город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2015 г. |
дело N А32-36599/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Авдониной О.Г., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от третьего лица: представителя Савиной О.И. по доверенности от 22.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 мая 2015 года по делу N А32-36599/2014
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к ответчикам: администрации города Сочи, муниципальному бюджетному учреждению города Сочи "Дирекция по реализации программ"
при участии третьего лица федерального казенного санаторно-курортного учреждения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс"
о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отсутствующим,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в КК, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) и муниципальному бюджетному учреждению города Сочи "Дирекция по реализации программ" (далее - дирекция) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033, общей площадью 668 кв.м., расположенный по адресу:
г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина; о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033, общей площадью 668 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина; о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 668 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок пляжа с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 688 кв.м. занят пляжными сооружениями ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс". Вместе с тем, на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи, а также право постоянного (бессрочного) пользования дирекции. Поскольку на земельном участке расположено федеральное недвижимое имущество - пляжный корпус, земельный участок не относится к муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс" (далее - санаторий).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2015 исковые требования удовлетворены в полном объём.
Признано отсутствующим право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 668 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина.
Признано отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения города Сочи "Дирекция по реализации программ" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 668 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина.
Признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 668 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина.
Суд указал, что его решение является основанием для погашения в ЕГРП регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи и регистрации права постоянного (бессрочного) пользования муниципального бюджетного учреждения города Сочи "Дирекция по реализации программ" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 668 кв.м.
Судебный акт мотивирован тем, что право публичной собственности на спорный земельный участок разграничено. Ввиду того, что с 1964 года данный участок находится в фактическом владении и пользовании санатория, на нём располагается объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, в силу положений статья 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) земельный участок является собственностью Российской Федерации. Данное обстоятельство являлось препятствием для государственной регистрации права собственности муниципалитета и права постоянного (бессрочного) пользования дирекции на спорный участок.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований ТУ ФАУГИ в КК отказать в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорный земельный участок находился в границах особо охраняемых земель курорта федерального значения г. Сочи. В связи с изданием Федерального закона Российской Федерации N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) спорный участок был отнесён к собственности муниципального образования.
В судебное заседание истец и ответчики явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. В отношении сторон дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель санатория с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя санатория, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, поставлен на кадастровый учет 18.07.2013.
Согласно кадастровой выписке от 26.09.2014 N 2343/12/14-870698 разрешенным использованием земельного участка является пляж.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 08.11.2013 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Сочи и 02.04.2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ".
ТУ ФАУГИ в КК, полагая, что право собственности муниципального образования город Сочи и право постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на спорный земельный участок зарегистрированы неправомерно, поскольку он в силу закона является федеральной собственностью, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Из материалов дела следует и было установлено в рамках судебного дела N А32-36598/2014, что решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся N20 от 14.12.1964 санаторию "Прогресс" под пляж в Кудепсте был отведен участок пляжа 200 п.м. по смежеству с пляжем санатория "Кудепста".
На основании решения N 20 от 14.12.1964 изготовлен паспорт земельного участка, в котором зафиксированы контуры отведенного земельного участка.
Указом Президента Российской Федерации N 739 от 20.05.1996 в федеральную собственность принято имущество добровольно ликвидированного акционерного общества "Санаторий "Прогресс" и закреплено на праве оперативного управления за Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 739 от 20.05.1996 Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 20.06.1996 издано распоряжение N 737-р о передаче федерального государственного учреждения "Санаторий "Прогресс" в ведомственную принадлежность ФСНП России. Перечень переданного имущества ликвидируемого АООТ "Санаторий "Прогресс" отражен в акте приема-передачи от 30.06.1996.
Государственное учреждение "Санаторий "Прогресс" ФСНП России зарегистрировано постановлением администрации Хостинского района г. Сочи N 1200 от 12.07.1996.
В связи с упразднением ФСНП России, во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 306 от 11.03.2003, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 509-р, Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по г. Сочи 09.12.2003 издано распоряжение N 05-2454, которым из оперативного управления государственного учреждения "Санаторий "Прогресс" ФСНП России изъято имущество в соответствии с балансом учреждения по состоянию на 30.06.2003 и закреплено за государственным предприятием "Санаторий "Прогресс" Госнаркоконтроля России. Передача имущества оформлена актом передачи от 01.07.2013.
Согласно уставу федерального казенного санаторно-курортного учреждения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс" учреждение является правопреемником государственного предприятия "Санаторий "Прогресс" Госнаркоконтроля России.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок, предоставленный санаторию "Прогресс" решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся N 20 от 14.12.1964 под пляж в 2013 году, был разделен на три участка, которые поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41.
Данный факт подтверждается заключением специалистов ООО "Земельный геодезический центр".
Согласно заключению специалистов ООО "Земельный геодезический центр" объекты недвижимого имущества и коммуникации (водопроводные сети, канализационные сети, электросети) ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" с учетом существующих ограждений занимают площадь земельного участка 7231 кв.м. В границах фактически используемого санаторием земельного участка расположены земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:103 площадью 668 кв.м. и с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м. (л.д. 8-15, 125 том 1).
