город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2015 г. |
дело N А53-14031/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаев Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от истца - представитель Ефремова К.Ю. по доверенности от 21.07.2015;
от Министерства финансов Ростовской области - представитель Лиманский М.А. по доверенности от 30.07.2015;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области - представитель Ларичкина Н.Н. по доверенности от 15.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А53-14031/2014
по иску ООО "Волгодонское пассажирское автобусное транспортное предприятие-2"
к ответчику - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области
при участии третьих лиц - министерства финансов Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, администрации г. Волгодонска, департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства"
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автобусное транспортное предприятие-2" обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1129427 руб. 13 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены министерство финансов Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, администрация города Волгодонска, департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства".
Решением от 11.11.2014 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1127836 руб. 33 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским пассажирским автотранспортом (автобусами) на платной основе в городе Волгодонске. Во исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" истец в период с 01.12.2013 по 30.04.2014 оказывал услуги по перевозке автобусами пассажиров, в том числе льготные услуги на автомобильных городских маршрутах, гражданам, включенным в федеральный регистр льготников по единым социальным проездным билетам, в связи с чем, понес непокрытые расходы. Сумма выпадающих расчетов составляет 1129427 руб. 13 коп., из расчета убытков исключены суммы комиссионного вознаграждения лиц, распространяющих билеты. Поскольку истцом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц (федеральных льготников), требование подлежит удовлетворению за счет Российской Федерации из средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как главного распорядителя федеральных бюджетных средств.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации. Расходы на реализацию льгот в целях обеспечения доступности услуг общественного транспорта средства должны быть заложены в областном бюджете Ростовской области на соответствующий финансовый год. При взыскании убытков с Российской Федерации нарушен принципы разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов и самостоятельности бюджетов. По мнению заявителя, расчет суммы убытков является неверным, для расчета необходимо использовать данные акта N 4 от 15.01.2014, а также выплаченные суммы. По расчету заявителя жалобы размер убытков составляет 881874 руб. 97 коп.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуального кодекса Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве ответчика привлечена Ростовская область в лице министерства финансов Ростовской области. Назначено судебное заседание.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца иск поддержал.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в заседание не явился. Министерство извещено о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Ростовской области в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представитель министерства труда и социального развития Ростовской области поддержал позицию ответчиков.
Представители администрации г. Волгодонска, Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Третьи лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.09.2011 между ООО "Волгодонское ПАТП-2" (перевозчик) и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) заключен договор N 2 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска (т. 1 л.д. 9-19), согласно которому заказчик поручил, а перевозчик принял на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа указанными в пункте 1.1 договора автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (т. 1 л.д. 18-19).
К договору стороны подписали 17.12.2012, 01.01.2014 дополнительные соглашения об изменении приложений N 1 и N 2 к договору (т. 1 л.д. 20-25).
Между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска и ООО "Волгодонское ПАТП-2" (перевозчик) заключен договор N 30 от 18.01.2013 об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (т. 1 л.д. 26-27), по условиям которого в целях обеспечения граждан, включенных в федеральный реестр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а Департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику применяется методика распределения, установленная пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Срок действия договора определен сторонами до 31.12.2013 (пункт 4.1).
По истечении срока действия названного договора, 17.01.2014 между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска и ООО "Волгодонкое ПАТП-2" заключен договор N 5/1 (т. 1 л.д. 28-29), в соответствии с пунктом 1.1 которого в целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а Департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготной категории граждан.
Во исполнение названных договоров ООО "Волгодонское ПАТП-2" в период с 01.12.2013 по 30.04.2014 осуществляло перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, по единому социальному проездному билету.
Возмещение понесенных расходов производилось ООО "Волгодонское ПАТП-2" в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 по актам о фактическим возмещении расходов от 09.12.2013, 15.01.2014, 11.02.2014, 11.03.2014, 09.04.2014. По платежным поручениям ООО "Волгодонское ПАТП-2" выплачено: за декабрь 2013 года - 50593 руб. 78 коп., за январь 2014 года - 75904 руб. 23 коп., за февраль 2014 года - 41230 рублей, за март 2014 года - 55219 руб. 47 коп., за апрель 2014 года - 70886 руб. 37 коп. (т. 1 л.д. 32-41).
Полагая, что в связи с осуществлением перевозки по единым социальным проездным билетам и неполным возмещением расходов на предоставление данный услуг, у перевозчика возникли убытки, ООО "Волгодонское ПАТП-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на транспортные организации возложены обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (приложение N 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265,0 руб.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265,0 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
Как отмечено выше, ООО "Волгодонское ПАТП-2" производилось возмещение понесенных расходов в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 по актам о фактическим возмещении расходов от 09.12.2013, 15.01.2014, 11.02.2014, 11.03.2014, 09.04.2014.
ООО "Волгодонское ПАТП-2" выплачено: за декабрь 2013 года - 50593 руб. 78 коп., за январь 2014 года - 75904 руб. 23 коп., за февраль 2014 года - 41230 рублей, за март 2014 года - 55219 руб. 47 коп., за апрель 2014 года - 70886 руб. 37 коп. (т. 1 л.д. 32-41).
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что установленная стоимость единого социального проездного билета занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Между тем постановление правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, ООО "Волгодонское ПАТП-2" надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Однако достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде в материалы дела не представлено.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Волгодонское ПАТП-2" не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
В удовлетворении иска ООО "Волгодонское ПАТП-2" к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации и к Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по проезду в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета, следует отказать.
Как отмечено выше, определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуального кодекса Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относится на истца, в связи с отказом в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2014 по делу N А53-14031/2014 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Волгодонское пассажирское автобусное транспортное предприятие-2" (ОГРН 1096174000955, ИНН 6143071931) в доход федерального бюджета 26294 рубля государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14031/2014
Истец: ООО "Волгодонское пассажирское автобусное транспортное предприятие-2"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, Департамент труда и социального развития Админгистрации г. Волгодонска, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", Управление Федерального казначейства по Ростовской области, Федеральное казначейство по Ростовской области