г. Хабаровск |
|
13 августа 2015 г. |
А73-6253/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровскводтранс": Егорчатовой Л.А., представителя по доверенности от 20.01.2015, Сухаревой М.Н., представителя по доверенности от 20.01.2015;
от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: Леоновой Н.В., представителя по доверенности от 22.04.2015 N 1-11-564;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровскводтранс"
на решение от 05 мая 2015 г.
по делу N А73-6253/2013
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Коваленко Н.Л.,
по иску Министерства имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 1022700919152, ИНН 2700000592; место нахождения: г. Хабаровск, ул. Запарина,76)
к открытому акционерному обществу "Хабаровскводтранс" (ОГРН 1122721003426, ИНН 2721192214; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Шевченко, 1)
о взыскании 10 076 424,00 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Хабаровскводтранс" (правопреемник КГУП "Хабводтранс") о взыскании задолженности по перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли, полученной по результатам хозяйственной деятельности за 2011 год, в размере 10 076 424 руб.
Решением суда от 05 мая 2015 г. исковые требования министерства удовлетворены частично на сумму 7 464 788 руб.
Суд руководствовался статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 4 Закона Хабаровского края от 16.12.2011 N 149 "О краевом бюджете на 2012 год". При определении размера чистой прибыли и размера подлежащей перечислению в краевой бюджет части прибыли суд принял во внимание заключение судебной финансово-экономической экспертизы и дополнительной экспертизы, назначенной по ходатайству ответчика.
В апелляционной жалобе ОАО "Хабводтранс" просит решение суда отменить по доводам, приведенным в суде первой инстанции о том, что общество не может перечислить больше прибыли, чем фактически получено. Расходы и доходы на планируемый год невозможно определить.
В судебном заседании представители ОАО "Хабводтранс" настаивали на приведенных доводах, представитель министерства просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Представитель Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края просил произвести процессуальную замену Министерства имущественных отношений Хабаровского края на его правопреемника и в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В обоснование заявленного ходатайства министерство представило сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, распоряжение об упразднении прежнего и создании нового министерства, Положение о Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве и представленные в его обоснование документы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим удовлетворению.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хабаровскводтранс" создано путем преобразования в порядке приватизации КГУП "Хабаровскводтранс" на основании распоряжения Министерства от 30.12.2011 N 1857 и является правопреемником предприятия по его обязательствам.
Учредителем указанного предприятия является Хабаровский край в лице Министерства имущественных отношений края. Имущество находится в собственности Хабаровского края и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения (п. 1.4, 3.1 Устава).
Пунктом 3.9 Устава предприятие обязано было ежегодно перечислять в краевой бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах и в сроки, которые определяются нормативно-правовыми актами законодательной Думы и Правительства Хабаровского края.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности КГУП "Хабаровскводтранс" установлено занижение суммы прибыли, подлежащей перечислению в бюджет края по итогам деятельности предприятия за 2011 год, в связи с неверным учетом произведенных расходов и полученных доходов.
В результате выявленных проверкой данных изменился расчет части чистой прибыли, подлежащей перечислению в краевой бюджет в спорный период, в связи с неправильно примененным обществом нормативом отчислений, установленным законами о краевом бюджете на соответствующий год.
По расчетам министерства часть чистой прибыли за 2011 год КГУП "Хабаровскводтранс" подлежала перечислению в краевой бюджет в размере 15 114 636 руб., тогда как перечислено было в 2012 году ОАО "Хабводтранс" 5 038 212 руб.
Задолженность по перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли по результатам хозяйственной деятельности за 2011 год в размере 10 076 424 руб. министерство просит взыскать в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 161-ФЗ учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статьей 4 Закона Хабаровского края от 16.12.2011 N 149 "О краевом бюджете на 2012 год" краевым государственным унитарным предприятиям, получившим в 2011 году доходы в виде арендной платы за пользование краевым государственным имуществом, норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 год в размере 65 процентов.
Остальным краевым государственным унитарным предприятиям установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 год в размере 20 процентов (часть 1 ст. 4).
