20 августа 2015 г. |
Дело N А83-1478/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2015.
В полном объёме постановление изготовлено 20.08.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Елагиной О.К. и Тарасенко А.А.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Киселевой М.И.,
В судебное заседание явились:
от истца - Эндакова Татьяна Васильевна, представитель Публичного акционерного общества "Крымский содовый завод" по доверенности N 7 от 05.11.2014, личность удостоверена по паспорту;
от ответчика - Крюков Вадим Геннадьевич, представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" по доверенности N 77 от 25.05.2015;
от ответчика - Косинов Максим Викторович, представитель Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" по доверенности N 33 от 13.01.2015.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2015 по делу N А83-1478/2015 по иску публичного акционерного общества "Крымский содовый завод" к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская железная дорога" о взыскании 2863528,28 руб.,
установил:
Публичное акционерное общество "Крымский содовый завод" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская железная дорога", в котором просит взыскать 2806836,03 рублей - сумма неосновательного обогащения.
Исковые требования были мотивированны тем, что начисленные за период с 22.01.2015 по 29.01.2015 и списанные на основании ведомостей платы за пользование вагонами NN 22010001, 22010002, 22010003, 23010004, 23010005, 23010006, 23010007, 23010008, 23010009, 23010010, 26010011, 26010012, 26010013, 26010014, 26010016, 26010017, 26010018, 26010019, 26010020, 26010021, 27010022, 27010023, 27010024, 28010025, 28010026, 29010027 с лицевого счета истца денежные средства в сумме 2806836,03 руб., составляющие плату за пользование вагонами, не принадлежащими ответчику, является необоснованным и незаконным.
04.06.2015 в адрес суда от ответчика поступило встречное исковое заявление N 2 от 03.06.2015 о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования ГУП РК "КЖД".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 встречное исковое заявление N 2 от 03.06.2015 о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования ГУП РК "КЖД" и приложенные к нему документы было возвращено.
Решением Арбитражного суда Республики Крым иск удовлетворен. Взыскано с Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" в пользу Публичного акционерного общества "Крымский содовый завод" 2806836,03 рублей - сумма неосновательного обогащения. Взыскано с Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" в пользу Публичного акционерного общества "Крымский содовый завод" 56692,25 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 23.04.2015, с последующим их начислением по день фактической уплаты присужденной судом денежной суммы по ставке рефинансирования Банка России в соответствии со ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская железная дорога" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить. Жалобу мотивирует тем, что денежные средства, принадлежащие истцу списаны на договорных и законных основаниях.
В судебном заседании 13.08.2015 представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений по следующим основаниям.
09.04.2014 заключен договор N 30-4600008504 (с последующими изменениями) на организацию перевозок грузов, проведения расчетов за перевозки и предоставленные железной дорогой услуг между Государственным предприятием "Крымская железная дорога" и Публичным акционерным обществом "Крымский содовый завод" (далее - Истец).
На основании данного договора Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская железная дорога" открывает для истца лицевой счет с присвоением кода N 6411190 и кода грузоотправителя, грузополучателя 4159.
Предметом Договора являются предоставление Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымская железная дорога" услуг истцу, связанных с перевозкой грузов, и проведение расчетов за эти услуги.
Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 1457-р пункта 2.1 создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская железная дорога" (далее - Ответчик), которое является правопреемником Государственного предприятия "Крымская железная дорога".
Пунктом 7.4 договора предусмотрено, что договор вступает в силу после его подписания и действует на протяжении одного года.
ГУП РК "Крымская железная дорога" взыскало плату за нахождение вагонов, не принадлежащим перевозчику, на станционных путях в соответствии с Тарифным руководством N 2 на общую сумму 2806836 руб. 03 коп.
Обоснованием списания 2806836 руб. 03 коп. явились ведомости NN 22010001, 22010002, 22010003, 23010004, 23010005, 23010006, 23010007, 23010008, 23010009, 23010010,26010011, 26010012, 26010013, 26010014, 26010016, 26010017, 26010018, 26010019,26010020, 26010021, 27010022, 27010023, 27010024, 28010025, 28010026, 29010027, и акты общей формы N61 от 06.01.2015, N62 от 07.01.2015, N63 от 10.01.2015, N64 от 10.01.2015, N65 от 10.01.2015, N66 от 11.01.2015, N67 от 12.01.2015, N 68 от 13.01.2015, N68a от 13.01.2015, N69 от 14.01.2015, N70 от 15.01.2015 N71 от 16.01.2015, N72 от 17.01.2015, N73 от 17.01.2015, N74 от 18.01.2015, N75 от 19.01.2015, N77 от 20.01.2015, N83 от 24.01.2015, N84 от 25.01.2015, N86 от 26.01.2015, N87 от 27.01.2015, N88 от 27.01.2015, N89 от 28.01.2015, N92 от 31.01.2015, N93 от 31.01.2015.
Считая, что взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, произведено неправомерно, т.к. договор на организацию расчетов N 30/4600008504 от 09.04.2014 не содержит ссылки на производство начислений и взысканий в соответствии с Тарифным руководством N2, ПАО "Крымский содовый завод" предъявило ГУР РК "Крымская железная дорога" претензию от 20.03.2015 о возврате неправомерно списанных денежных средств в сумме 2806836 руб. 03 коп. и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, подлежащие уплате по состоянию на 20.03.2015 г. на сумму 35465 руб. 56 коп.
Указанная претензия была оставлена ответчиком без рассмотрения в связи с тем, что взысканные платежи с клиента являются правомерными и подтверждены документально.
Мотивируя свои требования незаконностью начисления данной платы ПАО "Крымский содовый завод" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о взыскании с ГУП РК "Крымская железная дорога" 2863528 руб. 28 коп. в том числе:
- неосновательное обогащение (денежные средства, списанные с лицевого счета ПАО "Крымский содовый завод") в сумме 2806836,03 (два миллиона восемьсот шесть тысяч восемьсот тридцать шесть рублей 03 коп.) рублей;
- проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 56692,25 (пятьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто два рубля 25 коп.) рублей, с последующим их начислением и взысканием по день фактической уплаты.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей не общего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Исключением является плата за пользование вагонами, контейнерами, которая не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в местах не общего пользования.
Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь не общего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути не общего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути не общего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути не общего пользования.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Указанными нормативными актами предусмотрена возможность взыскания платы за пользование вагонами, находящимися на путях общего пользования за время ожидания их подачи или приема на железнодорожные пути не общего пользования.
Из ведомостей платы за пользование вагонами с NN 22010001, 22010002, 22010003, 23010004, 23010005, 23010006, 23010007, 23010008, 23010009, 23010010, 26010011, 26010012, 26010013, 26010014, 26010016, 26010017, 26010018, 26010019, 26010020, 26010021, 27010022, 27010023, 27010024, 28010025, 28010026, 29010027 за период с 13.01.2015 по 27.01.2015 не усматривается сведений о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, но имеются сведения о времени простоя и начисленная сумма за простой вагонов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. п. 1.1, 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45) установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя при задержке подачи вагонов грузоотправителю, удостоверяются актами общей формы, предусмотренными в указанных Правилах.
Акты общей формы, составленные перевозчиком за период с 06.01.2015 по 31.01.2015, не содержат сведений о причинах простоя вагонов, позволяющие установить вину какого либо лица.
Суд первой инстанции пришел в верному выводу о том, что в актах общей формы не указана причина занятости фронта погрузки, следовательно, невозможно установить вину ПАО "Крымский содовый завод" и они не могут являться обосновывающим документом для взимания платежей за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава.
Из ст. 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ГУП РК "Крымская железная дорога", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности вагонов перевозчику на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами не принадлежащими железной дороге.
Так, 09.04.2014 заключен договор N 30/4600008504 (с последующими изменениями) между Государственным предприятием "Крымская железная дорога" и Публичным акционерным обществом "Крымский содовый завод" (далее - Истец) на организацию перевозок грузов, проведения расчетов за перевозки и предоставленные железной дорогой услуг (далее - Договор). На основании указанного договора Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская железная дорога" открывает для истца лицевой счет с присвоением кода N 6411190 и кода грузоотправителя, грузополучателя 4159.
Предметом договора являются предоставление Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымская железная дорога" услуг истцу, связанных с перевозкой грузов, и проведение расчетов за эти услуги. Перечень услуг содержится в Приложении N 1 согласования ставок работ и услуг, которые выполняются железнодорожным транспортом по договорным тарифам к договору N 30/4600008504 от 09.04.2014 "На организацию перевозок грузов проведения расчетов за перевозки и предоставленные железной дорогой услуги". В данном перечне услуга в виде предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не предусмотрена.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и другие строения. В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 703 услуги по использованию инфраструктуры оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры.
Поскольку, между истцом и ответчиком не заключался договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры, в таком случае услуга по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не может быть предоставлена, ввиду отсутствия договора, регулирующего отношения по использованию инфраструктуры.
Договор N 30/4600008504 от 09.04.2014 на организацию перевозок грузов, проведения расчетов за перевозки и предоставленные железной дорогой услуг не содержит соглашения о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В силу ст. 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относятся к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами принадлежащих перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащих другим организациям, устанавливается в договорах с этими организациями.
Пунктом 34 данного Пленума "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устава железнодорожного транспорта РФ" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно Тарифного руководства N 2 при задержке грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей приема вагонов, принадлежащих им или арендованных железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства.
Тарифное руководство N 2 устанавливает лишь размер платы за пользование вагонами, контейнерами и порядок ее начисления, но не устанавливает основания взимания, а договор на организацию расчетов N 30-4600008504 от 09.04.2014 не содержит ссылки на применение Тарифного руководства N 2.
Спорные вагоны простаивали на железнодорожных путях общего пользования станции Красноперекопск в ожидании подачи на подъездной путь "Крымский содовый завод", на что железной дорогой составлены акты общей формы N61 от 06.01.2015 г., N62 от 07.01.2015 г., N63 от 10.01.2015 г., N64 от 10.01.2015 г., N65 от 10.01.2015 г., N66 от 11.01.2015 г., N67 от 12.01.2015 г., N 68 от 13.01.2015 г., N68a от 13.01.2015 г., N69 от 14.01.2015 г., N70 от 15.01.2015 г., N71 от 16.01.2015 г., N72 от 17.01.2015 г., N73 от 17.01.2015 г.,N74 от 18.01.2015 г., N75 от 19.01.2015 г., N77 от 20.01.2015 г., N83 от 24.01.2015 г., N84 от 25.01.2015 г., N86 от 26.01.2015 г., N87 от 27.01.2015 г., N88 от 27.01.2015 г., N89 от 28.01.2015 г., N92 от 31.01.2015 г., в которых указано, что вагоны простаивают в ожидании подачи на подъездной путь.
Указанные акты являются доказательствами факта простоя спорных вагонов, но не доказательствами обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами.
Кроме того, сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15. Однако сбор за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (услуг по отстою вагонов) Тарифное руководство N 3 не устанавливает.
Перечень товаров (услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуг), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Согласно подпункту "в" пункта 4 Перечня работ (услуг) тарифы, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами, регулируется государством.
Между тем такие тарифы, сборы и плата за данный вид работ (услуг) в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение времени ожидания его подачи и уборки до настоящего времени не утверждены. Следовательно, ГУП РК "Крымская железная дорога" не вправе самостоятельно устанавливать цену за указанный вид работ (услуг), также размер дополнительной регулируемой государством платы не может быть установлен соглашением сторон.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, если в договоре отсутствует условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
В силу ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147- ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими обществу "РЖД" как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с п. 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава.
Из ст. 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу ГУП РК "Крымская железная дорога", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути не общего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании с отьветчика суммы неосновательного обогащения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2015 по делу А83-1478/2015 оставить без изменений, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1478/2015
Истец: ПАО "КРЫМСКИЙ СОДОВЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"