г. Москва |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А40-32747/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2015 г.
по делу N А40-32747/14,
принятое судьей Михайловой Е.В. (шифр судьи 133-208),
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, 445011, Самарская область, г.Тольятти, пл.Свободы, д. 4)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, Москва г., ул. Ильинка, д. 9, стр.1)
и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, 443086, Самарская область, г. Самара, ул. Революционная, д. 44)
третьи лица: Министерство строительства Самарской области (443010, Самарская область, г. Самара, ул. Самарская, д.146,А), Правительство Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210), Министерство управления финансами Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика(1): Лобова Е.Н. по доверенности от 27.03.2015 года,
от ответчика(2): Ермакова О.А. по доверенности N 47 от 28.11.2014 года,
от третьего лица(1): не явился, извещен,
от третьего лица(2): не явился, извещен,
от третьего лица(3): не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 1 371 560 руб..
Решением суда от 26.05.2014 года исковые требования удовлетворены.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 года апелляционная жалоба ответчика на указанное решение возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2014 года, решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.05.2014 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы,
При новом рассмотрении дела судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Решением суда от 28.05.2015 года с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в сумме 1 371 560 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять новый судебный акт о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство финансов Российской Федерации представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционных жалоб необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Мэрия городского округа Тольятти представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области обоснованными.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей ответчиков, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Под убытками согласно п. 2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вместе с тем, лицо, требующее возмещения вреда (убытков) согласно положениям ст.ст. 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно доказать незаконность действия (бездействие) государственного органа (должностного лица); факт причинения вреда и его размер; причинно-следственную связь между причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) государственного органа (должностного лица); вину причинителя вреда - государственного органа (должностного лица).
Таким образом, для привлечения к имущественной ответственности необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40).
При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 года N 1368-0-0 и от 01.12.2009 года N 1548-0-0).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N 817.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно преамбуле названного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона.
Понятие "социальная защита инвалидов" включает в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 ст. 26.3 названного Закона решение вопросов, в том числе, социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст.109 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При этом названным Законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Самарской области на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В силу статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях (часть 1).
В соответствии с частью 5 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющие детей- инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115- ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области в том числе по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В соответствии со ст.4 Закона Самарской области от 24.10.2006 года N 115-ГД, финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Приведенными выше нормами действующего законодательства четко определен источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 гражданам-инвалидам и приравненным к ним категориям граждан льгот, - такие затраты являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 года N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области".
Поэтому выводы суда первой инстанции относительно того, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-32747/14 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32747/2014
Истец: Мэрия г. о. Тольятти, Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: Министерство финансов РФ, Минфин РФ
Третье лицо: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, Министерство стрительства Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Минсоцдемография Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11400/14
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29519/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32747/14
29.10.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11400/14
26.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32747/14