Согласно части 3 статьи 4 указанного Закона краевым государственным унитарным предприятиям, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, направившим в 2011 и 2012 г. не менее 80 процентов чистой прибыли на финансирование вложений в объекты основных производственных средств, установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2011 и 2012 г. в размере 10 процентов.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 декабря 2013 г. по делу N А73-9928/2013 предприятию установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2010 г. в размере 65 процентов. И, поскольку предприятие неправомерно применяло льготную ставку 10% вместо 65%, как установлено частью 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 08.12.2010 N 57 "О краевом бюджете на 2011 год", правопреемник в силу часть 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно обязано уплатить в краевой бюджет 19 152 806 руб. задолженности по подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2009, 2010 г.
Право на применение льготного норматива отчислений от чистой прибыли в краевой бюджет в 2011 г. в размере 10 процентов обществом не доказано.
Предприятие при планировании своей хозяйственной деятельности в текущем году самостоятельно определяет приоритетные направления расходования средств, в том числе и на финансирование вложений в основные средства.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доначисление ответчику суммы, подлежащей перечислению в краевой бюджет в виде части прибыли предприятия, произошло в результате выявления неучтенной им прибыли. За счет этой дополнительной прибыли, выявленной проверкой, итоговая доля чистой прибыли, направленная предприятием в 2010 г. на финансирование вложений в объекты основанных производственных средств, расчетно снизилась до 72 процентов чистой прибыли, вследствие чего ответчик по собственной вине не имел права на применение льготной ставки 10 процентов, а обязан был произвести платежи за 2010 год по ставке 65 процентов.
В данном случае часть прибыли, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученная государственными унитарными предприятиями, не подлежит распределению, а лишь перечисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть получателем данной части прибыли является бюджет субъекта Российской Федерации как собственник имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, который не признается плательщиком налога на прибыль.
Закон Хабаровского края от 16.12.2011 N 149 "О краевом бюджете на 2012 год" (статья 4) не признан недействительным.
Неправильного толкования статьи 4 указанного закона и невозможности применения к спорным правоотношениям суд не усматривает.
По ранее рассмотренному делу N А73-9928/2013, имеющему в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, за предыдущий год требования удовлетворены по тем же основаниям.
Размер чистой прибыли установлен по результатам судебной финансово-экономической и дополнительной экспертизы за 2011 г. составил 19 235 тыс. руб.
С учетом норматива отчислений - 65%, размер чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с действовавшим в спорный период законодательством, составит 12 503 тыс. руб. (по расчету МИО края - 15 114 636 руб.), в Отчете о движении капитала не отражены расходы на социальные выплаты и на материальное поощрение в общей сумме 7 420 тыс. руб.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертные заключения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключения экспертов отвечают принципу достоверности, использованные экспертами сведения, методики, подходы и существенные факторы сформировали достоверный размер чистой прибыли, противоречий в заключении экспертов не установлено.
С учетом изложенного, ОАО "Хабаровскводтранс" как правопреемник КГУП "Хабаровскводтранс" обязан уплатить в бюджет 7 464 788 руб. задолженности по подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2011 год, с учетом перечисленных в 2012 году 5 038 212 руб. (12 503 000 руб. - 5 038 212 руб.).
За основу принят расчет чистой прибыли, произведенный судебными экспертами ООО "Аудиторская фирма "Эксперт" Тарасовой Е.Ю., Больгер А.Г. Расчет экспертами произведен исходя из предложенной Министерством имущественных отношений ставки отчислений от чистой прибыли в размере 65%.
В остальной части исковые требования министерства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену Министерства имущественных отношений Хабаровского края на его правопреемника - Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 мая 2015 г. по делу N А73-6253/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6253/2013
Истец: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Ответчик: ОАО "Хабаровскводтранс"
Третье лицо: ООО "Аудиторская фирма "Эксперт", Автономная некоммерческая оргнизация "Центр Бухгалтерских Экспертиз", Некоммерческое партнерство "Федерация Судебных Экспертов", НП "Федерация Судебных Экспертов"