г. Киров |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А28-1254/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
при участии представителя Фонда: Таширевой Л.А. по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2015 по делу N А28-1254/2015, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л.
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области
(ИНН: 4345091888, ОГРН: 1044316712241)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
(ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090)
о признании недействительным решения,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Фонд) от 16.12.2014 N 05300114РВ0000249.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2015 оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части доначисления к уплате страховых взносов в сумме 20 215 рублей, пени в сумме 2 108 рублей 82 копеек, начисления штрафных санкций в сумме 4 043 рублей по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд считает, что спорные выплаты являются элементом оплаты труда, поскольку связаны с выполнением трудовых функций и имеют стимулирующий характер. Кроме того, спорные выплаты включены плательщиком в состав расходов на оплату труда и с них исчислен и удержан налог на доходы физических лиц. В связи с этим спорные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами, суммы данных выплат подлежат включению в базу для начисления страховых взносов и обложению страховыми взносами.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось; о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Управления.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена в отношении Управления выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, результаты которой отражены в акте от 11.11.2014 N 053 001 14 АВ 0000486.
В ходе проверки Фондом установлено занижение Управлением облагаемой базы по страховым взносам за 2011 год в результате не включения в базу выплат ветеранам в сумме 65 000 рублей.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки начальником Фонда принято решение от 16.12.2014 N 053 001 14 РВ 0000249 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 4 043 рублей. Данным решением Управлению предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 20 215 рублей страховых взносов, 2 108 рублей 82 копейки пеней.
Не согласившись с решением Фонда, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 9 Закона N 212-ФЗ, учитывал позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2010 N ВАС-4350/10, и исходил из того, что спорная выплата имеет социальный характер, не является стимулирующей, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда, следовательно, не может быть объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Как следует из материалов дела, Управление в декабре 2011 года выплатило ветеранам МЧС по Кировской области, служащим в Управлении, 65 000 рублей.
Указанные выплаты были произведены на основании приказа МЧС по Кировской области от 23.11.2011 N 563 "Об оказании материальной помощи" во исполнение решения лимитной комиссии МЧС России от 02.11.2011 N 9 и указания Приволжского регионального центра МЧС России от 14.12.2011 N 14513-9-1-7.
Из письма Приволжского регионального центра МЧС России от 14.12.2011 следует, что лимиты бюджетных обязательств выделены на обеспечение мер социальной защиты ветеранов гражданской обороны и Государственной противопожарной службы (листы дела 19-20).
В приказе МЧС по Кировской области от 23.11.2011 N 563 "Об оказании материальной помощи" также указано, что спорные денежные суммы выплачены в качестве оказания мер социальной поддержки ветеранам (листы дела 21-22).
Таким образом, спорные выплаты носят социальный характер, направленный на оказание социальной поддержки ветеранам, не являются вознаграждением работников (служащих) за исполнение ими должностных обязанностей, не предусмотрены трудовыми договорами (служебными контрактами) либо иными актами об оплате труда, не являются стимулирующими, не зависят от трудового вклада, квалификации лиц, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не носят систематический характер.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы Фонда о том, что согласно приказу МЧС по Кировской области от 23.11.2011 N 563 "Об оказании материальной помощи" материальная помощь оказана ветеранам МЧС России за достойный вклад в деятельность системы МЧС России, за участие в проводимых мероприятиях, пропаганде знаний среди населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, военно-патриотическом воспитании молодежи, популяризации профессии пожарного и спасателя, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку правомерность позиции Фонда не подтверждают. Из текста приказа следует, что указанные положения являются характеристикой деятельности ветеранов. Согласно указанному приказу и другим документам следует, что выплаты произведены не за исполнение служебных (трудовых) обязанностей.
Другие доводы Фонда подлежат отклонению как неправомерные и не свидетельствующие о занижении базы для исчисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2015 по делу N А28-1254/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1254/2015
Истец: ГУ МЧС России по Кировской области
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области