Согласно приложению N 1 (план) к заключению ООО "Земельный геодезический центр" в границах находящегося в фактическом пользовании ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" земельного участка также расположен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 площадью 668 кв.м.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу N А32-36598/2014 было установлено, что формирование границ земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности муниципального образования, было произведено по материалам спутниковых измерений без определения границ участков на местности и с многочисленными нарушениями требований земельного законодательства. При формировании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41 допущена чересполосица, так как указанные земельные участки не имеют общих границ по всему периметру.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2014 по делу N А32-23864/2014 подтвержден федеральный уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:41.
В рамках указанного дела установлен факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:41 объектов недвижимости и иных объектов, находящиеся в оперативном управлении ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс": лодочной станции РНФИ В12240015674; душевого павильона с туалетом РНФИ В12 240015677; канализации на пляже РНФИ В12240015715; насосной станции для фекальных вод РНФИ В12240015678, ограждения территории пляжа РНФИ В12240015699, пляжного корпуса РНФИ В12240015676, наружных электролиний РНФИ В12240015716, дороги и дорожки РНФИ В12240015698.
В рамках настоящего дела суд первой инстанции установил факт расположения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 пляжного корпуса 1967 года постройки.
В рамках судебного дела N А32-36598/2014 было установлено, что все объекты лечебного пляжа санатория "Прогресс", расположенные на отведенном в 1964 году земельном участке протяженностью 200 п.м. в Кудепсте (в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41), обладают признаками единого имущественного комплекса, так как объединены единым функциональным назначением - оказанием пациентам клинического санатория "Прогресс" медицинских услуг; здания и сооружения неразрывно связаны между собой технологически (сетями водопровода, канализации, электролинией пляжа) и конструктивно (пляжный корпус и надводный аэрарий N1, лодочная станция, навес для хранения инвентаря с подсобными помещениями, причал N339).
Использование и эксплуатация объектов лечебного пляжа санатория "Прогресс" невозможно без использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1033, так как на указанном земельном участке расположен пляжный корпус, входящий в состав единого имущественного комплекса санатория.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 не может использоваться самостоятельно (обособленно) по своему разрешенному использованию, так как водопользователем прилегающей к участку акватории Черного моря (зона купания) является санаторий "Прогресс" на основании договора водопользования от 18.08.2014; доступ на земельный участок возможен только с объектов лечебного пляжа санатория.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 необходим для эксплуатации объектов единого имущественного комплекса санатория "Прогресс", являющегося собственностью Российской Федерации.
В соответствии с заключением кадастрового инженера Фарносова А.В. от 09.01.2015 N 1, выполненному по заказу ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" ФСКН России, границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 пересекают объект недвижимости, находящийся в оперативном управлении ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс", а именно часть пляжного корпуса площадью 6,1 кв. м, в том числе площадь участка 0,9 кв.м. под балконом, расположена в границах указанного земельного участка. Границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 пересекают фактические границы земельного участка, используемого ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс", площадью 665,5 кв.м. Также установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 пересекает акваторию Черного моря площадью 2,4 кв.м. Частичное нахождение на территории спорного участка пляжного корпуса санатория, а также акватории Черного моря, к которой этот участок в остальной его части примыкает, подтверждается также планом от 16.09.2014 взаимного прохождения границ, подготовленным ООО "Земельный геодезический центр".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591 -р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 406-ФЗ (30.12.2013)), курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Статьей 2 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная". При этом в силу части 3 статьи 10 данного Закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
Таким образом, курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми территориями федерального значения, а земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности либо предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункт 8).
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 как предоставленный федеральному учреждению, не может быть отнесен в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 к муниципальной собственности.
Как было изложено выше, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 частично расположен в акватории Черного моря.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Учитывая расположение спорного земельного участка частично в акватории Черного моря, наличие на нем объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 относится к собственности Российской Федерации в силу закона.
Администрацией не представлены доказательства, подтверждающие основания регистрации права муниципальной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на спорный земельный участок.
В отсутствие соответствующих доказательств регистрация права муниципальной собственности на земельный участок и права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным учреждением не могут быть признаны правомерными.
По смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Упомянутые в абзаце 2 пункта 52 приведенного совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 иски о виндикации и реституции направлены на возврат фактического владения, а иск о признании права подлежит удовлетворению только, если такое владение истцом сохранено (пункт 58 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N10/22 от 29.04.2010).
Таким образом, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Суд правильно пришел к выводу, что в данном случае владение имуществом, расположенным на спорном земельном участке, не прекращалось и продолжает осуществляться Российской Федерацией (в лице ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс").
Владеющий собственник вправе требовать признания права собственности другого лица отсутствующим.
Администрация не представила доказательства в опровержение вывода суда о сохранении Российской Федерацией владения земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402004:1033 как на момент принятия Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, так и в настоящее время.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 мая 2015 года по делу N А32-36599/2014 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36599/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ТУ Росимущества
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, МУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СОЧИ "ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ"
Третье лицо: Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс", ФКУ Клинический санаторий Прогресс