г. Саратов |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А06-8025/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грабко О.В.,
судей Агибаловой Г.И., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Улбутовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 10)
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 28 мая 2015 года по делу N А06-8025/2014 (судья Колбаев Р.Р.)
по требованию Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 10) о включении в реестр требований кредиторов должника,
в рамках дела N А06-8025/2014 о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "ЮСК" (г. Астрахань, ул. Красная набережная, д. 68, оф.7; ИНН 3015095829, ОГРН 1123015000855)
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Астраханской области от 26 января 2015 года общество с ограниченной ответственностью "ЮСК" (далее - ООО "ЮСК", должник) признано несостоятельным (банкротом).
В Арбитражный суд Астраханской области обратилась Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника своих требований в размере 33 813 117,73 руб.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 28 мая 2015 года с учетом определения от 28 мая 2015 года об исправлении опечатки включены требования кредитора ФНС России во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "ЮСК" в размере 211 552,93 руб. по налогу на доходы физических лиц, из которых 62 847 руб. - сумма основного долга, 148 705,93 руб. - сумма финансовых санкций. Включены требования кредитора ФНС России в реестр требований кредиторов ООО "ЮСК" в размере 25 292 417,92 руб., из которых 22 523 886 руб. - сумма основного долга, 2 768 531,92 руб. - сумма финансовых санкций, в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным определением суда, ФНС России обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции в части включения требований удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди и отказа в удовлетворении требований и включить требования ФНС России во вторую очередь реестра требований кредиторов ООО "ЮСК" в размере 2 483 513,00 руб. по налогу на доходы физических лиц как основной долг; включить требования ФНС России в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ЮСК" в размере 30 306 166,92 руб., из которых основной долг - 22 523 886,00 руб., пени - 2 768 531,92 руб., штрафы - 5 013 749 руб.
Конкурсный управляющий ООО "ЮСК" Рязанов С.В. возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку в порядке апелляционного производства подателем апелляционной жалобы обжалуется только часть определения, при этом иные лица, участвующие в деле, возражений против этого не заявили и на проверке законности определения суда в полном объеме не настаивали, то суд апелляционной инстанции не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность определения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, приобщенными к материалам дела.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, почтовых уведомлений, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена 10 июля 2015 года на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Закона.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При оценке достоверности факта наличия требования, основанного на передаче должнику наличных денежных средств, подтверждаемого только его распиской или квитанцией к приходному кассовому ордеру, суду надлежит учитывать среди прочего следующие обстоятельства: позволяло ли финансовое положение кредитора (с учетом его доходов) предоставить должнику соответствующие денежные средства, имеются ли в деле удовлетворительные сведения о том, как полученные средства были истрачены должником, отражалось ли получение этих средств в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности и т.д. Также в таких случаях при наличии сомнений во времени изготовления документов суд может назначить соответствующую экспертизу, в том числе по своей инициативе (пункт 3 статьи 50 Закона о банкротстве).
Исходя из заявленных возражений, суд должен осуществить проверку, следуя принципу установления достаточных доказательств наличия или отсутствия фактических отношений между кредитором и должником. Целью такой проверки является установление обоснованности долга и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника.
ФНС России в обоснование требований о включение в реестр требований кредиторов указала на наличие задолженности по обязательным платежам, основанных на акте выездной налоговой проверки от 26 января 2015 года N 11-24/1 и решении от 13 марта 2015 года N11-24/1 о привлечении ООО "ЮСК" к ответственности за совершение налогового правонарушении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления N 25, в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством Российской Федерации порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Проведение налоговой проверки и оформление ее результатов регулируется статьями 82 - 105 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Налоговым кодексом Российской Федерации предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В силу пунктов 1, 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 данного Кодекса. При этом решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Решение уполномоченного органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 13 марта 2015 года, направлено конкурсному управляющему 19 марта 2015 года и получено последним 25 марта 2015 года. Таким образом, оно вступило в законную силу 25 апреля 2015 года, то есть после закрытия реестра требований кредиторов ООО "ЮСК".
