г. Киров |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А28-13671/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитинской Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности от 04.08.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.05.2015
по делу N А28-13671/2014, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" (ИНН: 4345038820, ОГРН: 1034316533459)
к Управлению охраны и использования животного мира Кировской области (юридический адрес: 610020, г. Киров, ул. Володарского, д. 82),
третьи лица: Правительство Кировской области (юридический адрес: 610019, г.Киров, ул. К. Либкнехта, д. 69),
Кировское областное государственное казенное учреждение "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" (юридический адрес: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Володарского, д. 82),
Котельничская районная организация общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (юридический адрес: 612600, Кировская область, Котельничский район, г. Котельнич, ул. Володарского, д.20),
о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лабдиа" (далее - заявитель, ООО "Лабдиа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным отказа Управления охраны и использования животного мира Кировской области (далее - ответчик, Управление) в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, выраженного в письме от 10.07.2014 N 637-50-01-36, и об обязании ответчика заключить с Обществом охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий в границах, предусмотренных постановлением администрации Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Кировской области, Кировское областное государственное казенное учреждение "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" и Котельничская районная организация общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов".
Решением суда от 13.05.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лабдиа" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель обращает внимание на то, что в связи с наличием соответствующего решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - постановления администрации Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты" - и последующей выдачей Обществу долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в настоящее время стадия подачи заявления на получение такой лицензии, предусмотренная статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), миновала, при этом настаивает на том, что внесение постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/262 изменений в постановление администрации Кировской области от 28.07.2000 N 305 в части описания границ и разделения охотничьего хозяйства ООО "Лабдиа" на два участка в силу статьи 36 Закона N52-ФЗ являлось правовым основанием для выдачи Обществу второй долгосрочной лицензии на участок N 2. Бездействие государственного органа, своевременно не исполнившего свои властные полномочия по выдаче лицензии, по мнению заявителя, не может служить основанием для отказа в заключении с ООО "Лабдиа" охотхозяйственного соглашения, тем более что частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) юридическим лицам предоставлено право заключить такое соглашение без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий, которые указаны в договорах о предоставлении в пользование территорий. Также Общество считает, что отсутствие лицензии на участок N 2 не является основанием для полного отказа в заключении охотхозяйственного соглашения в порядке части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, поскольку на участок N 1 у заявителя имеется и лицензия, и договор.
Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Правительство Кировской области и Управление представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых опровергают доводы ООО "Лабдиа", настаивают на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривают правовых оснований для его отмены.
Ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Правительство Кировской области поступило заявление ООО "Лабдиа" на получение в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также территории, акватории, необходимых для осуществления этого вида пользования. В заявке указаны границы и площадь территории, акватории. Срок пользование животным миром определен продолжительностью 25 лет.
03.02.2006 Управление Россельхознадзора по Кировской области (лицензирующий орган) подготовило заключение о соответствии заявки Общества общим и специальным требованиям и условиям, установленным законодательством по отношению к лицензиатам на данный вид долгосрочного охотопользования.
20.04.2006 Правительством Кировской области издано постановление N 57/81 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром", которым внесены изменения в постановление администрации Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты".
Пунктом 1.9 постановления от 20.04.2006 N 57/81 решено предоставить право пользования объектами животного мира, а также территории, акватории, необходимые для осуществления пользования животным миром, ряду лиц, в том числе ООО "Лабдиа" (охотничьи угодья в Котельничском районе площадью 9,0 тысяч гектаров).
Приложением N 2 к постановлению от 20.04.2006 N 57/81 предусмотрены следующие границы охотничьего хозяйства ООО "Лабдиа" площадью 9,0 тысяч гектаров: северная - от населенного пункта Черная по полевой дороге через урочища Сандаки, Головещицы до автодороги федерального значения "Вятка", далее по автодороге "Вятка" до села Боровка; далее по автодороге Боровка - Разлив до населенного пункта Разлив; восточная - от населенного пункта Разлив по правому берегу озера Боровская Старица до впадения его в реку Вятка и вниз по течению реки Вятка на юг до административной границы Котельничского района с Арбажским районом; южная - по административной границе Котельничского района с Арбажским районом до старого Яранского тракта; западная - по старому Яранскому тракту на север до населенного пункта Черная.
29.05.2006 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области Обществу выдана долгосрочная лицензия серии XX N 7189 на пользование объектами животного мира. Срок действия долгосрочной лицензии установлен с 29.05.2006 по 29.05.2030. Долгосрочная лицензия выдана на основании постановления Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром". Из долгосрочной лицензии следует, что границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, установлены в соответствии с приложением N 2 к постановлению Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81.
В соответствии с пунктом 2 Условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром, являющихся приложением N 1 к долгосрочной лицензии, пользование охотничьими животными осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, при наличии решения Правительства Кировской области о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования охотничьими животными и договора между Правительством Кировской области и пользователем о предоставлении ему охотничьих угодий.
31.05.2006 Правительство Кировской области и ООО "Лабдиа" подписали договор N 05-06/2л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Пунктом 1.1 данного договора предусмотрено, что Общество принимает территорию, акваторию площадью 9,0 тысяч гектаров согласно постановлению Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81. Описание границ дано в приложении N 1 к договору. Названный договор от 31.05.2006 N 05-06/2л заключен сроком на три года с 31.05.2006 по 30.05.2009.
Приложение N 1 к договору от 31.05.2006 N 05-06/2л содержит следующее описание границ охотничьего хозяйства ООО "Лабдиа" площадью 9,0 тысяч гектаров. Границы участка N 1: северная - от населенного пункта Черная по проселочной дороге через населенный пункт Сандаки, урочище Вороничи, населенные пункты Головещицы, Рыбины до автодороги Котельнич - Тужа - Яранск, далее на юго-восток по автодороге Котельнич - Тужа - Яранск до населенного пункта Боровка; далее на восток по дороге Боровка - Разлив до населенного пункта Разлив и по северной оконечности населенного пункта Разлив до выхода на правый берег Боровской Старицы; восточная - от северной оконечности населенного пункта Разлив по правому берегу Боровской Старицы до пересечения с административной границей Котельничского и Арбажского районов (отметка N 53); южная - от места выхода административной границы Котельничского и Арбажского районов на Боровскую Старицу (отметка N 53) на запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до северо-восточного угла квартала 10 Шембетского лесничества, далее на юг по восточной грани квартала 10 до юго-восточного угла квартала 10 Шембетского лесничества, далее от юго-восточного угла квартала 10 на запад по южным граням кварталов 10, 9, 8 Шембетского лесничества и южным граням кварталов 31, 30, 29 Вишкильского лесничества Котельничского лесхоза до выхода на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (отметка N 19); западная - от места выхода южной грани квартала 29 Вишкильского лесничества Котельничского лесхоза на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (отметка N 19) на север по автодороге Шмелек - Черная - Пармаж до населенного пункта Черная. Границы участка N 2: северная - от отметки 476 километр реки Вятка напротив впадения озера Холшовик по левому берегу реки Вятка вверх по течению до пересечения административной границы Котельничского и Верхошижемского районов; восточная - от пересечения реки Вятка с административной границей Котельничского и Верхошижемского районов на юго-восток по административной границе до стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63); южная - от стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63) на юго-запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до пересечения старого русла реки Вятка; западная - от пересечения административной границы Котельничского и Арбажского районов со старым руслом реки Вятка по левому берегу старого русла реки Вятка вверх по течению до отметки 476 километр реки Вятка.
14.11.2006 Правительством Кировской области издано постановление N 74/262 "О предоставлении права пользования объектами животного мира, а также территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром", которым внесены изменения в постановление администрации Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты", в том числе изменения в границах угодий, предоставляемых юридическим лицам в целях охоты (пункт 4).
