 16,50% годовых (8,25% годовых ставка рефинансирования, действующая с 14.09.2012), что не противоречит требованиям Правил N 644.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Общества в заявленном размере.
Доводы ответчика не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного судебного разбирательства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.04.2015 по делу N А17-4604/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ткацкая фабрика" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4604/2014
Истец: АО "Водоканал", ОАО водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иваново (ОАО "Водоканал")
Ответчик: ООО "Ткацкая фабрика"