Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2015 г. N Ф07-1102/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А26-10792/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Ульянова Ю.В. (по доверенности от 05.03.2015),
от ответчика: 1) представитель Клюшкина Е.В. (по доверенности от 12.01.2015), 2,3) представители не явились, уведомлены,
от 3-го лица: представители не явились, уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13900/2015) администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2015 по делу N А26-10792/2014 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску Петрозаводского городского округа Республики Карелия в лице администрации Петрозаводского городского округа
к 1) администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, 2) администрации Шуйского сельского поселения, 3) администрации Гарнизонного сельского поселения
3-и лица: 1) муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Ритуал", 2) Петрозаводское муниципальное унитарное специализированное предприятие "Мемориал", 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками отсутствующим,
установил:
Муниципальное образование "Петрозаводский городской округ Республики Карелия" в лице администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505, место нахождения: 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, 2) (далее - Истец, Администрация округа) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (ОГРН 1051002321787, ИНН 1020011676, место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский район, пос. Новая Вилга, ул. Центральная, 5), (далее - Администрация района), администрации Шуйского сельского поселения (ОГРН 1051002321171, ИНН 1020011595, место нахождения: 185504, Республика Карелия, Прионежский район, пос. Шуя, ул. Школьная, д. 13), администрации Гарнизонного сельского поселения (ОГРН 1051002321842, ИНН 1020011683, место нахождения: 186100, Республика Карелия Прионежский район, пос. Чална-1, ул. Завражнова, 8) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми N N 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:00314401:223, 10:20:0031401:11 и признании за Администрацией округа права постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казённое учреждение Петрозаводского городского округа "Ритуал", Петрозаводское муниципальное унитарное специализированное предприятие "Мемориал", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по Республике Карелия).
Решением арбитражного суда от 27.04.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с названным решением, Администрация района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, распоряжение Правительства РК N 190-р от 23.03.95 издано с превышением полномочий, поскольку в 1995 году правом на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР обладали только местные администрации, а Администрация района постановления о предоставлении спорных земельных участков Истцу не издавала. С учетом изложенного податель жалобы считает, что спорный земельный участок мэрии города Петрозаводска не предоставлялся. Также податель жалобы указывает, что предварительное согласование места размещения объекта, указанное в постановлениях мэра Прионежского района от 08.06.1993 N 505, от 08.07.1993 N 507, прекратило действие в 1996 году. Кроме того, податель жалобы считает, что Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N2287 право постоянного (бессрочного) пользования упразднено, в связи с чем земельный участок площадью 52,9 га не мог быть предоставлен Истцу на указанном праве. Иных доказательств возникновения соответствующих прав на землю (государственный акт, свидетельство) Истцом не представлено, в связи с чем в удовлетворении требований следовало отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации района доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель Администрации округа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Администрации поселений, а также третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 15.05.2014 на основании постановления Администрации района от 20.01.2014 N 69 за администрацией Гарнизонного сельского поселения зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков, находящихся по адресу: республика Карелия, Прионежский район, с кадастровым номером 10:20:0031401:488 площадью 126 897 кв.м., разрешенное использование "для строительства объекта "Третья очередь гражданского кладбища" и с кадастровым номером 10:20:0031401:489 площадью 1 018 882 кв.м., разрешенное использование "для строительства кладбища с подъездной дорогой".
На основании постановления Администрации района от 17.01.14 N 65 администрации Шуйского сельского поселения на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки с кадастровым номером 10:20:0031401:11 площадью 167 227 кв.м., разрешенное использование "для строительства объекта "для размещения гражданского кладбища и подъездной дороги" и с кадастровым номером 10:20:0031401:223 площадью 161 613 кв.м., разрешенное использование "для строительства гражданского кладбища", расположенные по адресу: Республика Карелия, Прионежский район.
Право постоянного (бессрочного) пользования на данные земельные участки в соответствии с выпиской из ЕГРП от 28.08.2014 зарегистрировано 26.06.2014.
Ссылаясь на то, что на дату предоставления Администрацией района спорных земельных участков администрациям поселений право постоянного (бессрочного) пользования участками принадлежало Администрации округа, Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании зарегистрированного права отсутствующим.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в статье 24 указанного кодекса.
Статья 27 Земельного кодекса Республики Карелия от 21.11.1991 предусматривала возможность изъятия зеленых зон, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд по согласованию с органами местного самоуправления городов и населенных пунктов, к которым относятся эти зоны, и с разрешения Совета министров Республики Карелия.
В силу положений статьи 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, был установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 1064 от 23.10.1993 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом".
В то же время приказом Рослесхоза от 29.03.1994 N 69 утверждено Положение "О порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" (далее - Положение), регламентирующее порядок перевода лесных земель в нелесные и последующего их предоставления заинтересованным лицам в пользование.
Согласно п. 7 указанного Положения юридические лица и граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением в орган исполнительной власти района.
Как было установлено судом первой инстанции, на основании обращения мэра г. Петрозаводска в Совет Министров Республики Карелия от 22.05.1992 N 254 о выделении места под строительство городского кладбища на территории Прионежского или Пряжинского районов районным комитетом Прионежского района по земельным ресурсам подготовлены два дела по предоставлению земельных участков Мэрии г. Петрозаводска: для размещения кладбища (N740 (1)) и для размещения подъездной дороги (дело N740 (2)).
04.06.1993 утверждены акты выбора земельных участков ориентировочной площадью 80 га на территории Виданского лесничества в 80,81 кадастровых кварталах для размещения кладбища N 1 (2) и N 2 (2) для размещения подъездной дороги к кладбищу площадью 8 га.
В соответствии с п. 7 Положения были приняты постановления Прионежского районного Совета народных депутатов мэрии района от 08.07.1993 N 506 и N 507, в соответствии с которыми Администрация района предварительно согласовала мэрии г. Петрозаводска предоставление земельного участка ориентировочной площадью 80 га для размещения городского кладбища на территории Виданского лесничества 79,80 кварталах (леса второй группы) и земельного участка ориентировочной площадью 8,0 га для размещения подъездной дороги к кладбищу в 80,81 кадастровых кварталах (леса первой и второй группы). Указанными постановлениями мэрии г. Петрозаводска было разрешено проведение на данной территории проектно-изыскательских работ.
Письмом от 13.01.1994 мэрия г. Петрозаводска обратилась в мэрию Прионежского района за предоставлением земельного участка для строительства подъездной автодороги к кладбищу. Постановлением Прионежского районного Совета народных депутатов мэрии района от 03.02.1994 N 69 Администрация района приняла решение испросить у Совета министров РК возможность изъятия земельного участка Петрозаводского лесничества Петрозаводского мехлесхоза, занятого лесами первой и второй групп, для строительства автомобильной дороги к городскому кладбищу.
Письмом от 08.06.1994 мэрия г. Петрозаводска обратилась в мэрию Прионежского района за предоставлением земельного участка для размещения городского кладбища. Постановлением Администрации местного самоуправления Прионежского района от 26.09.1994 N 608 ответчик принял решение испросить у Правительства РК возможность изъятия земельных участков из земель лесного фонда (леса первой и второй группы) площадью 56,2 га и 52,9 га, расположенных в 73,79,80,81 кадастровых кварталах Петрозаводского лесничества, и предоставления их в постоянное пользование мэрии г. Петрозаводска для строительства гражданского кладбища с подъездной автодорогой. Пунктом 3 указанного постановления ранее изданное постановление N 69 от 03.08.1994 было признано утратившим силу.
В соответствии с п. 9, 11 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службами (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно-планировочными и другими) принимает постановление и обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель. Правительство Российской Федерации на основании заключений Рослесхоза или Роскомзема и материалов землеустроительного дела принимает распоряжение о переводе лесных земель в нелесные или дает обоснованный отказ.
Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные является основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование.
Во исполнение вышеизложенных пунктов Положения Правительством Российской Федерации было издано распоряжение от 07.03.1995 N 307-р о разрешении перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Впоследствии, на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.03.1995 N 190-р органу местного самоуправления г. Петрозаводска в постоянное пользование был предоставлен земельный участок площадью 52,9 га для строительства гражданского кладбища и подъездной автодороги.
Учитывая изложенное, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что право постоянного пользования земельным участком площадью 52,9 га возникло у органа местного самоуправления города Петрозаводска 23.03.1995.
Истечение в 1996 году срока действия предварительного согласования места размещения объекта, указанного в постановлениях мэра Прионежского района от 08.06.1993 N 505 и от 08.07.1993 N 507, вопреки доводам жалобы само по себе не исключает возникновения у органа местного самоуправления города Петрозаводска соответствующего права с учетом принятия постановления Администрации района N 608 от 26.09.1994 и последующего издания Правительством РК распоряжения от 23.03.1995 N 190-р.
Доводы подателя жалобы о наличии у Администрации района в спорный период каких-либо полномочий по изъятию и предоставлению заинтересованным лицам лесных земель, в том числе занятых лесами первой и второй группы, не нашли своего подтверждения при проверке законности судебного акта.
В соответствии с частью 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
На основании положений статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" суд первой инстанции правомерно указал, что право постоянного (бессрочного) пользования Администрации округа является ранее возникшим, в связи с чем признается юридически действительным и в отсутствие государственной регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя.
Судом первой инстанции установлено, что в период 2003-2011 годов за счет средств Петрозаводского бюджета сооружены и введены в эксплуатацию 1, 2, 3 очереди гражданского кладбища в д. Вилга, по заказу Истца проводились землеустроительные работы по формированию из единого земельного участка ориентировочной площадью 52,9 га четырех спорных земельных участков и постановке их на кадастровый учёт.
Учитывая изложенное, следует признать, что действия Администрации района по предоставлению спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование администрациям поселений являлись неправомерными и не повлекли правовых последствий в виде возникновения соответствующих прав.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения нарушения его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрирован за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Установив, что с момента предоставления Истцу земельного участка площадью 52,9 га участок находился и по настоящее время сформированные из него четыре спорных участка находятся в фактическом владении Истца, суд первой инстанции правомерно посчитал заявленные Администрацией округа требования подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10792/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2015 г. N Ф07-1102/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Петрозаводский городской округ Республики Карелия в лице Администрации Петрозаводского городского округа
Ответчик: Администрация Гарнизонного сельского поселения, Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, Администрация Шуйского сельского поселения
Третье лицо: Администрация Прионежского муниципального района, Муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Ритуал", Петрозводское муниципальное унитарное специализированное предприятие "Мемориал", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Карелия