г. Москва |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А40-44845/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Муравьевой Л.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Каскад Логистик"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.05.2015 по делу N А40-44845/15 судьи Немовой О.Ю. (72-354)
по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
к ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" (ОГРН 1107746727659, 111672, г.Москва, ул.Салтыковская, д.26, стр.2)
о привлечении к административной ответственности при участии:
от заявителя: |
Беликова Л.А. по дов. от 26.12.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" (далее также - Общество, ответчик) по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N 02-15/491-1 от 03.02.2015.
Решением суда от 29.05.2015 требования Управления удовлетворены, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
При принятии решения суд исходил из доказанности факта совершения Обществом вмененного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не было учтено, все необходимые товаросопроводительные документы на закупленную и отраженную в декларациях алкогольную продукцию у ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" имелись, что не опровергалось проверяющими как в ходе административного расследования, так и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными. Считает, что факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения доказан, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснениями, данными в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" на основании лицензии А N 621409, рег. N 21561 осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
В рамках осуществления функций по контролю за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, (далее - алкогольная продукция) Управлением проведен анализ деклараций об объемах производства и оборота алкогольной продукции (далее - декларации) за 1, 2 кварталы 2014 производства ООО "Роса" (ИНН 0708013254).
В ходе анализа деклараций производителя, оптовых организаций, в том числе, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК", было установлено, что объемы поставок алкогольной продукции производства ООО "Роса" больше, чем объем произведенной алкогольной продукции.
Определением от 19.09.2014 в отношении ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, назначено административное расследование.
В ходе административного расследования административный орган пришел к выводу о том, что ООО "Каскад Логистик" осуществило закупку нелегально произведенной алкогольной продукции, товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, производства ООО "Роса" за 1-2 кв. 2014, у Общества отсутствуют.
03.02.2015 г. по результатам административного расследования полномочным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" составлен протокол об административном правонарушении N 02-15/491-1 по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, доводов апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к числу которых, в частности, относятся: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее по тексту - Постановление N 864) утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, а также Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 3 указанных Правил организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
В силу пункта 4 Правил организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Раздел "А" заполняет организация-изготовитель, раздел "Б" заполняют при каждой последующей реализации (передаче) последним собственником товара.
При этом организация - продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
При получении алкогольной продукции организация - покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В свою очередь, организация-производитель продукции, заполняя при отгрузке алкогольной продукции разделы "А" и "Б" справки, обязана соблюдать, в том числе, следующие требования:
- в пункте 1 указываются наименования каждого вида продукции в составе отгружаемой партии продукции;
- в пункте 2 указывается количество отгруженной продукции в декалитрах и бутылках;
- в пункте 3 указывается дата розлива;
- в пункте 4 указываются реквизиты декларации о соответствии или сертификата соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции;
- в пункте 10 указывается номер товарно-транспортной накладной указывается номер товарно-транспортной накладной.
Следовательно, оборот алкогольной продукции должен сопровождаться в том числе ТТН, разделом "А" к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной организацией - производителем и разделом Б к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной каждой последующей организацией - поставщиком.
При этом, дата и номер ТТН, подтверждающая поставку первому покупателю не может повторяться, так как по данным реквизитам, в том числе, происходит идентификация алкогольной продукции, находящейся в обороте.
Из материалов дела следует, что ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" в 1-2 кв. 2014 осуществляло оборот (закупку) алкогольной продукции, производства ООО "Роса" в объеме, превышающем объем поставленной партии первому покупателю, указанный производителем в справках "А" и "Б", прилагаемых к ТТН.
Следовательно, Общество осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов (ТТН, справок А и Б), удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ.
Подробно анализ товаросопроводительных документов, имеющихся у ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК", приведен в протоколе об административном правонарушении от 03.02.2015, таблица N 1 (т.1 л.д.117-120).
Так, например, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" осуществило закупку алкогольной продукции, водки "Роса серебряная", 0,5л, д.р. 26.12.2013, производства ООО "Роса" у ООО "Приоритет" по ТТН от 20.02.2014 N 13, от 25.02.2014 N 21, от 04.03.2014 N 44 в объеме 22 050 бут. При этом основанием поставки ООО "Приоритет" в адрес ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" по всем указным ТТН была одна и та же ТТН от 10.02.2014 N 14, оформленная первому покупателю (ООО "Приоритет") производителем (ООО "Роса"). Объем отгруженной алкогольной продукции первому покупателю (ООО "Приоритет") по указанной ТТН - 7350бут., что значительно ниже объема, отраженного в последующих поставках в адрес ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК".
Так, например, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" осуществило закупку алкогольной продукции, водки "Роса серебряная", 0,5л, д.р. 27.05.2014, производства ООО "Роса" у ООО "Приоритет" по ТТН от 28.05.2014 N 193, от 05.06.2014 N 216, от 17.06.2014 N 251 в объеме 50 880 бут. При этом основанием поставки ООО "Приоритет" в адрес ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" по всем указанным ТТН была одна и та же ТТН от 28.05.2014 N 32, оформленная первому покупателю (ООО "Приоритет") производителем (ООО "Роса"). Объем отгруженной алкогольной продукции первому покупателю (ООО "Приоритет") по указанной ТТН - 11 040бут., что значительно ниже объема, отраженного в последующих поставках в адрес ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК".
Аналогичным образом Управлением проведен анализ товаросопроводительных документов, представленных ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" в ходе административного расследования по другим поставкам алкогольной продукции производства ООО "Роса" в 1-2 кв. 2014 г.
Таким образом, ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" осуществляло оборот алкогольной продукции в объеме, превышающем объем поставленной партии первому покупателю, указанный производителем в ТТН, справках "А" и "Б" в 1-2 кв. 2014 г., то есть осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов (ТТН, справок А и Б), удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ. При этом само по себе наличие товаросопроводительных документов не освобождает Общество от ответственности, так как достоверность товаросопроводительных документов ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" не подтверждена и опровергается материалами административного дела.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вышеприведенной нормой Кодекса, доказан и подтвержден материалами дела.
Доводы жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом как документально не подтвержденные ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе его рассмотрения судом первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Общество, являясь профессиональным участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, должно было знать об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, имело обязанность соблюдать требования приведенных выше положений нормативно-правовых актов, и ограничения, предусмотренные статьей 26 Закона N 171-ФЗ, а именно не допускать оборот алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, но не предприняло необходимых мер, что свидетельствует о вине ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК".
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, о чем судом первой инстанции правомерно указано в обжалуемом судебном акте.
Суд первой инстанции правомерно с учетом характера совершенного административного правонарушения назначил административный штраф в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в размере 200 000 руб.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности Управлением и судом первой инстанции соблюден.
Основания для применения в отношении Общества статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку исходя из смысла статьи 204 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.05.2015 по делу N А40-44845/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК" из федерального бюджета уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44845/2015
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
Ответчик: ООО "КАСКАД ЛОГИСТИК"