г. Саратов |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А57-29088/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Спиридоновой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
- министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Прохоровой В.С., действующей на основании доверенности от 27.11.2014 N 13527,
- государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" - Волочка А.Н., Поповой В.Ю., действующих на основании доверенностей от 16.02.2015 N 9, от 19.12.2014 N 177, соответственно,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (г. Саратов) на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2015 года по делу N А57-29088/2014, принятое судьёй Духовновой Е.В.,
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067) к Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715), третье лицо - Министерство финансов Саратовской области (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341) о взыскании задолженности в размере 96 638 164 рублей 87 копеек,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее по тексту - истец, ГУП СО "Облводоресурс") к Саратовской области в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту - ответчик, министерство) с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее по тексту - АПК РФ), о взыскании задолженности за оказанные в период декабрь 2013 года, с июня по декабрь 2014 года услуги водоснабжения и водоотведения в размере 96 638 164 рублей 87 копеек.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с данным решением, министерство обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Ответчик, в соответствии со статьёй 262 АПК РФ и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2013 года, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам, которого, просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что она не подлежит удовлетворению.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.01.2013 и 1.03.2014, между министерством строительства и ЖКХ Саратовской области и ГУП СО "Облводоресурс" заключены договоры N 1/39 и N 10/14 (далее по тексту - договор N 1/39 и N 10/14, соответственно) на предоставление субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации областной целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области до 2020 года".
В соответствии с условиями данных договоров (пункты 1.2, 1.3), ответчик принял на себя обязательства предоставлять истцу субсидии за соответствующие периоды: с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014.
ГУП СО "Облводоресурс", выполнив взятые на себя обязательства по спорным договорам в полном объёме и произведя расчёты за оказанные услуги по водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население, выставило к оплате в адрес министерства строительства и ЖКХ Саратовской области счета - фактуры за период декабрь 2013 года, с июня по декабрь 2014 года на общую сумму 96 638 164 рублей 87 копеек, которые последним оплачены не были.
Истец, полагая, что односторонним отказом Министерства строительства и ЖКХ от исполнения обязательств, выразившейся в отказе выплаты субсидий по вышеуказанным счетам-фактурам за оказанные услуги, нарушаются условия договора, а также его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с данным иском о взыскании убытков.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), учитывая Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", закон Саратовской области от 04.12.2013 N 224-ЗСО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", установив, что истец в спорный период производил расчёты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем и понёс убытки в результате неисполнения ответчиком своих договорных обязательств в заявленном к взысканию размере, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Министерство, обжалуя постановленный судебный акт, указывает, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Судебная коллегия отклоняет данный довод жалобы, на основании следующего.
В силу пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечёт возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 2 указанного выше Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривая иски, предъявляемые согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Саратовская область как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе министерство финансов Саратовской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В соответствии с Законом Саратовской области от 04.12.2013 N 224-ЗСО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" главными распорядителями средств областного бюджета Саратовской области являются: министерства, в том числе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Таким образом, с учётом вышеперечисленных норм действующего законодательства, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени Саратовской области является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, соответственно, - надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А57-15465/2014.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном взыскании судом первой инстанции субсидии с ответчика сверх установленного лимита, также отклоняется судебной коллегией, как основанный на неверном толковании материально - правовых норм и условий спорных договоров, заключённых между сторонами.
Договоры N 10/14 и N 1/39 заключены сторонами с учётом требований Положения "О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат...", утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 30.03.2010 N 96-П, а также требований Положения "О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат...", утверждённых постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 года N 147-П.
В соответствии с указанными Положениями о предоставлении субсидий, она предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), производителям товаров, работ, услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению населению, в том числе при условии, что организация производит расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Таким образом, в соответствии с данным положением представление указанных субсидий должно производится из средств областного бюджета.
При этом, отсутствие бюджетных обязательств не является основанием для отказа в выплате вышеуказанных субсидий, поскольку при заключении спорных договоров ответчик должен был знать, сколько необходимо денежных средств для выплаты субсидий предприятию в 2013, 2014 годах, в виду формирования бюджета на будущий год в текущем году.
В связи с изложенным, довод ответчика о том, что истцом ко взысканию заявлена сумма, превышающая установленный лимит, является несостоятельным.
Кроме того, как обоснованно указано арбитражным судом первой инстанции, из содержания договоров N 10/14 и N 1/39 усматривается, что их условия не содержат в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий полное использование предусмотренных областным бюджетом на 2013-2014 годы бюджетных ассигнований, а также несвоевременное предоставление заявок на получение данных субсидий.
Апелляционный суд также отмечает, что жалоба по существу, в нарушение требований пункта 4 статьи 260 АПК РФ, не содержит в себе ссылки на законы, иные нормативные правовые акты, нарушенные арбитражным судом первой инстанции, а так же обстоятельства и доказательства дела, которые не были установлены и исследованы им, по существу, направлены на переоценку его выводов, не опровергая их, сводится к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 АПК РФ полномочий не имеется.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении оспариваемой истцом части исковых требований.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются.
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда, - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2015 года по делу N А57-29088/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-29088/2014
Истец: ГУП Саратовской области "Облводоресурс", ГУП СО "Облводоресурс"
Ответчик: Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Саратовская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Третье лицо: Министерство финансов Саратовской области