город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2015 г. |
дело N А53-29352/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей Д.В. Емельянова, А.Н. Стрекачёва
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенко М.А.,
при участии:
от ООО "Табачный бизнес-комплекс": представитель Шаповалова Г.Б. по доверенности от 19.11.2014,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области: представитель Ломаковская К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2015 по делу N А53-29352/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Табачный бизнес-комплекс" к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области
о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи Парамоновой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Табачный бизнес-комплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения N 33678 от 27.06.2014 о привлечении ООО "Табачный бизнес-комплекс" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2015 признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области N33678 от 27.06.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Табачный бизнес-комплекс" к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
С Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Табачный бизнес-комплекс" взыскано 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд неправильно применил нормы материального права. По мнению инспекции, поскольку в кадастре объектов недвижимости по спорному земельному участку по состоянию на 01.01.2013 значится кадастровая стоимость, определенная по данным кадастровой оценки, то для целей исчисления земельного налога в 2013 году должна применяться указанная кадастровая стоимость. Установленная решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 (вступившим в законную силу 11.01.2013) рыночная стоимость спорных земельных участков применяется для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, то есть, с 01.01.2014.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; считает выводы суда соответствующими закону и установленным по делу обстоятельствам.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 31.01.2014 подало налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Ростовской области, и исчислило земельный налог за 2013 год в размере 2 079 229 руб.
Межрайонная ИФНС России N 24 по Ростовской области провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, в ходе которой инспекция пришла к выводу о занижении земельного налога на сумму 8 230 284 руб.
По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 42754 от 16.05.2014, полученный представителем общества 16.05.2014.
Акт камеральной налоговой проверки рассмотрен с участием представителя общества и вынесено решение от 27.06.2014 N 33678 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислены земельный налог в размере 8 230 284 руб.; пени в размере 254 726,6 руб.; общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 149 819 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о том, что для целей исчисления земельного налога за 2013 год должна применяться кадастровая стоимость, установленная на 01.01.2013. Установленная решением суда кадастровая стоимость является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, то есть с 01.01.2014.
17.07.2014 общество подало апелляционную жалобу на решение инспекции N 33678 от 27.06.2014 в Управление ФНС России по Ростовской области.
Решением заместителя руководителя УФНС России по Ростовской области N 15-15/1902 от 25.08.2014 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его экономические права и интересы, а также не соответствует налоговому законодательству, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
Признавая неправомерной позицию налогового органа о том, что установленная решением арбитражного суда кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению при исчислении земельного налога начиная с 01.01.2014, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Кодекса).
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период проведения кадастровой оценки в Ростовской области с 2009 года, определяла, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Пунктом 11 Порядка определено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, применяемый в Ростовской области с 2009 года, произведен в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов".
Согласно пункту 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В Ростовской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены постановлением N 212, которое вступило в силу с 01.01.2009.
С учетом статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, однако, это не означает, что вновь установленная рыночная стоимость должна применяться с означенной даты.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка. При этом, сами по себе достоверность кадастровой стоимости участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом положений Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего его рыночную стоимость. До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная постановлением N 212.
Из материалов дела следует, что в 2012 году ООО "Табачный бизнес-комплекс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ФБГУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости земельных участков: площадью 30065,00 кв.м., кадастровый номер 61:44:0062405:80 с разрешенным использованием: для эксплуатации производственных помещений, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 15; площадью 76 547 кв.м., кадастровый номер 61:44:0062405:358, с разрешенным использованием: для эксплуатации производственных помещений, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 17; площадью 1425,00 кв.м, кадастровый номер 61:44:0062406:23 с разрешенным использованием: для эксплуатации производственных помещений, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 17.
Решением Арбитражного суда по Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-27401/12 установлена кадастровая стоимость земельных участков: площадью 30 065 кв.м, кадастровый номер 61:44:0062405:80, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 15, в размере равном его рыночной стоимости - 50 509 200 руб.; площадью 76 547 кв.м., кадастровый номер 61:44:0062405:358, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 17, в размере равном его рыночной стоимости - 128 598 960 руб.; площадью 1 425 кв.м, кадастровый номер 61:44:0062406:23, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 17, в размере равном его рыночной стоимости - 1 694 325 руб.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 11.01.2013 решение Арбитражного суда по Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-27401/12 оставлено без изменения. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступило в законную силу с 11.01.2013.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2013 решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2013 по делу N А53-27401/2012 оставлены без изменения.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что установленная решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-27401/12 кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с 01.01.2013. Суд указал, что поскольку решение суда, устанавливающее новую кадастровую стоимость земельных участков, вступило в законную силу до 15 числа соответствующего месяца, применительно к пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации январь является полным месяцем действия новой кадастровой стоимости, а потому земельный налог за 2013 год подлежит исчислению исходя из новой кадастровой стоимости земельных участков.
Однако судом не учтена сложившаяся в округе судебная практика по разрешению данной категории споров.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной применяется для целей исчисления земельного налога с момента вступления в силу судебного акта об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, изменение стоимости земельных участков в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Исходя из изложенного, установленная решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу N А53-27401/12 кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с момента вступления в законную силу данного решения суда, то есть, с 11.01.2013.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом деле решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2012 по делу А53-27401/2012 вступило в законную силу до принятия Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, а потому положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции к спорным правоотношениям не применимы.
Налоговый орган представил в суд апелляционной инстанции расчет суммы земельного налога за 2013 год, исходя из того, что с начала налогового периода до момента вступления в законную силу решения суда об установлении новой кадастровой стоимости земельных участков - 11.01.2013 действовала старая кадастровая стоимость; с 11.01.2013 действует кадастровая стоимость, установленная решением арбитражного суда:
По земельному участку с кадастровым номером 61:44:0062405:80
237 171 060 руб./365*10*1,15%*1=74 725 руб. (за период с 01.01.2013 по 10.01.2013);
50 509 200 руб./365*355*1,15%*1=564942 руб. (за период 11.01.2013 по 31.12.2013);
По земельному участку с кадастровым номером 61:44:0062405:358
648 692 958 руб./365*10*1,15%*1=204 383 руб. (за период с 01.01.2013 по 10.01.2013);
128 598 960 руб./365*355*1,15%*1=1 438 370 руб. (за период 11.01.2013 по 31.12.2013);
По земельному участку с кадастровым номером 61:44:0062406:23
10 615 395 руб./365*10*1,15%*1=3 344 руб. (за период с 01.01.2013 по 10.01.2013);
1 694 325 руб./365*355*1,15%*1=18 950 руб. (за период 11.01.2013 по 31.12.2013).
Согласно расчету инспекции земельный налог исчислен в размере 2 304 714 руб. Учитывая произведенную обществом уплату земельного налога за 2013 год в размере 2 079 229 руб., налоговая инспекция правомерно доначислила обществу земельный налог за 2013 год в размере 225 485 руб.
В остальной части доначисление земельного налога за 2013 год является неправомерным, а потому суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
Проверив законность решения налогового органа в части доначисления обществу пени и налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2013 год, суд апелляционной инстанции считает его неправомерным, исходя из нижеследующего.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененной кадастровой стоимости.
Однако на момент представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год Налоговым кодексом Российской Федерации не был установлен правовой механизм, определяющий особый порядок определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в текущем налоговом периоде.
В связи с этим Министерство Российской Федерации в письме от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507, Федеральная налоговая служба в письме от 25.06.2013 NБС-4-11/11462@ разъяснили, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 Кодекса, что и было сделано налогоплательщиком.
Принимая во внимание, что на момент представления налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год отсутствовало нормативное регулирование порядка определения налоговой базы для исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода; учитывая разъяснения Министерства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России по спорному вопросу, руководствуясь статьями 5, пунктом 1 статьи 111, пунктом 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и ему не подлежат начислению пени за неполную уплату земельного налога за 2013 год.
Довод налогового органа о том, что в целях исчисления земельного налога кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением арбитражного суда, подлежит применению только с 01.01.2014, не соответствует приведенным выше нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а потому не может служить основанием для отмены решения арбитражного суда в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Поскольку при рассмотрении дела суд допустил неправильное применение норм Налогового кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2015 подлежит отмене в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области от 27.06.2014 N 33678 в части доначисления земельного налога в размере 225 485 руб.
В отмененной части требование заявителя удовлетворению не подлежит. В остальной части решение суда от 10.03.2015 надлежит оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2015 по делу N А53-29352/2014 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области от 27.06.2014 N 33678 в части доначисления земельного налога в размере 225 485 руб.
В отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2015 по делу N А53-29352/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29352/2014
Истец: ООО "ТАБАЧНЫЙ БИЗНЕС-КОМПЛЕКС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Ростовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по РО N24