Несмотря на предъявление требований уполномоченным органом в арбитражный суд 26 марта 2015 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на момент подачи заявления у должника не наступила обязанность по уплате налогов, поскольку в отсутствие вступившего в законную силу решения уполномоченного органа эти доначисленные налоги и сборы не могли считаться законно установленными, что является основанием для их квалификации, как возникших после закрытия реестра требований кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Последствия пропуска названного срока урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве; возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
В пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, поскольку указанные основания появились лишь после вступления в законную силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13 марта 2015 года, то есть за пределами срока для включения в реестр требований кредиторов должника.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что требование Уполномоченного органа подлежит удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции учитывает, что пропуск срока на обращение с указанным требованием в реестр требований кредиторов должника связан с действиями самого уполномоченного органа. Действуя разумно и добросовестно в соответствии со статьями 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган должен был предвидеть возможные сроки окончания своих контрольных мероприятий (проверок) и принятие по ним соответствующих решений, и учитывать сроки на их обжалование, вступление в законную силу и возможность последующего предъявления соответствующего требования в реестр требований кредиторов в соответствующей процедуре банкротства должника.
Вместе с тем, как следует из общедоступных сведений размещенных в картотеке арбитражных дел в сети Интернет, 25 сентября 2014 года суд ввел в отношении должника процедуру банкротства - наблюдение и назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 26 января 2015 года на 09 часов 50 минут в помещении суда. 30 октября 2014 года ФНС России обратилась в суд первой инстанции с заявлением об установлении требований в процедуре наблюдения. Таким образом, следует, что с 30 октября 2014 года ФНС России уже располагало достоверной информацией о первой процедуре банкротства должника - наблюдении и предполагало возможность установления своих требований, в том числе в других процедурах банкротства должника. При этом, как следовало из определения суда первой инстанции о введении наблюдения, рассмотрение вопроса о последующей процедуре банкротства уже было определено на 26 января 2015 года.
Однако, не проявив должной осмотрительности и явно злоупотребляя своим процессуальным правом, в расчете на последующее возможное включение требований с не наступившим сроком обязательств в реестр требований кредиторов в процедуре уже конкурсного производства, ФНС России лишь 26 января 2015 года на основании результатов выездной налоговой проверки составила акт о наличии задолженности должника по обязательным платежам N 11-24/1 и лишь 13 марта 2015 года вынесла решение N11-24/1 о привлечении ООО "ЮСК" к ответственности за совершение налогового правонарушении. При этом решение уполномоченного органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки направлено конкурсному управляющему должника 19 марта 2015 года и получено последним 25 марта 2015 года. Таким образом, оно вступило в законную силу 25 апреля 2015 года, то есть после закрытия реестра требований кредиторов ООО "ЮСК".
Суд апелляционной инстанции учитывает, что доказательств препятствовавших уполномоченному органу еще в период наблюдения заблаговременно с учетом требований Налогового кодекса Российской Федерации провести выездную налоговую проверку и решить вопрос о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушении, соблюсти сроки на обжалование этих решений, после чего своевременно заявить свои требований в реестр требований кредиторов в процедуре конкурсного производства судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что требования уполномоченного органа в соответствующей части подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Суд первой инстанции правомерно отказал ФНС России во включении требований на сумму 3 729 122 руб. 73 коп. - пени, штрафы в размере 5 013 746 руб.
Согласно пункту 1 статьи 63 и пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения (конкурсного производства) прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Таким образом, начисление пени и штрафных санкций после введения процедуры наблюдения, а именно с момента введения наблюдения - 24 сентября 2014 года, являлось недопустимым, следовательно, требование о включении указанных сумм в реестр требований кредиторов является необоснованным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное определение в обжалуемой части, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному вопросу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 28 мая 2015 года по делу N А06-8025/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Грабко |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8025/2014
Должник: ООО "ЮСК"
Кредитор: * ООО "ИнжМехСтрой", Конкурсный управляющий Рязанов С. В., Рязанов С. В.
Третье лицо: *В/у Рязанов С. В., *к/у Рязанов С. В., Астраханский областной суд, ЗАО АКБ "Экспресс-Волга" г. Волгоград, ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. АСТРАХАНИ, ИП Снегов М. А., НП СРО НАУ "Дело", ООО "Бек-строй", ООО "ИнжМехСтрой", ООО "Карат АСТ", ООО "Каспийская Энергия Проекты", ООО "РемСтройСервис", ООО "ЮСК", Сабирова Аделина Романовна, Управление Росреестра по Астраханской области, Федоров Е. Н., Аржуханов А. Р., Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Астрахани, ИП Здоровцев Срегей Витальевич, ИП Снегов Михаил Александрович, ОАО "Судостроительный завод "Лотос", ОАО "Южная многоотраслевая корпорация", ООО "СтройБилдинг", ООО "СтройТрансКомплект", Сабирова А. Р., УФНС России по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2153/15
15.09.2015 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8801/15
20.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27066/15
06.08.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6441/15
04.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26429/15
17.07.2015 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4519/15
11.06.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8025/14
26.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3513/15
06.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2964/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8025/14