Пунктом 3 постановления Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/262 Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области рекомендовано привести в соответствие с пунктом 4 данного постановления ранее выданные долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Пунктом 14 приложения N 3 к постановлению Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/262 установлены следующие границы охотничьего хозяйства ООО "Лабдиа" площадью 9,0 тысяч гектаров. Участок N 1: северная - от населенного пункта Черная по проселочной дороге через населенный пункт Сандаки, урочище Вороничи, населенные пункты Головещицы, Рыбины до автодороги Котельнич - Тужа - Яранск, далее на юго-восток по автодороге Котельнич - Тужа - Яранск до населенного пункта Боровка; далее на восток по дороге Боровка - Разлив до населенного пункта Разлив и по северной оконечности населенного пункта Разлив до выхода на правый берег Боровской Старицы; восточная - от северной оконечности населенного пункта Разлив по правому берегу Боровской Старицы до пересечения с административной границей Котельничского и Арбажского районов (отметка N 53); южная - от места выхода административной границы Котельничского и Арбажского районов на Боровскую Старицу (отметка N 53) на запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до северо-восточного угла квартала 10 Шембетского лесничества, далее на юг по восточной грани квартала 10 до юго-восточного угла квартала 10 Шембетского лесничества, далее от юго-восточного угла квартала 10 на запад по южным граням кварталов 10, 9, 8 Шембетского лесничества и южным граням кварталов 31, 30, 29 Вишкильского лесничества Котельничского лесхоза до выхода на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (отметка N 19); западная - от места выхода южной грани квартала 29 Вишкильского лесничества Котельничского лесхоза на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (отметка N 19) на север по автодороге Шмелек - Черная - Пармаж до населенного пункта Черная. Участок N 2: северная - от отметки 476 километр реки Вятка напротив впадения озера Холшовик по левому берегу реки Вятка вверх по течению до пересечения административной границы Котельничского и Верхошижемского районов; восточная - от пересечения реки Вятка с административной границей Котельничского и Верхошижемского районов на юго-восток по административной границе до стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63); южная - от стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63) на юго-запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до пересечения старого русла реки Вятка; западная - от пересечения административной границы Котельничского и Арбажского районов со старым руслом реки Вятка по левому берегу старого русла реки Вятка вверх по течению до отметки 476 километр реки Вятка.
06.07.2009 Управление охраны и использования животного мира Кировской области и ООО "Лабдиа" подписали договор N 07-09/6л на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что Обществу предоставляется для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, территория, акватория площадью 9,0 тысяч гектаров согласно постановлению Правительства Кировской области от 28.07.2000 N 305. Договор от 06.07.2009 N 07-09/6л заключен сроком до 01.07.2014.
Приложение N 1 к договору от 06.07.2009 N 07-09/6л содержит следующее описание границ охотничьего хозяйства ООО "Лабдиа" площадью 9,0 тысяч гектаров. Участок N 1: северная - от населенного пункта Черная по проселочной дороге через населенный пункт Сандаки, урочище Вороничи, населенные пункты Головещицы, Рыбины до автодороги Котельнич - Тужа - Яранск, далее на юго-восток по автодороге Котельнич - Тужа - Яранск до населенного пункта Боровка; далее на восток по дороге Боровка - Разлив до населенного пункта Разлив и по северной оконечности населенного пункта Разлив до выхода на правый берег Боровской Старицы; восточная - от северной оконечности населенного пункта Разлив по правому берегу Боровской Старицы до пересечения с административной границей Котельничского и Арбажского районов (отметка N 53); южная - от места выхода административной границы Котельничского и Арбажского районов на Боровскую Старицу (отметка N 53) на запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до северо-восточного угла квартала 10 Шембетского лесничества, далее на юг по восточной грани квартала 10 до юго-восточного угла квартала 10 Шембетского лесничества, далее от юго-восточного угла квартала 10 на запад по южным граням кварталов 10, 9, 8 Шембетского лесничества и южным граням кварталов 31, 30, 29 Вишкильского лесничества Котельничского лесхоза до выхода на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (отметка N 19); западная - от места выхода южной грани квартала 29 Вишкильского лесничества Котельничского лесхоза на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (отметка N 19) на север по автодороге Шмелек - Черная - Пармаж до населенного пункта Черная. Участок N 2: северная - от отметки 476 километр реки Вятка напротив впадения озера Холшовик по левому берегу реки Вятка вверх по течению до пересечения административной границы Котельничского и Верхошижемского районов; восточная - от пересечения реки Вятка с административной границей Котельничского и Верхошижемского районов на юго-восток по административной границе до стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63); южная - от стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63) на юго-запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до пересечения старого русла реки Вятка; западная - от пересечения административной границы Котельничского и Арбажского районов со старым руслом реки Вятка по левому берегу старого русла реки Вятка вверх по течению до отметки 476 километр реки Вятка.
10.04.2014 в Управление поступило заявление ООО "Лабдиа" с просьбой заключить в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона на право заключения данного соглашения на срок 49 лет в отношении предоставленных Обществу в пользование охотничьих угодий площадью 9 тысяч гектаров в следующих границах. Участок N 1: северная - от населенного пункта Черная по проселочной дороге через населенный пункт Сандаки, урочище Вороничи, населенные пункты Головещицы, Рыбины до автодороги Котельнич - Тужа -Яранск, далее на юго-восток по автодороге Котельнич - Тужа - Яранск до населенного пункта Боровка; далее на восток по дороге Боровка - Разлив до населенного пункта Разлив и по северной оконечности населенного пункта Разлив до выхода на правый берег Боровской Старицы; восточная - от северной оконечности населенного пункта Разлив по правому берегу Боровской Старицы до пересечения с административной границей Котельничского и Арбажского районов (отметка N 53); южная - от места выхода административной границы Котельничского и Арбажского районов на Боровскую Старицу (отметка N 53) на запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до точки N 16 (N57 55.630 Е48 22.010), далее 645 м в юго-западном направлении до точки N 15 (N57 55.373 Е48 21.569), далее 651 м в юго-восточном направлении до точки N 14 (N57 55.136 Е48 22.056), далее 1,2 км в юго-западном направлении до точки N 13 (N57 54.574 Е48 21.366), далее 696 м в западном направлении до точки N 12 (N57 54.693 Е48 20.697), далее 121 м в северо-западном направлении до точки N 11 (N57 54.753 Е48 20.646), далее 280 м в западном направлении до точки N 10 (N57 54.758 Е48 20.362), далее 1,2 км в южном направлении до точки N 9 (N57 54.096 Е48 20.225), далее 752 м в западном направлении до точки N 8 (N57 54.042 Е48 19.469), далее 2,0 км в западном направлении до точки N 7 (N57 53.916 Е48 17.481), далее 196 м в южном направлении до точки N 6 (N57 53.816 Е48 17.415), далее I,5 км в западном направлении до точки N 5 (N57 53.948 Е48 15.874), далее 1,8 км в западном направлении до точки N 4 (N57 54.078 Е48 14.083), далее 1,8 км в западном направлении до точки N 3 (N57 54.226 Е48 12.263), далее 1,0 км в западном направлении до точки N 2 (N57 54.302 Е48 II.248), далее 1,9 км в западном направлении до выхода на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (точка N 1 (N57 54.453 Е48 09.316); западная - от места выхода на автодорогу Шмелек - Черная - Пармаж (точка N 1 (N57 54.453 Е48 09.316)) на север по автодороге Шмелек - Черная - Пармаж до населенного пункта Черная. Участок N 2: северная - от отметки 476 километр реки Вятка напротив впадения озера Холшовик по левому берегу реки Вятка вверх по течению до пересечения административной границы Котельничского и Верхошижемского районов; восточная - от пересечения реки Вятка с административной границей Котельничского и Верхошижемского районов на юго-восток по административной границе до стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63); южная - от стыка административных границ Котельничского, Арбажского и Верхошижемского районов (отметка N 63) на юго-запад по административной границе Котельничского и Арбажского районов до пересечения старого русла реки Вятка; западная - от пересечения административной границы Котельничского и Арбажского районов со старым руслом реки Вятка по левому берегу старого русла реки Вятка вверх по течению до отметки 476 километр реки Вятка.
