г. Челябинск |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А07-13784/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью концерн "Башрезерв" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2015 по делу N А07-13784/2014 (судья Айбасов Р.М.).
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью концерн "Башрезерв" - Загиров Р.М. (доверенность от 23.10.2014).
Общество с ограниченной ответственностью концерн "Башрезерв" (далее - ООО концерн "Башрезерв", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:79 площадью 7305 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ахметова, 326/1, в размере 13 506 000 руб., признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:80 площадью 4272 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ахметова, 326/1, в размере 8 551 000 руб. (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом, т. 5, л. д. 1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее также - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.05.2015 (резолютивная часть объявлена 27.05.2015) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО концерн "Башрезерв" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, так как, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей исходя из данных государственного кадастра недвижимости имущества о кадастровой стоимости земельных участков, указанное затрагивает права истца как плательщика арендной платы. Также в обоснование своей правовой позиции податель жалобы сослался на норму статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда, сведения о кадастровой стоимости устанавливаются судом и применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Отзывы на апелляционную жалобу в установленном порядке не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дополнительно указал, что обоснованность его требований подтверждена разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума N 28).
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 17.09.2013 N 1267-13 ООО концерн "Башрезерв" владеет и пользуется (арендует) земельным участком с кадастровым номером 02:55:050216:79, площадью 7305 кв. м, расположенным по адресу: г. Уфа, ул. Ахметова, 326/1, для эксплуатации торговых помещений (пункт 1.1 договора) (т. 1, л. д. 15-18).
Срок аренды установлен с 25.06.2013 по 25.06.2023 (пункт 3.1 договора).
Размер арендной платы с 01.01.2008 исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной соответствующим решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом (объектом недвижимости или временным объектом), принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект (объект недвижимости или временный объект) или сложившегося порядка пользования земельным участком (пункт 4.2 договора).
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован, о чем свидетельствует штамп регистрационной надписи на договоре (т. 1, л. д. 18).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 06.08.2013 N 02/13/1-622090 земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:79, площадью 7305 кв. м, с разрешенным использованием - для эксплуатации торговых помещений, дата постановки на учет в государственном кадастре недвижимости - 14.06.2007 (т. 1, л. д. 19-21).
На основании договора аренды земельного участка 17.09.2013 N 1266-13 ООО концерн "Башрезерв" владеет и пользуется (арендует) земельным участком с кадастровым номером 02:55:050216:80, площадью 4272 кв. м, расположенным по адресу: г. Уфа, ул. Ахметова, 326/1, для эксплуатации торговых помещений (пункт 1.1 договора) (т. 1, л. д. 24-27).
Срок аренды установлен с 25.06.2013 по 01.01.2015 (пункт 3.1 договора).
Размер арендной платы с 01.01.2008 исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной соответствующим решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом (объектом недвижимости или временным объектом), принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект (объект недвижимости или временный объект) или сложившегося порядка пользования земельным участком (пункт 4.2 договора).
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован, о чем свидетельствует штамп регистрационной надписи на договоре (т. 1, л. д. 27).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 07.08.2013 N 02/13/1-623363 земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:80, площадью 4272 кв. м, с разрешенным использованием - для эксплуатации торговых помещений, дата постановки на учет в государственном кадастре недвижимости - 14.06.2007 (т. 1, л. д. 28-30).
Кадастровые стоимости названных земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050216:79 и 02:55:050216:80 были установлены в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" по состоянию на 01.01.2011 и составили: 102 975 151 руб. 65 коп. и 68 494 129 руб. 44 коп., соответственно.
Общество, считая необоснованной кадастровую стоимость принадлежащих ему на правах арендатора земельных участков, обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью "Информ-эксперт" (далее - ООО "Информ-эксперт") для определения рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету независимого оценщика ООО "Информ-эксперт" от 11.11.2013 N 57-13 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050216:79 и 02:55:050216:80 на 01.01.2011 равна 15 156 560 руб. 10 коп. и 9 278 655 руб. 84 коп., соответственно.
Несоответствие сведений о кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, их рыночной стоимости явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском 08.07.2014.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 13.11.2014 по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту-оценщику Третьяковой Галине Владимировне.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы: в) соответствует ли требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности отчет от 11.11.2013 N 57-13; б) подтверждается ли стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке от 11.11.2013 N 57-13, в случае не подтверждения - определить какова рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050216:79 и 02:55:050216:80 по состоянию на 01.01.2011.
В заключении от 08.12.2014 N 50-14 (т. 4, л. д. 1-132) экспертом сделаны следующие выводы: по вопросу "а": отчет от 11.11.2013 N 57-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; по вопросу "б": в результате проведенного исследования рыночная стоимость участков по состоянию на 01.01.2011 составила: с кадастровым номером 02:55:050216:79 - 13 506 000 руб.; с кадастровым номером 02:55:050216:80 - 8 551 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения спора, после проведения судебной экспертизы и возобновления производства по делу, было установлено, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе спорных, установлена по состоянию на 01.06.2014. Данное постановление действует по состоянию на дату рассмотрения спора по существу. Поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Так, в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков истца определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011.
Между тем, по результатам проведенной по делу экспертизы установлено наличие значительного расхождения в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков и определённой рыночной стоимости по состоянию на указанную дату.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, истец верно указал на необходимость определения кадастровую стоимость указанных ранее земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату 01.01.2011, на которую определена и кадастровая стоимость земельных участков на основании проведенной массовой оценки.
В заключении от 08.12.2014 N 50-14 экспертом сделаны выводы о том, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составила: с кадастровым номером 02:55:050216:79 - 13 506 000 руб.; с кадастровым номером 02:55:050216:80 - 8 551 000 руб.
Из данного отчета усматривается значительное превышение кадастровой оценки земельных участков, указанной в кадастровых паспортах участков, их о рыночной стоимости.
В пункте 6 названного ранее постановления Пленума N 28 разъяснено, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Так, арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как указано ранее, арендная плата по названым выше договорам аренды спорных земельных участков исчисляется на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами, приведенными арбитражным судом первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Так, суд сослался на то, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в том числе спорных, установлена по состоянию на 01.06.2014.
Между тем, в пункте 15 постановления Пленума N 28 отмечено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В частности, в силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18. настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указанные положения абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из даты вступления в силу новой редакции Закона об оценочной деятельности, предусмотренные изменения применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату.
Принимая во внимание изложенное, в настоящем случае имелись основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
В силу указанного обжалуемое решение суда подлежит отмене, апелляционную жалобу общества - удовлетворению.
Заявленные требования общества подлежат удовлетворению: арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:79, площадью 7305 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, установленного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Ленинский, ул. Ахметова, 326/1, в размере его рыночной стоимости, равной 13 506 000 руб.,
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:80, площадью 4272 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, установленного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Ленинский, ул. Ахметова, 326/1, в размере его рыночной стоимости, равной 8 551 000 руб.
В пункте 31 постановления Пленума N 28 разъяснено, что в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.
С учетом указанного, а также заявления представителя истца об отнесении судебных расходов на общество, арбитражный суд апелляционной инстанции не производит распределение расходов по государственной пошлине, понесенных истцом (подателем жалобы).
Кроме того, с истца в пользу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат взысканию судебные расходы по оплате проведенной по делу экспертизы в сумме 60 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2015 по делу N А07-13784/2014 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью концерн "Башрезерв" удовлетворить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью концерн "Башрезерв" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:79, площадью 7305 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, установленного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Ленинский, ул. Ахметова, 326/1, в размере его рыночной стоимости, равной 13 506 000 руб.,
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:050216:80, площадью 4272 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, установленного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Ленинский, ул. Ахметова, 326/1, в размере его рыночной стоимости, равной 8 551 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью концерн "Башрезерв" в пользу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 60 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13784/2014
Истец: ООО концерн "Башрезерв"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа в лице УЗР г. Уфы, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РБ, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Башкортостан, Правительство Республике Башкортостан