г. Самара |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А49-1663/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.08.2015 в помещении суда апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия федерального научно-производственного центра "Производственное объединение "СТАРТ" имени М.В. Проценко" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.05.2015 по делу N А49-1663/2015 (судья Кудинов Р.И.), принятое по исковому заявлению государственного казенного учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан, г.Уфа Республики Башкортостан, к федеральному государственному унитарному предприятию федеральному научно-производственному центру "Производственное объединение "СТАРТ" имени М.В. Проценко" (ИНН 5838000953, ОГРН 1025801496808), г.Заречный Пензенской области, о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам,
в судебном заседании приняла участие представитель ФГУП ФНПЦ "ПО "СТАРТ" им. М.В. Проценко" - Ротанова Д.Н. (доверенность от 23.12.2014 N 60-01/2051),
представитель ГКУ Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию федеральному научно-производственному центру "Производственное объединение "СТАРТ" имени М.В. Проценко" (далее - ФГУП ФНПЦ "ПО "СТАРТ" им. М.В. Проценко", предприятие) о взыскании ущерба в размере 472165 руб., причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.05.2015 по делу N А49-1663/2015 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГУП ФНПЦ "ПО "СТАРТ" им. М.В. Проценко" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, которым оставить требования ГКУ УДХ РБ без удовлетворения. По мнению предприятия, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ГКУ УДХ РБ апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей учреждения, от которого поступило соответствующее ходатайство.
В судебном заседании представитель предприятия поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав выступление представителя предприятия, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 27.04.2012 при осуществлении весового контроля на автодороге Кропачево-Месягутово-Ачит возле с. Малояз Республики Башкортостан специалистами ГКУ УДХ РБ совместно с сотрудниками ГИБДД было произведено взвешивание транспортного средства марки МАЗ, модель МАЗ 5440А8-360-031 регистрационный номер М379НЕ58, с полуприцепом марки МАЗ, модель МАЗ 975800-2012, регистрационный номер АЕ794458, принадлежащих ФГУП ФНПЦ "ПО "СТАРТ" им. М.В. Проценко" на основании свидетельств о регистрации транспортных средств серии 58ТА N 712947 и 58СН N 814694, под управлением водителя Матыцина Владимира Владимировича.
По результатам взвешивания составлен акт от 27.04.2012 N 274, согласно которому предельно допустимые осевые нагрузки были превышены, а также установлено, что тяжеловесный груз перевозился без специального разрешения, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Акт взвешивания был вручен водителю Матыцину В.В. на месте взвешивания.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил утверждение предприятия о том, что не установлено место совершения правонарушения.
Место проведения контроля подтверждается письмом ГКУ УДХ РБ в адрес УГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 10.04.2012 N 07/953, согласно которому 27.04.2012 совместная работа сотрудников Управления дорожного хозяйства с инспекторами ДПС проводится на автомобильной дороге Кропачево-Месягутово-Ачит возле с. Малояз.
В акте указаны наименование пункта весового контроля - передвижной пункт весового контроля и вид груза - металлические изделия. Принадлежность пункта весового контроля подтверждается оттиском штампа на акте: "Передвижной пост весового контроля N 1 Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства N 1".
Водитель Матыцин В.В. при составлении акта не оспаривал нахождение транспортного средства в данном пункте весового контроля в указанное время.
Как следует из материалов дела, при проведении взвешивания транспортных средств были использованы весы автомобильные переносные ВА-15С-2 с заводским номером 905 N 1925 и N 1926. Согласно данным паспортов заводской номер пульта управления 905 (стр. 10 паспортов). В руководстве по эксплуатации весов ВА-15С-2 указано, что весы снабжены двумя платформами и пультом. Свидетельство о поверке данных весов было выдано на две платформы весов с одним общим пультом до 29.11.2013.
О применении именно этих весов свидетельствует выписка по счету "Основные средства" ГКУ УДХ РБ, согласно которой на балансе учреждения состоит лишь один передвижной пункт весового контроля с инвентарным номером 1101350322.
В акте приема-передачи объекта основных средств, составленном 01.03.2012 между ГКУ УДХ РБ (получателем) и Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (сдатчиком), указано, что в передвижной пункт весового контроля входят весы автомобильные переносные ВА-15С модификации ВА-15С-2 N 1925 и N 1926.
Довод предприятия о нахождении на балансе учреждения передвижных дорожных лабораторий не может быть принят во внимание, поскольку эти лаборатории предназначены для полевых обследований и измерений технико-эксплуатационных параметров автомобильных дорог, а не для осуществления весового контроля.
Пунктом 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125, предусмотрено, что если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается свидетельство о поверке.
Достоверность измерений, производимых указанным весовым оборудованием, подтверждается свидетельством о поверке от 29.11.2013 N 7/2794 на весы автомобильные переносные ВА-15С-2 N 1925 и N 1926 с заводским номером 905. В паспортах на весы также имеются отметки о проведении их поверки: 28.12.2010, 14.09.2011 и 29.11.2012.
Причем согласно пункту 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, сведения об используемом весовом оборудовании не являются обязательным реквизитом акта, составляемого по результатам взвешивания.
Ссылку предприятия на то, что в акте не указана допустимая погрешность весов, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку законом данная обязанность не предусмотрена. Кроме того, расчет суммы ущерба в исковом заявлении сходится с зафиксированными в акте показаниями весов.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля и порядок установления постоянного маршрута транспортных средств, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила возмещения вреда), предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 этих Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Таким образом, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется: Федеральным дорожным агентством - в отношении автомобильных дорог федерального значения; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; органами местного самоуправления - в отношении участков автомобильных дорог местного значения; владельцами частных автомобильных дорог - в отношении участков частных автомобильных дорог.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан организовать расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда с владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 29.09.2014 N 255-УП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан реорганизовано путем разделения на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с функциями преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, производства неметаллических минеральных продуктов, и Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству с функциями преобразованного Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГКУ УДХ РБ является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Согласно пункту 2.4.8 Устава учреждение выдает специальные разрешения и согласования на проезд автотранспортных средств, перевозящих опасные, крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам; осуществляет расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам; осуществляет весовой и габаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.02.2005 N 69-Р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения" автомобильная дорога Кропачево-Месягутово-Ачит, по которой двигалось транспортное средство по пути следования из Екатеринбурга в Пензу, входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Правилами возмещения вреда предусмотрено, что размер платы рассчитывается по формуле: Пр=(Рпм+(Рпом1+Рпом2+...+Рпомi) х S х Ттг, где Пр - размер платы; Рпм - размер вреда при превышении предельно допустимой массы транспортного средства (руб. на 100 км); Р пом1, Р пом2...Рпомi - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства (руб. на 100 км); i - количество осей транспортного средства; S - протяженность участки автомобильной дороги (сотни километров); Ттг - базовый компенсационный индекс текущего года.
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" предельно допустимая масса пятиосного автопоезда составляет 40 тонн.
В абзаце 5 пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, указано, что тяжеловесным является груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
На основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" определяется размер вреда при превышении значении предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства и при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства. По таблице N 2 определяется размер вреда при превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства. При превышении предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства свыше 60% размер вреда определяется по отдельному расчету с применением метода математической экстраполяции.
В соответствии с приказом ГКУ УДХ РБ от 12.03.2012 N 47/1 при расчете размера вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями применяется формула Р = 607*Н - 9090, где Н - превышение фактической осевой нагрузки свыше допустимой (%).
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2012 N 213-р "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения" временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси было введено с 6 апреля по 5 мая 2012 года. В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к этому распоряжению автомобильная дорога Кропачево-Месягутово-Ачит имела допустимую нагрузку на ось транспортного средства 5т-4т-3т.
Судом первой инстанции установлено, что в период весенней распутицы с 06.04.2012 по 05.05.2012 на основании указанного распоряжения Правительства Республики Башкортостан и в соответствии с пунктом 4.1 государственного контракта от 22.12.2011 N 51651/ТЗ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2012 год, а также согласно схеме, согласованной государственным заказчиком и УГИБДД, ОАО "Башкиравтодор" установило дорожные знаки 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортного средства". Сведения об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения размешены на официальных сайтах Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и государственного казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан" в сети Интернет.
Незнание предприятием требований федерального и регионального законодательства не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что в акте от 27.04.2012 N 274 расчет вреда в размере 472165 руб. был произведен по вышеуказанной формуле: Р1=10960 (ось 1), Р2=5260 (ось 2), Р3=607 х 164,67 - 9090 = 90864,69 (ось 3), Р4=607 х 150,00 - 9090 = 81960 (ось 4), Р5=607 х 159 - 9090 = 87423 (ось 5), Ттг - базовый компенсационный индекс 2012 года составлял 1,355444, S-126 км, Пр=(0+(10960+5260+90864,69+81960+87423)) х 1,355444 х 1,26=472165.
Ущерб в размере 472165 руб., причиненный автомобильным дорогам Республики Башкортостан, ФГУП ФНПЦ "ПО "СТАРТ" им. М.В. Проценко" в добровольном порядке не уплатило.
Согласно требованиям статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения специального разрешения требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, 3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Между тем ФГУП ФНПЦ "ПО "СТАРТ" им. М.В. Проценко" в нарушение указанных требований закона осуществляло перевозку груза без соответствующего специального разрешения.
В силу пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В пункте 1 статьи 1079 ГК РФ указано, что юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
По настоящему делу предприятием не доказано наличие оснований, позволяющих освободить его от указанной ответственности.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.
Материалами дела подтверждаются наличие и размер причиненного ущерба, противоправность поведения причинителя ущерба, причинно-следственная связь между противоправным поведением предприятия и возникшими убытками.
На основании пункта 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные предприятием в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предприятие расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-1663/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1663/2015
Истец: ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ФГУП ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СТАРТ" ИМЕНИ М. В. ПРОЦЕНКО", ФГУП ФНПЦ "Производственное объединение "Старт" имени М. В. Проценко"