10.07.2014 ответчик направил Обществу письмо N 637-50-01-36, в котором указал, что долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серии XX N 7189, выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области 29.05.2006, ООО "Лабдия" предоставлено право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах, указанных в приложении N 2 к постановлению Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81. В заявлении ООО "Лабдия" указана территория, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в названном постановлении Правительства Кировской области и указание на которую содержится в долгосрочной лицензии. В частности, в заявлении указывается участок N 2, на котором право пользования животным миром заявителю не было предоставлено в соответствии с долгосрочной лицензией. В этой связи в заключении с Обществом охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий в границах, указанных в заявлении, было отказано.
Полагая, что отказ Управления в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона не соответствует закону и нарушает права ООО "Лабдиа" на свободное осуществление предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании данного отказа незаконным и обязании ответчика заключить с Обществом охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий в границах, предусмотренных постановлением администрации Кировской области от 28.07.2000 N 305 "О заключении договоров на предоставление территорий для осуществления охоты".
Суд первой инстанции указал, что для заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий без проведения аукциона на право заключения таких соглашений необходимо наличие долгосрочной лицензии на пользование животным миром, выданной до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ; границы и площадь охотничьих угодий, в отношении которых предполагается заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона, должны соответствовать границам и площади территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, указанным в долгосрочной лицензии; границы и площадь охотничьих угодий, указанные в договоре о предоставлении в пользование территории или акватории, должны соответствовать границам и площади территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, указанным в долгосрочной лицензии; если для пользования животным миром предоставлено несколько обособленных территорий, то на каждую из них должна быть выдана отдельная лицензия.
Поскольку в поданном Обществом в Управление заявлении границы охотничьих угодий, в отношении которых предполагалось заключение охотхозяйственного соглашения, были описаны способом, отличным от описания границ территории, акватории, указанного в приложении N 2 к постановлению Правительства Кировской области от 20.04.2006 N 57/81, ссылка на которое содержится в долгосрочной лицензии ООО "Лабдиа", при этом отдельные лицензии на территории, указанные в заявлении Общества от 10.04.2014, не выдавались, оспариваемый отказ ответчика был признан законным и обоснованным, а в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Из положений статьи 1 Закона N 209-ФЗ следует, что добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты.
В соответствии с пунктом 15 названной нормы охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Согласно статье 7 Закона N 209-ФЗ такие территории подразделяются на закрепленные (используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты.
В силу статьи 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (часть 1).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения (часть 3).
Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения определен в статье 28 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, по общему правилу охотхозяйственные соглашения могут быть заключены только по результатам публичного аукциона, обеспечивающего возможность побороться за право заключения охотхозяйственного соглашения неопределенному кругу заинтересованных лиц.
Исключение из приведенного выше правила закреплено в части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, в силу которой юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
При этом по смыслу статьи 71 Закона N 209-ФЗ право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (то есть до 01.04.2010), в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий. Основанием заключения охотхозяйственного соглашения является наличие долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира (выданной до вступления в силу данного Закона) и одновременно договора о предоставлении территорий и акваторий.
До вступления в силу Закона N 209-ФЗ отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Законом N 52-ФЗ, который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.
Статьей 37 Закона N 52-ФЗ, регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Закона N 52-ФЗ).
Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 209-ФЗ), заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи.
Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.
В соответствии с названными выше положениями Закона N 52-ФЗ приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 было утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Данное Положение продолжало действовать в течение всего периода рассматриваемых в рамках настоящего дела правоотношений (в том числе на момент выдачи долгосрочной лицензии, заключения договоров от 31.05.2006 N05-06/2л, от 06.07.2009 N 07-09/6л, издания Правительством Кировской области постановлений от 20.04.2006 N 57/81, от 14.11.2006 N 74/262) и утратило силу 04.10.2010.
Пунктом 4 названного положения, определяющего в рассматриваемый период порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, был предусмотрен перечень документов, подаваемых для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными. При этом указано, что среди прочего соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявку на получение охотничьих животных в пользование.
Таким образом, до октября 2010 года был предусмотрен заявительный порядок получения долгосрочной лицензии, что предполагало выдачу разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира, на определенной территории по инициативе самого потенциального пользователя животным миром.
Из материалов дела видно, что фактически долгосрочной лицензией от 29.05.2006 серии XX N 7189 ООО "Лабдиа" предоставлено право пользования объектами животного мира на одном участке площадью 9,0 тысяч гектаров. На участок N 2, границы которого были описаны в заявлении Общества, лицензия на пользование объектами животного мира у заявителя отсутствует, с соответствующим заявлением в уполномоченный орган ООО "Лабдиа" не обращалось, что в силу действовавших до 2010 года нормативных правовых актов исключало выдачу такой лицензии по усмотрению и инициативе уполномоченного (лицензирующего) органа. Следовательно, какое-либо несоответствующее требованиям законодательства бездействие со стороны уполномоченных органов допущено не было.
Из приведенных выше норм следует, что договор о предоставлении территорий и акваторий определяет только территории, на которые могут претендовать обладатели долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, если они не были указаны в решении о предоставлении заявленной территории или акватории или самой долгосрочной лицензии. Границы и площадь охотничьих угодий, в отношении которых предполагается заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона, должны соответствовать границам и площади территории и акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, указанным в долгосрочной лицензии.
Поскольку в рассматриваемом случае у Общества имеется долгосрочная лицензия, дающая право пользования объектами животного мира, и договор, в совокупности определяющие территорию для осуществления охотхозяйственной деятельности, в том числе границами участка N 1, при этом территория участка N 2 по договору предоставлена заявителю для осуществления охоты, однако долгосрочная лицензия, дающая право пользования объектами животного мира на участке N 2, отсутствует, оснований для заключения с ООО "Лабдиа" охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий в границах участков N 1 и N 2 совместно, как это указано в заявлении Общества, у Управления не имелось. За заключением отдельных охотхозяйственных соглашений в отношении конкретных территорий Общество не обращалось. Оснований для самостоятельного определения участка, из указанных в заявлении, в целях заключения охотхозяйственного соглашения, либо заключения охотхозяйственного соглашения в отношении иных границ охотничьих угодий, чем испрашивало Общество при обращении с заявлением, при отсутствии такого обращения заявителя, у ответчика не имелось.
При изложенных обстоятельствах, установив отсутствие указанных выше оснований, Управление правомерно направило в адрес ООО "Лабдиа" письмо от 10.07.2014 N 637-50-01-36 с указанием на невозможность заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, границы которых приведены в заявлении Общества.
Доводы апелляционной жалобы, что у ответчика отсутствовали основания для полного отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, поскольку на участок N 1 имеется и лицензия и договор, не свидетельствуют о неправомерности оспариваемого отказа, принятого по заявлению Общества с учетом его содержания. Общество самостоятельно сформулировало в заявлении границы охотничьих угодий, в отношении которых претендовало на заключение соглашения. Иного из текста заявления Общества не следовало.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку доводам заявителя, правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов Арбитражного суда Кировской области и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, в связи с чем отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 13.05.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Лабдиа" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Общество по платежному поручению от 11.06.2015 N 112 уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.05.2015 по делу N А28-13671/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабдиа" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лабдиа" (ИНН: 4345038820, ОГРН: 1034316533459) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одной тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.06.2015 N 112.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13671/2014
Истец: ООО "Лабдиа"
Ответчик: Управление охраны и использования животного мира Кировской области
Третье лицо: КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира", Котельничская районная организация общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов", Правительство Кировской области