г. Чита |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А19-20429/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Гречаниченко А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года по делу N А19-20429/2014 по иску Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (664025, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА 5-Й АРМИИ, 71, ИНН 3808152955, ОГРН 1073808016600) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙКАЛО-АНГАРСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ" (664025, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА СВЕРДЛОВА, 1, ИНН 3808023910, ОГРН 1033801004049) о признании приложения к договору недействительным и применении последствий недействительности сделки (суд первой инстанции: Михайлова В.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Морозова Е.Г.,
установил:
первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора в интересах администрации муниципального образования "Братский район" обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙКАЛО-АНГАРСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ" о признании недействительным в силу ничтожности приложения N 2 к договору N 59 от 07 июня 2012 года на информационное обеспечение судов путевой информацией и диспетчерское регулирование движения судов на 2012 год, заключенному между ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙКАЛО-АНГАРСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ" и администрацией муниципального образования "Братский район", применении последствий недействительности сделки в виде обязания ответчика возвратить полученные по сделке денежные средства в размере 5 032 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Из апелляционной жалобы следует, что судом неправомерно применены положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который не распространяется на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование Первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора в интересах администрации муниципального образования "Братский район" к ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙКАЛО-АНГАРСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ" о признании недействительным в силу ничтожности приложения N 2 к договору N 59 от 7 июня 2012 года на информационное обеспечение судов путевой информацией и диспетчерское регулирование движения судов на 2012 год, заключенному между ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "Байкало-Ангарское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (Управление) и администрацией муниципального образования "Братский район" (Судовладелец), применении последствий недействительности сделки в виде обязания ответчика возвратить полученные по сделке денежные средства в размере 5 032 руб.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20 февраля 2013 года N АД-45-р сторона договора переименована в ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙКАЛО-АНГАРСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ".
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, согласно данному договору истец обязуется предоставлять судну "Тикси" Судовладельца в установленном порядке услуги на период с 13 июня по 31 октября 2012 года на реке Ангаре и Братском водохранилище:
- обеспечивать диспетчерское регулирование движения т/х Судовладельца в соответствии с действующим "Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации (приказ Минтранса России N 47 от 1 марта 2010 года);
- обеспечивать круглосуточное наблюдение за вызовами по сигналам бедствия и срочности по каналу безопасности;
- предоставлять судоводителю ежесуточную путевую информацию в виде навигационного сообщения, передаваемого циркуляром по каналам связи в соответствии со Схемой (Приложение N 1), "Положением об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях РФ" (приказ Департамента речного транспорта N 32 от 30 мая 1995 года);
- предоставлять Судовладельцу информацию о выходе новых нормативных документов по регулированию судоходства, своевременно информировать о внесении изменений и дополнений в эти документы;
- в случае принятия Управлением решения о запрещении или ограничении движения судов на основании статьи 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и транспортного происшествия своевременно уведомлять об этом Судовладельца (пункты 2.1 - 2.1.4 договора).
Судовладелец, в свою очередь, обязуется осуществлять движение судов на внутренних водных путях, обслуживаемых Управлением, в соответствии с законодательством и нормативными техническими документами;
Осуществлять прием информации о путевых условиях плавания в соответствии со Схемой (Приложение N 1);
Ежедневно, в соответствии с "Положением о диспетчерском регулировании движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации", утвержденным приказом Минтранса России N 47 от 1 марта 2010 года, предоставлять Исполнителю диспетчерские данные (сведения) по перевозке грузов, пассажиров (Приложение N 4);
Производить оплату предоставляемых услуг в соответствии с порядком, установленном в разделе 3 договора;
Своевременно доводить до сведения Управления все изменения в составе флота, возникающие в процессе навигации: переход права собственности на судно, сдаче в аренду другому собственнику и т.д.;
Обязать капитанов судов своевременно извещать диспетчеров Управления о вынужденных остановках в пути, повреждении знаков навигационного ограждения и транспортных происшествиях в соответствии со Схемой круглосуточного оповещения (Приложение N 5).
Цена договора и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 3 договора.
Так, согласно пунктам 3.1, 3.2 договора Судовладелец в трехдневный срок с даты подписания договора производит предоплату за предоставляемые Управлением услуги в соответствии с настоящим договором в размере 30% стоимости оказываемых услуг, на основании расчета стоимости информационного обеспечения судов путевой информацией (Приложение N 2) и расчета стоимости диспетчерского регулирования (Приложение N 3). При изменении ценообразующих факторов стоимость услуг подлежит соответствующей корректировке. Управление ежемесячно в установленном порядке производит начисление плат за фактически оказанные услуги по каждому судну с выставлением и направлением в адрес Судовладельца счета, акта, счета-фактуры. При нахождении Судовладельца в г.Иркутске он обязан до 10 числа следующего месяца получать счет, акт, счет-фактуру в Управлении.
Стоимость услуг оказываемых по договору рассчитана в приложении N 2 к нему.
Как полагал прокурор, обращаясь с иском, Приложение N 2 противоречит законодательству и является недействительным в силу ничтожности, поскольку, по его мнению, ответчиком была оказана государственная услуга, которая согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" должна предоставляться на бесплатной основе.
Суд первой инстанции, признав требования незаконными и необоснованными, в иске отказал.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными.
Как следует из части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В указанный перечень оказываемые ответчиком услуги по спорному договору не включены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В пункте 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" указано, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 года N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" для ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна" Федеральным агентством морского и речного транспорта утверждено государственное задание на 2012 год, проанализировав которое, суд первой инстанции пришел к выводу, что услуги по информационному обеспечению судов путевой и гидрометеорологической информацией, оказание которых предусмотрено в спорном договоре, в данное задание не включены и, следовательно, финансирование данных услуг соответствующим бюджетом не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" цены на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, к которым относятся услуги по диспетчерскому регулированию и информационному обеспечению судов путевой и гидрометеорологической информацией, регулируются Федеральной службой по тарифам.
Приказом Минтранса РФ от 4 июня 2009 года N 90 "Об утверждении перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах, и перечня сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" на участках Иркутская ГЭС - Братская ГЭС; Братская ГЭС - Усть-Илимская ГЭС; озеро Байкал; Иркутское водохранилище установлено взимание навигационного сбора.
Из материалов дела следует, что на момент заключения спорного договора Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Байкало-Ангарского Бассейна внутренних водных путей" не являлось субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Субъектом естественной монополии Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Байкало-Ангарского Бассейна внутренних водных путей" признано 13 октября 2014 года, что сторонами не оспаривалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, применив положения статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пришел к правильному выводу о платности оказываемых услуг, в связи с чем не является ничтожным приложение N 2 к договору N 59 от 7 июня 2012 года на информационное обеспечение судов путевой информацией и диспетчерское регулирование движения судов на 2012 год.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом неправомерно применены положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который не распространяется на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях (часть 3 статьи 1).
Данный довод основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку требования указанного Кодекса, в том числе и примененные судом первой инстанции, распространяются на ответчика. В силу частей 2, 3, 4 статьи 34 Кодекса администрация бассейна внутренних водных путей обеспечивает безопасность судоходства, навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, диспетчерское регулирование движения судов.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в ней норм материального права, решение подлежит оставлению без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года по делу N А19-20429/2014 оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20429/2014
Истец: Администрация муниципального образования "Братский район", Восточно-Сибирская транспортная прокуратура
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей"