город Самара |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А49-11585/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 апреля 2015 года, принятое по делу NА49-11585/2014 судьей Павловой З.Н.,
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия Водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", г. Ульяновск (ОГРН 1027301172458),
к открытому акционерному обществу "Славянка", г. Москва (ОГРН 1097746264219), в лице филиала "Пензенский",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, в лице Войсковой части 42731, г. Ульяновск,
о взыскании 2 239 878 руб. 27 коп.,
с участием в судебном заседании:
от третьего лица - представитель Русакова И.Ю. по доверенности от 22.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие Водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка" о взыскании суммы 2 239 878 руб. 27 коп., в том числе задолженность по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за второй квартал 2014 года по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 20120/1 от 22 января 2014 года в сумме 1 476 561 руб. 07 коп. и задолженность по оплате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области по одному объекту за период с первого по второй кварталы 2014 года в сумме 763 317 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.04.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с этим неправильно применил нормы материального и процессуального права. Кроме этого, суд применил закон, не подлежащий применению. Ответчик также считает, что судом не учтен факт нарушения истцом порядка отбора проб, и неверно произведен расчет платы за сверхнормативный сброс, установленный заключенным договором.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебном заседании вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзывах истца и третьего лица, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 22.01.2014 г. между истцом и ответчиком заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 20120/1 с протоколом согласования разногласий (л.д. 11-17)
В соответствии с заключенным договором истец принял на себя обязательство по подаче ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной (питьевой) воды, а также осуществлять прием сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик, в свою очередь, принял на себя обязательство производить ежемесячную оплату потребленной воды и оказанных услуг (пункты 1 договора).
Согласно пункту 8 договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу, абонент оплачивает полученную воду и отведенные сточные воды до десятого числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В приложении N 1 к указанному договору сторонами согласован перечень объектов ответчика, на которых осуществляется отбор проб сточных вод (т.1, л.д. 18).
В соответствии с пунктом 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 7 договора стороны установили тариф на холодную воду, водоотведение и плату за сброс загрязняющих веществ.
Таким образом, согласно условиям договора ответчик принял на себя обязательство оплачивать за предоставленные услуги, в том числе за превышение нормативов ПДК.
Обязанность за соблюдением ответчиком нормативов качества сбрасываемых сточных вод осуществляется истцом путем выполнения анализов проб сточных вод ответчика, отбираемых в канализационных сетях (пункт 12 (с, г) договора).
Порядок проведения истцом процедуры отбора проб предусмотрен пунктами 24 - 30 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 20120/1 от 22 января 2014 года.
Согласно пункту 28 договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525. Для абонентов и объектов абонента с объемом водоотведения менее 50 куб.м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений размер платы за сброс загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВКХ и объемов сточных вод, сброшенных абонентом. Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов. Начисление за сброс загрязняющих веществ в систему канализации производится один раз в квартал. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах жилых районов, в систему канализации с 1 куб.м приведен в приложении N 11 к договору.
Истец для выполнения обязанности по контролю за сброс абонентом - ответчиком загрязняющих веществ в сточных водах 14 мая 2014 года, 24 июня 2014 года, 20 мая 2014 года и 24 июня 2014 года произвел отбор сточных вод из контрольных колодцев ответчика, находящихся по адресам: г. Ульяновск, ул. Тухачевского, д. 19 (в/г N 1 - в/ч 42731), г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 39 "А" (в/г N 2 - УГСВУ), г. Ульяновск, 3-ий пр-д Инженерный (в/г N 34 в/ч 73612) с участием представителя абонента (ОАО "Славянка").
Результаты оформлены актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации для оценки качества воды по отношению к нормативным показателям (т.1, л.д. 46-68). Данные акты составлены и подписаны представителем ответчика. На основании актов отбора проб составлены протоколы испытаний, которые были направлены в адрес ответчика заказными письмами N 2017-21 от 10 июля 2014 года, N 12/19-1 от 15 июля 2014 года (т.1, л.д. 45, 64). Ответчик в установленный срок замечаний по отбору проб не заявил, правом отбора параллельной пробы не воспользовался.
По результатам проведенных химических анализов установлено, что в сточных водах ответчика превышены допустимые концентрации ряда ингредиентов, нормативы для которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1310 от 31 декабря 1995 года "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 525 от 21 июня 2013 года, и по одному объекту на основании постановлением Правительства Ульяновской области N 180 от 06 июня 2006 года "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области" с одного куб.м., а также разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N 816-р-12 и N 804-р-13.
В связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах истец предъявил ответчику повышенную плату за первый и второй кварталы 2014 года в сумме 2 239 878 руб. 27 коп.
Поскольку ответчик добровольно не произвел оплату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 20120/1 от 22 января 2014 года, истец обратился с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание, что факт превышения ответчиком предельно допустимых концентраций ряда ингредиентов в сточных водах подтверждается материалами дела, доказательств оплаты в предусмотренный договором срок ответчиком не представлено, сумма долга подтверждена документально, требования истца о взыскании суммы долга в размере 2 239 878 руб. 27 коп. являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о необходимости применении между сторонами Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 года N 525, апелляционным судом отклоняется, поскольку данные правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения.
В нарушение ст.65 АПК РФ ОАО "Славянка" в материалы дела не представило доказательств установления в отношении его объектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, в связи с чем указанные правила применению не подлежат.
Доводы ответчика о том, что при расчете оплаты за сверхнормативный сброс сточных вод должны применяться лимиты, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, и о том, что разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду выданы истцу и не устанавливают лимиты в отношении его абонентов судом апелляционной инстанции отклоняются. Поскольку данные допустимые концентрации определены не для данного вида платежа. Лимиты указанные в Приложении N 3, на которое делает ссылку ответчик, определены не на сброс загрязняющих веществ со сточными водами, а за негативное воздействие на централизованные сети канализации. Истец же взыскивает задолженность за сброс загрязняющих веществ со сточными водами. В приложении N 7 к договору стороны согласовали сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, где прописаны допустимые концентрации загрязняющих веществ.
Пунктом 136 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, предусмотрено, что нормативы водоотведения устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом: а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод; б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим истцом правомерно производилось определение и установление лимитов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчику на основании разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N 804-р-12 от 19 апреля 2012 года и N 804-р-13 от 24 мая 2013 года, выданные УМУП "Ульяновскводоканал" на осуществление сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод и водные объекты.
В связи с этом довод ответчика о завышенном размере платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ судом во внимание не принимается как недоказанный в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о нарушении истцом порядка отбора проб, а также о неполучении им результатов анализов проб сточных вод, отклоняется как необоснованный. Судом установлено, что взятие проб осуществлялось в присутствии представителей ответчика, следовательно, последний имел реальную возможность обратиться к истцу с просьбой предоставить ему результаты анализов проб сточных вод. Таких доказательств ответчик суду не представил. Между тем в материалах дела имеются доказательства направления ответчику расчетов оплаты за сброс загрязняющих веществ в сточные воды, основанные на протоколах испытаний, выполненных лабораторией истца.
Таким образом, заявителем жалобы в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что доказательств оплаты за спорный период ответчик суду не представил, а задолженность в указанной истцом сумме подтверждается материалами дела и ответчиком документально не оспорена, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.04.2015, принятое по делу N А49-11585/2014, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-11585/2014
Истец: УЛЬЯНОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", УМУП Водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал""
Ответчик: ОАО "Славянка"
Третье лицо: Министерство Обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Министерство обороны РФ в лице войсковой части 42731