г. Санкт-Петербург |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А21-515/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Сидорычева Е.Ю. - доверенность N 01-03-23/3-Д от 09.03.2015
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12892/2015) Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2015 по делу N А21-515/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОГРН 5087746119951; адрес: 109507, г. Москва, ул. Ферганская, д. 25; далее - ОАО "Концерн Росэнергоатом", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) от 20.01.2015 N 8.2-Пс/0003-0000-2015, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.04.2015 заявленное Обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 14.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Управление Ростехнадзора извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Неманской городской прокуратурой с привлечением Управления Ростехнадзора в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов ОАО "Концерн Росэнергоатом", было выявлено, что на территории открытой строительной площадки готовой продукции арматурного производства Балтийской АЭС, по адресу: Калининградская область, Неманский район, пос. Лунино (решением Сельского совета депутатов Лунинского сельского поселения от 26.02.2013 N 321 объекту строительства присвоен адрес: 238717, Калининградская область, Неманский район, п. Маломожайское, ул. Центральная, д.1а) расположены следующие объекты:
- козловой кран электрический специальный - тип крана - КС-50-42Б (заводской номер 1379/142), 1986 года изготовления, назначение крана - обслуживание открытых площадок, складов и монтаж строительных конструкций;
- козловой кран электрический специальный - тип крана - КС-50-42В (заводской номер 683/2072), 1993 года выпуска, назначение крана - обслуживание открытых площадок, складов и монтаж строительных конструкций.
Как указано в справке государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора от 20.11.2014 (том 2 л.д.26-27), вышеуказанные козловые краны были идентифицированы как технические устройства в составе опасного производственного объекта (площадка кранов), при этом выявлены следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности:
- не зарегистрирован опасный производственный объект (с находящимися на нем техническими устройствами - кранами) в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, чем нарушен пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ);
- отсутствуют документы об обеспечении укомплектованности штата работников опасного производственного объекта, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ;
- не представлены документы о проведении подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37;
- отсутствует договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, чем нарушен пункт 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ.
Постановлением Неманского городского прокурора от 26.11.2014 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления Ростехнадзора от 20.01.2015 N 8.2-Пс/0003-000-2015 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества события вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 14.04.2015 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому Закону.
В силу пункта 3 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
В разделе 15 Приложения к Приказу Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы, отнесены, в том числе площадки кранов (козлового, портового, мостового, портового и т.д.).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Таким образом, соблюдение вышеуказанных требований промышленной безопасности возлагается на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
Как усматривается из материалов дела и пояснений, данных представителями Общества в ходе производства по делу об административном правонарушении, козловые электрические краны были приобретены ОАО "Концерн Росэнергоатом" уже смонтированными, но выведенными из эксплуатации предыдущим собственником, о чем в паспортах данных технических средств имеются соответствующие отметки.
Указанные краны КС 50-42Б зав.N 1379/142 и КС 50-42В зав. N 683/2072 были учтены на балансе филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Балтийской атомной станции" без ввода в эксплуатацию, на основании приказа N248-П от 28.03.2014 (том 1 л.д.52-54, акты приемки-передачи основных средств, том 3 л.д.13-18).
Из пояснений Общества следует, что на момент приобретения кранов в декабре 2013 года на площадке строительства Балтийской АЭС работы с использованием указанных кранов не велись, а строительство Балтийской АЭС в активной фазе проводилось лишь по май 2013 года, в настоящее время данные технические устройства не эксплуатируются (находятся в обесточенном состоянии) и проводятся мероприятия по консервации кранов.
Аналогичные пояснения были даны в ходе проверки директором ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Балтийской атомной станции" В.А. Трутневым, а также начальником отдела экономической безопасности Дирекции строящейся Балтийской АЭС П.А. Чурсовым (том 2 л.д. 39-44).
Административным органом указанные доводы Общества не опровергнуты.
В справке государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора Васильева А.Л. от 20.11.2014 (том 2 л.д.41) указано, что на момент проведения проверки краны не эксплуатировались, обесточены, но находятся в работоспособном состоянии. При этом, вывод инспектора о работоспособности кранов ничем не подтвержден. Из представленных административным органом фотографий также не усматривается факт непосредственной эксплуатации (использования в работе) Обществом козловых кранов на момент проведения проверки (том 2 л.д.28-38). В ходе проводимой прокуратурой проверки не истребовались и не изучались такие документы как: рапорты о работе козловых кранов (форма ЭСМ-1), утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, журнал учета состояния крановых путей, вахтенные журналы машинистов кранов (ПБ 10-382-00), график работ козловых кранов с указанием вида и объема производимых работ, на основании которых можно было бы сделать однозначный вывод о фактической эксплуатации Обществом козловых электрических кранов. В постановлении прокурора от 26.11.2014 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении также указано, что на момент проведения проверки краны не эксплуатировались и были обесточены.
Проведение Обществом работ по консервации козловых кранов КС 50-42Б зав.N 1379/142 и КС 50-42В зав. N 683/2072 подтверждается также и представленным подателем жалобы в суд апелляционной инстанции заключением N 004/15 экспертизы промышленной безопасности рабочей документации на консервацию козловых кранов.
При таких обстоятельствах, следует признать, что административным органом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт эксплуатации и использования Обществом спорных козловых кранов, что является обязательным условием для соблюдения требований промышленной безопасности к таким объектам, а следовательно, не доказано наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 коАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у административного органа оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Ростехнадзора и отмены решения суда от 14.04.2015 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 апреля 2015 года по делу N А21-515/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-515/2015
Истец: ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора)