г. Москва |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А40-22604/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "04" августа 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей Е. А. Солоповой, В. Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Солодовником, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, Межрегиональной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области, Управление Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2015 г. по делу N А40-22604/15, вынесенное судьей А.Н. Нагорной по заявлению Межрегиональной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области к Министерство обороны Российской Федерации
третьи лица: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, ФБУ - войсковая часть N 15010, ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области", Управление Федерального казначейства по Мурманской области
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности за счет казны РФ задолженности по уплате госпошлины в доход государства в размере 2 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального операционного управления Федерального казначейства - Конова Е.В. по дов. от 12.01.2015
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.04.2015 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области требований к Министерству обороны Российской Федерации о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010" и взыскании за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженности по уплате государственной пошлины в доход государства в размере 2000 руб.
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области, Управление Федерального казначейства по Мурманской области не согласились с решением суда первой инстанции и подали апелляционные жалобы, в которой просят его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представители Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, поддержали доводы апелляционных жалоб. Представители Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области, Управления Федерального казначейства по Мурманской области и Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010" в судебное заседание не явились.
Рассмотрев дело в отсутствие представителей Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области, Управления Федерального казначейства по Мурманской области и Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области направлен в Управление Федерального казначейства по Мурманской области (далее - УФК по Мурманской области) исполнительный лист серии АС N 003558293 о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010" в доход бюджета денежных средств. Письмом от 06.06.2014 N 49-20-32/6085 УФК по Мурманской области вернуло вышеуказанный исполнительный документ без исполнения на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в органах Федерального казначейства открытых лицевых счетов должнику - Федеральному бюджетному учреждению "Войсковая часть 15010".
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия открытых лицевых счетов должника. Таким образом, согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в орган Федерального казначейства, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника. Соответствующие разъяснения доведены до территориальных органов Федерального казначейства письмом Федерального казначейства от 23.07.2013 N 42-7.4-05/9.2-438 (далее - Письмо). Согласно пункту 2 Письма предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Как следует из материалов дела лицевые счета получателя бюджетных средств Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010" не обслуживаются в органах Федерального казначейства. Другие должники или указание на субсидиарную ответственность в судебных актах отсутствуют. Соответственно, исполнение требований указанного исполнительного листа органами Федерального казначейства невозможно.
Согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при удовлетворении судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таким образом, в случае неисполнения должником требований исполнительных листов взыскатель вправе обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением о привлечении главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности по подведомственной принадлежности в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) воинская часть Вооруженных сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. Согласно пункту 4 статьи 11.1 упомянутого Закона воинские части Вооруженных сил Российской Федерации действуют в качестве юридических лиц на основании общих положений, утверждаемых Министром обороны российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.07.2011 N 1290 утверждено типовое общее положение о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации" (далее - Типовое положение о войсковой части). В пункте 1 Типового положения о войсковой части указано, что тип федерального бюджетного учреждения "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" изменен на федеральное казенное учреждение "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Таким образом, Войсковая часть 15010 является федеральным казенным учреждением в силу прямого указания законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий.
Арбитражный суд города Москвы в мотивировочной части решения указывает на то, что Межрегиональное операционное УФК не имело правовых оснований для возврата исполнительного документа взыскателю, тогда как указанный исполнительный документ в Межрегиональное операционное УФК на исполнение не предъявлялся.
Вывод Арбитражного суда города Москвы о том, что Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области необходимо направить исполнительный документ в Межрегиональное операционное УФК как в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет главному распорядителю бюджетных средств Министерству обороны Российской Федерации не основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в орган Федерального казначейства, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N 185 (далее - Положение) Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность разделения органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и на органы Федерального казначейства, в котором открыты лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств.
В соответствии с принципом иммунитета бюджета, закрепленным пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данная позиция также изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2009 N 08-04-05/654. При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органов Федерального казначейства трактовать вступившие в законную силу судебные акты и самостоятельно определять субсидиарного должника.
Предъявление исполнительных документов к лицевому счету Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных ему учреждений без установления судебным органом ответственности Министерства обороны Российской Федерации является превышением полномочий, возложенных на Межрегиональное операционное УФК, и нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" были восполнены пробелы в бюджетном законодательстве Российской Федерации касающиеся исполнения судебных актов. Данная позиция подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы, в частности, от 26.11.2013 по делу N А40-137308/2013, решением от 17.12.2013 по делу N А40-121306/2013, решением от 24.03.2014 по делу N А40-19496/2014, решением от 30.05.2014 по делу N А40-32010/2014, решением от 30.09.2014 по делу N А40-70275/2014, решением от 18.12.2014 по делу N А40-182699/2014, решением от 13.01.2015 по делу N А40-187512/2015, решением от 15.01.2015 по делу N А40-187504/2014.
Указанными судебными актами действия Межрегионального операционного УФК по возврату без исполнения исполнительных документов в связи с отсутствием лицевого счета должника на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаны законными и проверены на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Таким образом, направление исполнительного документа в Межрегиональное операционное УФК без установления субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации, противоречит нормам бюджетного законодательства Российской Федерации. Изложенные доводы не были приняты во внимание судебными инстанциями. В этой связи является необоснованным вывод суда первой инстанции по настоящему делу о том, что исполнительный документ должен быть направлен в Межрегиональное операционное УФК не соответствует действующему законодательству Российской Федерации согласно вышеизложенным доводам и судебной практике.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что субсидиарная ответственность Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам ФБУ "Войсковая часть 15010" установлена постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.2012 по делу N А42-2561/2011, решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2015 по делу N А40-4775/2015. Кроме того, предметом рассмотрения Арбитражного суда города Москвы стали действия территориальных органов Федерального казначейства, а не рассмотрение вопроса о привлечении Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, Арбитражный суд города Москвы сделал вывод, не основанный на законе и нарушающий порядок, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также неправильно применил нормы законодательства Российской Федерации, предусмотренные статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2015 по делу N А40- 22604/15 следует отменить, привлечь Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российскую Федерацию к субсидиарной ответственности по обязательствам Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010". Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российскую Федерацию за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженность по уплате государственной пошлины в доход государства в размере 2 000 руб.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2015 по делу N А40- 22604/15 отменить.
Привлечь Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российскую Федерацию к субсидиарной ответственности по обязательствам Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 15010". Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российскую Федерацию за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности задолженность по уплате государственной пошлины в доход государства в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22604/2015
Истец: МИФНС N2 по Мурманской области
Ответчик: Министерство обороны РФ
Третье лицо: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Управление Федерального казначейства по Мурманской области, Упрравление Федерального казначейства по Мурманской области, ФБУ Войсковая часть 15010, Федеральное бюджетное учреждение "Войсковская часть 15010", Федеральное казенное имущества "Управление финансового обеспечение Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области", ФКУ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