г. Томск |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А27-16735/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Васильевой С. В.,
при участии:
от истца: Видякина В. В., доверенность от 01.01.2015 года,
от ответчиков: без участия (извещены),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 мая 2015 года по делу N А27-16735/2014 (судья Фуртуна Н. К.)
по исковому заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202, г. Новосибирск)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области) (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, г. Москва),
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391, г. Омск)
третье лицо: Администрация города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244, г. Омск)
об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Росреестра по Омской области от 05. 11.2009 N 36/09-18916, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённому приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утверждённым Решением Омского городского совета от 10.12. 2008 N 201; обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507, разрешённое использование: для производственных целей; категория земель: земли населённых пунктов; местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 05.08.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2011 в удовлетворении требований отказано.
Восьмой арбитражный апелляционный суд после принятия жалобы общества к производству определением от 03.05.2012 приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А27-12216/2010.
В связи с вынесением по указанному делу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 29.05.2012 N 13016/11 суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, и в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ рассматривал дело по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
До принятия судебного акта по существу Общество на основании статьи 49 АПК РФ уточнило предъявленные требования и просило признать незаконными:
- совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по внесению в ГКН кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка в размере 2 795 984 руб. 04 коп.;
- совершенные 27.12.2010 действия Управления Росреестра и кадастровой палаты по внесению в ГКН кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 2 485 334 руб.
Обязать кадастровую палату:
- с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из ГКН кадастровую стоимость спорного земельного в размере 2 485 334 руб.;
- с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из ГКН кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 2 795 984 руб. 04 коп.;
- с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в ГКН кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 180 267 руб. 48 коп.
Постановлением от 07.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
Постановлением от 29.08.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2011 и постановление от 07.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение с указанием на противоречие их содержания правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 12651/11, согласно которой данная категория споров (об установлении вида разрешенного использования) подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
При новом рассмотрении в процессе судебного разбирательства ОАО "ТГК-11" со ссылкой на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11 и от 03.06.2014 N 818/14, уточнил свои требования, просил:
- об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507, местоположение установлено относительно здания мастерской, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, вида разрешенного использования: "для размещения "электростанции, обслуживающих их сооружений и объектов";
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507, местоположение установлено относительно здания мастерской, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7, в размере 515 782 руб.
Требования заявлены к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра") и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28 мая 2014 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание мастерской, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Советский АО, пр. Губкина, дом 7, вид разрешенного использования: "для размещения "электростанции, обслуживающих их сооружений и объектов", и соответствующую данному виду разрешенного использования кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507 в размере 515 782 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Омска обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ТГК-11" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФГБУ "ФКП "Росреестра" и Управление Росреестра по Омской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель ОАО "ТГК-11" в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (часть 6 статьи 121 АПК РФ, пункт 4, пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:507, местоположение установлено относительно здания мастерской, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, пр-т Губкина, дом 7. В соответствии со сведениями ГКН рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования "для производственных целей".
16.07.2009 ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13329 осуществление кадастрового учёта изменений было приостановлено в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учёта изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешённого использования земельного участка.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений, обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учёта изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области вынесено решение от 05.11.2009 N 36/09-18916 об отказе в осуществлении кадастрового учёта изменений.
Полагая, что решение Управления Росреестра по Омской области является незаконным, ОАО "ТКГ-11" обратилось в арбитражный суд
Принимая судебный акт об установлении вида разрешенного использования: "для размещения "электростанции, обслуживающих их сооружений и объектов", и соответствующую данному виду разрешенного использования кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507 в размере 515 782 руб., суд первой инстанции исходил из указаний суда кассационной инстанции о необходимости рассмотрения вопроса о виде разрешенного использования и установления "новой" кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка, - 515 782 руб., то есть ниже кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 г. N 12651/11, судам при рассмотрении споров, связанных с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, следует учитывать, что такие споры затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому они подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Исходя из анализа данной правовой позиции и определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, в совокупности, следует, что установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе сведения о новом виде разрешенного использования и о новой кадастровой стоимости (установленной судом исходя из вида разрешенного использования земельного участка).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (далее - Правила).
Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Земельное законодательство и кадастровый учет используют понятия "категория земель" (целевое назначение) и "разрешенное использование" (вид функционального использования).
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков методической основой служат Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 за N 9370 (далее - Методические указания).
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к их оценке установлены в Приложении к Приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 17 видов разрешенного использования (в редакции, действующей в период рассмотрения спора).
В соответствии с пунктом 1.2.10 Методических указаний к 10-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Типовой перечень видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 в целях разъяснения положений Методических указаний, к 10 группе видов разрешенного использования относит земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов.
Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний к 9-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36:030801:507, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание мастерской, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Советский АО, пр. Губкина, дом 7, поставлен на кадастровый учет 09.09.2005, предыдущим является земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:82.
Судом установлено, что спорный земельный участок при проведении кадастровой оценки был отнесен к 9 группе видов разрешенного использования, в связи с тем, что на дату формирования перечней земельных участков в целях проведения кадастровой оценки в кадастровом учете содержались сведения о том, что спорный земельный участок по разрешенному использованию значится как: "для производственных целей".
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании "Приказа Министерства имущественных отношений Омской области" от 20.11.2014 N 50-п.
На спорном земельном участке расположено здание деревоотделочной мастерской, что подтверждается актом проверки от 23.12.2013, находящимся в материалах дела.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 55 АВ N 712998 от 10.07.2008 ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" принадлежит на праве собственности имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимости - 33 зданий, 28 сооружений, в состав которых, в том числе входит здание деревоотделочной мастерской.
Пунктом 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152 предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Согласно положениям Типового перечня в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" входят земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов (пункт 10).
Как уже сказано выше, согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая в том числе, земли производственного назначения.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статьи 37 ГрК РФ).
Спорный земельный участок находится в черте города Омска и относится к категории земель населенных пунктов.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), к предприятиям 1-2 класса опасности, расположенным в зоне производственно-коммунальных объектов (в зоне П-1 (производственно-коммунальная зона), относятся в том числе, тепловые электростанции, мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном, мазутном, газовом и газомазутном топливах (Таблица N1 статья 42 Правил).
В соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом, входит в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (пункт 1.11 Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций).
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что здание деревоотделочной мастерской, расположенной на спорном земельном участке, как структурное подразделение Омской ТЭЦ-3, является единым технологическим комплексом в целях производства тепловой энергии; доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установленные обстоятельства, доводы и возражения участников процесса, суд, учитывая, что здание деревоотделочной мастерской предназначено для обслуживания Омской ТЭЦ-3, в целях осуществления единого технологического процесса, направленного на выработку и подачу тепловой энергии, признал состоятельным довод истца о том, что спорный земельный участок предназначен для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 1.2.10 Методических указаний).
В указанной части признаются необоснованными доводы Администрации г. Омска, изложенные в апелляционной жалобе.
При этом, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В отсутствие изменений в функциональном назначении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, отсутствуют и основания для изменения вида разрешенного использования.
Поскольку никаких изменений функционального назначения объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке - деревоотделочной мастерской, Омской ТЭЦ- 3 не производилось, доказательств того, что данный объект капитального строительства опасен для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (в целях размещения в данной зоне) не представлено, следовательно, оснований для вывода о наличии ограничений для размещения указанного объекта в данной зоне не имеется.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, от 15.12.2011 г. N 12651/11, установление судом вида разрешенного использования земельного участка, номера вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, следовательно, в том числе и сведений о "новой" кадастровой стоимости (определенной судом исходя из установленного вида разрешенного использования земельного участка).
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" (далее - Приказ N 36-п), вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены, в том числе, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2011; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использований согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к виду разрешенного использования: для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (1.2.10 Методических указаний), то по правилам, предусмотренным Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 N 222, суд исчислил кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании сведений о среднем удельном показателе кадастровой стоимости, утвержденным приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п.
Кадастровая стоимость исчисляется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала, в котором расположен спорный земельный участок (55:36:030801) по 10 номеру (группе) вида разрешенного использования в размере 463 руб. на площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:507 в размере 1114 кв. м 267 руб. х 1114 кв. м = 515 782 руб. (кадастровая стоимость).
Апеллянт полагает, что данный вид разрешенного использования земельного участка не предусмотрен для территориальной зоны П1 (в которой расположен рассматриваемый участок) в качестве основанного вида разрешенного использования градостроительным регламентом этой территориальной зоны, установленным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, в связи с чем нарушены нормы пункта 2 статьи 7 ЗК РФ. Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные выводы как необоснованные.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статья 1, 37 ГрК РФ).
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В отсутствие изменений в функциональном назначении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, отсутствуют и основания для изменения вида разрешенного использования.
Согласно правовой позиции, изложенной постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14, в случае, если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости.
Поскольку никаких изменений функционального назначения объектов, расположенных на спорном земельном участке 55:36:030801:507 не производилось, доказательств того, что данные объекты опасны для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (в целях размещения в данной зоне) не представлено, следовательно, оснований для вывода о наличии ограничений для размещения указанного объекта в зоне П1 не имеется.
Фактически доводы апелляционной жалобы противоречат сложившейся судебной практике.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 мая 2015 года по делу N А27-16735/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16735/2014
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области
Третье лицо: Администрация города Омска