город Воронеж |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А14-5111/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Зодиак": Свистова Ю.А., представителя по доверенности от 19.06.2015; Зиборовой О.В., представителя по доверенности от 03.08.2015; Вострикова А.Н., представителя по доверенности от 30.04.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Русаленко Н.В., специалиста-эксперта по доверенности от 16.04.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Зодиак" (ОГРН 1067746154190, ИНН7721547434) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2015 по делу N А14-5111/2015 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Зодиак" (ОГРН 1067746154190, ИНН7721547434) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 04.04-19.8 от 26.02.2015,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Зодиак" (далее - заявитель, Общество ЗАО "Зодиак") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган) по делу об административном правонарушении N 04.04-19.8 от 26.02.2015 о привлечении к административной ответственности по основаниям ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Решением суда от 16.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Закрытое акционерное общество "Зодиак" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что часть запрашиваемой информации была представлена Обществом. Устав находит по месту нахождения организации - в г. Москва, в связи с чем, не мог быть доставлен в установленный срок. Часть запрашиваемой информации отсутствует. Основания для привлечения к ответственности отсутствуют. Имеются основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. В постановлении не указаны имя и отчество должностного лица, вынесшего оспариваемый акт. Оспариваемое постановление было вынесено по истечении максимального срока для его вынесения.
В отзыве на жалобу антимонопольный орган указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, срок привлечения к ответственности не нарушен.
Как видно из материалов дела, 03.09.2014 Комиссией Управления вынесено определение (исх. от 05.09.2014 N 04-16/3877) об отложении дела N358-П, в котором у ЗАО "Зодиак" запрашивалась следующая информация и документы:
п.6.1. Свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учёт, устав ЗАО "Зодиак".
п.6.2. Документы, подтверждающие право собственности либо иное законное право ЗАО "Зодиак" на объекты электросетевого хозяйства (ЦРП 6 кВ), посредством которых осуществляется электроснабжение ООО "Автолитмаш", ООО "СИТЭП", ООО ПФ "Пласпол".
п.6.3. Схема электрических сетей (электроснабжения), принадлежащих ЗАО "Зодиак".
п.6.4. Письменные объяснения по факту прекращения с 21.05.2014 по 22.05.2014 перетока электрической энергии на принадлежащие ООО "Автолитмаш", ООО "СИТЭП", ООО ПФ "Пласпол" энергопринимающие устройства с указанием правовых и иных оснований, а также приложением документов, подтверждающих ваши доводы.
п.6.5. Информацию о лицах (Ф.И.О. и должность) ответственных в ЗАО "Зодиак" за оперативно-диспетчерское взаимодействие с ЗАО "Воронежпресс им.М.И. Калинина" и ОАО "МРСК Центра" при аварийных ситуациях на объектах электросетевого хозяйства указанных лиц.
ЗАО "Зодиак" предоставило в материалы дела N 358-П информацию лишь по двум пунктам определения, а именно: п.6.1 (частично)- свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учёт и п.6.4- письменные объяснения ЗАО "Зодиак" от 30.10.2014.
Уведомлением от 03.12.2014 ЗАО "Зодиак" извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 19.01.2015 в 10 час. 00 мин. (уведомление получено обществом 18.12.2015).
19.01.2015 в присутствии представителя ЗАО "Зодиак" Свистова Ю.А. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по основаниям ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Определением от 29.01.2015 N 04-16/312 рассмотрение дела об административном правонарушении N 04.04-19.8 назначено на 26.02.2015 на 10 час. 00 мин. (определение получено обществом 18.02.2015 г.).
Постановлением УФАС по Воронежской области от 26.02.2015 по делу N 04.04-19.8 ЗАО "Зодиак" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении или несвоевременном представлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов, либо представление заведомо недостоверных сведений.
Состав данного правонарушения является формальным.
В силу пункта 11 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Аналогичное право антимонопольного органа предусмотрено частью 5 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции".
Данному праву корреспондирует установленная частью 1 статьи 25 ФЗ "О защите конкуренции" обязанность представления (в том числе коммерческими организациями) в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документов, объяснений, информации в письменной и устной форме (в том числе информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Как видно из материалов дела, в связи с непредставлением Обществом запрошенных документов Управление сделало вывод о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса.
Управлением в отношении Общества было возбуждено дело N 358-П по признакам нарушения п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Истребованные антимонопольным органом документы и сведения были необходимы для всестороннего и полного исследования материалов рассматриваемого дела.
Как было установлено УФАС по Воронежской области, Общество предоставило информацию лишь по двум пунктам истребуемой информации: п. 6.1 (частично) и п. 6. 4.
Вместе с тем, информации, запрашиваемой в п.п. 6.1 (устав Общества), 6.2, 6.3, 6.5, Общество представлено не было.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В связи с непредставлением Обществом запрошенных документов Управление сделало правильный вывод о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У заявителя имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений действующего законодательства.
Правонарушение допущено в результате не проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований действующего законодательства.
Событие и состав административного правонарушения предусмотренным ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, установлены административным органом, что нашло свое подтверждение материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении от 19.01.2015 N 04.04-19.8.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Ввиду того, что обязанность по предоставлению испрашиваемых антимонопольным органом документов Обществом исполнена в срок не была, действия заявителя были правомерно квалифицированы, как нарушение требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В качестве довода жалобы указывается, что часть запрашиваемой информации была представлена Обществом. Устав находит по месту нахождения организации - в г. Москва, в связи с чем, не мог быть доставлен в установленный срок. Часть запрашиваемой информации отсутствует. Основания для привлечения к ответственности отсутствуют.
Данные доводы жалобы подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку Управлением был установлен достаточный разумный срок для предоставления истребуемых документов, ходатайств о продлении указанного срока от Общества не поступало. Следовательно, у Общества имелась фактическая возможности для соблюдения требований антимонопольного законодательства.
Довод жалобы относительно возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ подлежит отклонению по следующим основания.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абз. 3 пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, оценка любого административного правонарушения как малозначительного возможна только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных (неблагоприятных) последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области антимонопольного законодательства.
Отсутствие причиненного материального ущерба от действий Общества не является обстоятельством, позволяющим сделать вывод о малозначительности правонарушения.
Документального подтверждения того, что в данном конкретном случае отсутствовала высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный порядок при осуществлении контроля (надзора) в сфере антимонопольной деятельности государства, Обществом не представлено.
О высокой степени общественной опасности правонарушения, совершенного обществом, свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
При этом установленные в данном конкретном деле обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного административным органом нарушения Обществом требований антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Довод жалобы относительно истечения максимального срока для вынесения постановления подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку ответственность, предусмотренная частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа, наступает при несоблюдении обязанности, установленной антимонопольным законодательством (в данном случае обществом не выполнена обязанность, установленная статьей 25 Федерального закона N 135-ФЗ), то к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае запрашиваемая Управлением информация должны была быть представлена до 10.10.2014, оспариваемое постановление вынесено 26.02.2015, то есть в пределах годичного срока давности.
Довод жалобы о неоказании в постановлении имени и отчества должностного лица, вынесшего оспариваемый акт, несостоятельны, поскольку в водной части постановления указаны фамилия и инициалы должностного лица - Попов В.Г., вынесшего оспариваемое постановление.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что постановление о назначении административного наказания N 04.04-19.8 от 26.02.2015 является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.06.2015 по делу N А14-5111/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5111/2015
Истец: ЗАО "Зодиак"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4271/15
21.10.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4271/15
11.08.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3987/15
16.06.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5111/15