г.Самара |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А65-8323/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" - представителя Далидан О.А. (доверенность от 25 декабря 2014 года),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - представителя Яшиной А.А. (доверенность от 13 ноября 2014 года),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2015 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2015 года по делу N А65-8323/2015 (судья Путяткин А.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (ОГРН 1021602826035, ИНН 1653016921), Республика Татарстан, г.Казань, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения N 239 от 26 января 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - ОАО ХК "Татнефтепродукт", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) N 239 от 26 января 2015 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2015 года заявление удовлетворено, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан N 239 от 26 января 2015 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО ХК "Татнефтепродукт".
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО ХК "Татнефтепродукт" требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Инспекция указала, что результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Росреестра, утверждены постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года в полном соответствии с требованиями законодательства, на что указано в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2011 N 11-Г11-32.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО ХК "Татнефтепродукт" принадлежат на праве собственности и используются следующие земельные участки: 1) с кадастровым номером 16:50:08 07 07:0004, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул.Магистральная; 2) с кадастровым номером 16:50:08 06 01:00001, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Ш.Камала; 3) с кадастровым номером 16:50:16 02 09:0003, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, проспект Победы; 4) с кадастровым номером 16:50:08 05 30:0003, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул.Лебедева; 5) с кадастровым номером 16:50:16 06 01:0019, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул.Дубравная, д.2; 6) с кадастровым номером 16:50:16 06 01:0002, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул.Дубравная, д.2А; 7) с кадастровым номером 16:50:17 06 04:0003, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Южно-Промышленная; 8) с кадастровым номером 16:50:16 01 02:0008, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Братьев Касимовых; 9) с кадастровым номером 16:50:28 01 01:0034.
Заявителем 24 января 2012 года в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков отражена в сумме 384 640 069 руб., сумма исчисленного земельного налога составила 2 717 216 руб.
Обществом 11 июля 2014 года в инспекцию представлена вторая, уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков отражена в сумме 275 112 196 руб. и сумма исчисленного земельного налога составила 1 945 870 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт N 6832 от 23 октября 2014 года, принято оспариваемое решение N 239 от 26 января 2015 года об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил обществу земельный налог за 2011 год в сумме 771 346 руб., а также предложил налогоплательщику указанную сумму налога, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением УФНС России по Республике Татарстан N 2.14-0-18/007224@ от 26 марта 2015 года, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 109 527 873 руб. и исчисленную сумму земельного налога на 771 346 руб. вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков. По мнению инспекции, при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Общество в первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год указало кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков в сумме 384 640 069 руб. с суммой исчисленного земельного налога в размере 2 717 216 руб.
В представленной налогоплательщиком 11 июля 2014 года второй уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год указана кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков в сумме 275 112 196 руб., с суммой исчисленного 1 945 870 руб.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
С учетом положений статьи 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 165-О арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01 января 2012 года.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2010 года N 4453/10 и от 26 июля 2011 года N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением N 1102, инспекцией произведено неправомерно.
Данные выводы суда согласуются с позицией, указанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2015 года N 306-КГ14-8573, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07 октября 2014 года N Ф06-15628/13 по делу N А65-3134/2014, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 июля 2014 года N Ф06-12529/13 по делу N А65-19493/2013.
При таких обстоятельствах применение инспекцией кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной указанным постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02 июля 2013 года N 17-П и в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст.390 и п.1 ст.391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ранее действовавшим в спорный налоговый период, то есть в 2011 году, разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Следовательно, постановление N 1102, опубликованное 02 февраля 2011 года, и кадастровая стоимость земельных участков, установленная им, для целей налогообложения может применяться не ранее, чем с 01 января 2012 года.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" указано, что законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям.
Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, наступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы.
Таким образом, применение налоговым органом в решении кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением N 1102, опубликованном 02 февраля 2011 года, означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо, и нарушает права и законные интересы ОАО ХК "Татнефтепродукт".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции требования заявителя обоснованно удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель, получившие положительное заключение Росреестра, утверждены постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года в соответствии с требованиями законодательства, не принимаются, поскольку в обжалуемом решении арбитражный суд не делал выводов о незаконности данного правового акта.
Ссылка инспекции на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2011 N 11-Г11-32 несостоятельна, так как в данном судебном акте не рассматривался вопрос о применении постановления N 1102 к конкретным налоговым отношениям, являющимся предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 17 июня 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2015 года по делу N А65-8323/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8323/2015
Истец: ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" в лице филиала "Управление автозаправочных станций", ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы