г. Вологда |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А13-9762/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Вологдагортеплосеть" Дуловой А.И. по доверенности от 29.12.2014, от Департамента имущественных отношений Вологодской области Журавлева А.А. по доверенности от 10.12.2014, от Департамента финансов Вологодской области Гаркиновой Ю.В. по доверенности от 22.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 мая 2015 года по делу N А13-9762/2014 (судья Виноградова Т.Б.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Вологдагортеплосеть" (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Яшина, д. 8а; ОГРН 1023500880721; ИНН 3525000077; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к частному негосударственному учреждению "Камерный драматический театр" (место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 89, офис. 33; ОГРН 1033500046370; ИНН 3525107849, далее - учреждение) о взыскании 25 375 руб. 97 коп. задолженности по договору на отпуск тепловой энергии от 10.09.2012 и 8644 руб. 16 коп. неустойки; к Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент имущественных отношений Вологодской области) о взыскании 39 411 руб. 82 коп. задолженности за потребленную в период с декабря 2013 года по май 2014 года тепловую энергию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены благотворительный фонд поддержки культуры и милосердия "Шаг навстречу" (далее - фонд), Управление социальной защиты населения администрации города Вологды (далее - управление), Департамент финансов Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 мая 2015 года по делу N А13-9762/2014 удовлетворены требования предприятия в части взыскания с учреждения 8644 руб. 16 коп. неустойки, с Департамента имущественных отношений Вологодской области 39 411 руб. 82 коп. задолженности. Производство по делу N А13-9762/2014 в части взыскания с учреждения 25 375 руб. 97 коп. задолженности прекращено на основании статьи 150 АПК РФ в связи с отказом предприятия от заявленных требований в указанной части.
Департамент имущественных отношений Вологодской области с решением суда от 20.05.2015 не согласился в части взыскания с него суммы задолженности и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, в удовлетворении заявленных предприятием требований в части взыскания с Департамент имущественных отношений Вологодской области 39 411 руб. 82 коп. задолженности отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что примененная предприятием при расчете задолженности тепловая нагрузка по помещениям N 1-3 в подвале, N 2, 2а, 2б, 2в, 3-9 на первом этаже, а также помещения N 1, 10, 11, 11а, 20, 21 на первом этаже здания N 5, расположенного на ул. Ленина в г. Вологде, документально не обоснована. Кроме того, по мнению ответчика, Департамент имущественных отношений Вологодской области не является надлежащим ответчиком по делу и ответственность по оплате бездоговорно потребленной электрической энергии лежит на третьих лицах, фактически занимающих помещения в спорном здании на основании договора аренды.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции поддержал жалобу по доводам и требованиям, в ней приведенным, согласился с доводами, изложенными в жалобе третьего лица.
Департамент финансов Вологодской области также не согласился с решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 мая 2015 года по делу N А13-9762/2014 в части взыскания с Департамента имущественных отношений Вологодской области 39 411 руб. 82 коп. задолженности и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что Департамент имущественных отношений Вологодской области не является надлежащим ответчиком по делу и ответственность по оплате бездоговорно потребленной электрической энергии лежит на третьих лицах, фактически занимающих помещения в спорном здании на основании договора аренды.
Представитель третьего лица в заседании суда апелляционной инстанции поддержал жалобу по доводам и требованиям, в ней приведенным, согласился с доводами, приведенными ответчиком в жалобе.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции доводы, приведенные ответчиком и третьим лицом, отклонил, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой ими части.
Фонд, управление, учреждение отзывы на жалобы не представили.
Учреждение, фонд, управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 названного Кодекса исходя из доводов, заявленных сторонами.
Заслушав объяснения представителей предприятия, Департамента финансов Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой ответчиком и третьим лицом части, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Вологодской области на праве собственности принадлежат помещения 1-го этажа дома N 5, расположенного на ул. Ленина в г. Вологде.
По охранно-арендному договору от 18.03.2013 N 1 Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области передала фонду во временное владение и пользование помещения N 1-3 в подвале, N 2, 2а, 2б, 2в, 3-9 на первом этаже дома N 5, расположенного на ул. Ленина в г. Вологде. Общая площадь переданных фонду помещений, с учетом дополнительного соглашения от 22.11.2013 N 1/1 к договору от 18.03.2013 N 1, составила 219,7 кв. м (том 1, листы 66-77, 78-83).
В соответствии с пунктами 3.3 и 2.3.2 указанного договора арендатор обязан заключить со специализированными организациями договоры, связанные с текущей эксплуатацией и содержанием арендованных помещений, включая электроэнергию, газ, воду, канализацию, сбор мусора и иные коммунальные услуги.
В данном случае, как следует из материалов дела, фондом договор энергоснабжения с предприятием не заключен.
По охранно-арендному договору от 11.03.2013 N 1-29/6 Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области передала управлению во временное владение и пользование помещения N 1, 10, 11, 11а, 20, 21 на первом этаже данного дома. Общая площадь переданных управлению помещений, с учетом дополнительного соглашения от 20.11.2013 N 2/1-29/6, составила 57 кв. м (том 2, листы 37-41).
Управлением договор энергоснабжения с предприятием также не заключен.
Истец поставил в помещения N 1-3 в подвале, N 2, 2а, 2б, 2в, 3-9 на первом этаже, а также в помещения N 1, 10, 11, 11а, 20, 21 на первом этаже здания N 5, расположенного на ул. Ленина в г. Вологде, в период с декабря 2013 года по май 2014 года тепловую энергию.
На оплату поставленных ресурсов предприятие выставило Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области как собственнику указанных помещений счета-фактуры, исходя и площади помещений 191,6 кв. м, на сумму 39 411 руб. 82 коп.
Ссылаясь на то, что электрическая энергия, поставленная в период с декабря 2013 года по май 2014 года в спорные помещения, Вологодской областью в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области не оплачена, предприятие обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области 39 411 руб. 82 коп. задолженности за потребленную в период с декабря 2013 года по май 2014 года тепловую энергию.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, лицами, арендующими спорные помещения (фондом и управлением), не заключены с предприятием договоры энергоснабжения. При этом договором аренды, заключенным с управлением, такая обязанность на арендатора не возложена.
Данный факт Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области не оспаривают.
Законом бремя содержания имущества возложено на его собственника (статья 210 ГК РФ). Исключение из этого правила, как указано в приведенной норме, должно быть специально установлено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающей их ресурсоснабжающей организацией.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не ресурсоснабжающей организацией, которая не является стороной договора аренды.
Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора энергоснабжения не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате поставленного энергоресурса лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
При этом пункт 2 статьи 616 ГК РФ, на который ссылаются податели жалоб, предусматривающий обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды, не может являться основанием возникновения обязанности арендатора по оплате расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц. Поскольку предусмотренная данной статьей обязанность арендатора устанавливается по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в ней действий, соответствующая норма может быть применима, в частности, при расчетах между арендатором и арендодателем с целью возмещения понесенных последним затрат на оплату коммунальных расходов.
Указанные выводы подтверждаются позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 21.05.2013 N 13112/12 по делу N А72-6044/2011, от 04.03.2014 N 17462/13 по делу N А40-128959/12.
С учетом изложенного выше, а также положений пункта 1 статьи 125 ГК РФ в данном случае Вологодская область в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области, как собственник спорных помещений и теплопотребляющих устройств, является надлежащей стороной по делу и именно на Департамент имущественных отношений Вологодской области возложена обязанность по оплате поставленных предприятием ресурсов.
Доводы, приведенные ответчиком и третьим лицом в указанной части, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы подателей жалобы в части несогласия с обьемом поставленных ресурсов, заявленные ими в заседании суда апелляционной инстанции, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, расчет количества тепловой энергии, подлежащей оплате потребителем, осуществляется исходя из указанных в договоре тепловых нагрузок.
Отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения, регулируются Правилами установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 N 610 (далее - Правила N 610).
Согласно пункту 4 Правил N 610 установление или изменение тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном в этих Правилах. Согласованная сторонами тепловая нагрузка подлежит закреплению в договоре энергоснабжения и используется для расчета обязательств потребителя при оплате тепловой нагрузки (мощности) до ее изменения в порядке, установленном Правилами N 610, или до прохождения процедуры подключения объекта в случае реконструкции объекта (пункт 2 Правил N 610).
В пункте 21 тех же Правил установлены случаи, когда тепловые нагрузки могут быть пересмотрены. Согласно пункту 23 Правил N 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1-го марта текущего года.
Изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1-го января года, следующего за годом, в котором подана заявка (пункт 31 Правил N 610).
Данное правило является императивным и подлежит применению сторонами в отношениях по поставке тепловой энергии. Положения данного пункта связаны с порядком государственного установления тарифов на тепловую энергию и распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, а также обязательствами теплоснабжающей организации по поддержанию резервной тепловой мощности.
В данном случае, как следует из материалов дела, собственником спорных помещений договор энергоснабжения с предприятием не заключен. Данный факт стороны не оспаривают.
Согласно пояснениям представителя предприятия, данным им в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, с учетом ранее заключенного предприятием с предыдущим собственником (пользователем) помещений 1-го этажа спорного здания договора теплоснабжения, тепловая нагрузка рассчитана в соответствии с действующим законодательством исходя из площади нагревательной поверхности приборов теплоснабжения, установленных в спорных помещениях.
Департамент имущественных отношений Вологодской области в порядке, установленном Правилами N 610, не обращался к предприятию с заявлением об изменении тепловой нагрузки, в связи с этим правовых оснований для уменьшения тепловых нагрузок и, как следствие, уменьшения объемов поставляемой тепловой энергии у истца в данном случае не имелось.
Доказательства поставки ответчику теплоэнергии с несоблюдением установленных параметров нагрузки либо в объеме меньшем, нежели рассчитано истцом, податель жалобы в материалы дела не представил. Примененные истцом в расчете исходные данные ответчиком, третьим лицом надлежащим образом в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты. Контррасчет задолженности не представлен.
С учетом вышеизложенного и положений пункта 1 статьи 1107 ГК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование предприятия в части взыскания с Департамента имущественных отношений Вологодской области 39 411 руб. 82 коп.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда не имеется. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской от 20 мая 2015 года по делу N А13-9762/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9762/2014
Истец: МУП "Вологдагортеплосеть"
Ответчик: Частное негосударственное учреждение "Камерный драматический театр"
Третье лицо: Благотворительный фонд поддержки культуры и милосердия "Шаг навстречу", Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области, Управление соц-ой защиты населения Администрации г. Вологды
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6231/16
23.11.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1908/15
12.08.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5256/15
20.05.2015 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9762/14