г. Москва |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А40-169437/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2015 г.
по делу N А40-169437/13, принятое судьей Ю.А. Ждановой (шифр судьи 57-1536),
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (125362, г. Москва, ул. Водников, д.1, ИНН 7733022865)
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д.37, ИНН 7705493929)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Департамент труда и занятости населения города Москвы (107078, г. Москва, Докучаев пер., д.12, ИНН 7708698924); 2. Департамент финансов города Москвы (125047, г. Москва, Миусская пл., д.2, ИНН 7710152113)
об обязании возвратить излишне перечисленную сумму компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест,
при участии в судебном заседании:
от истца: Аничкин Д.А. по доверенности от 20.05.2015 года,
от ответчика: Сидорова Ю.Б. по доверенности от 14.08.2015 года,
от третьего лица(1): не явился, извещен,
от третьего лица(2): Полищук Д.А. по доверенности от 18.12.2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" об обязании ответчика возвратить истцу из бюджета г. Москвы излишне перечисленную в бюджет г. Москвы сумму компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в размере 1.743.906 руб. 70 коп. (с учетом приятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2015 дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2015 по делу N А40-169437/13 иск удовлетворен.
Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Стороны в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Статьей 4 Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" предусмотрена обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи.
Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона о квотировании работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, распределение квоты по отношению к инвалидам и молодежи - составляет 2%.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" и пункта 2.6 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи (п. 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве").
Согласно пункта 2.8 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Из материалов дела следует, что Московский РГС - филиал ФГУП "Канал имени Москвы" в течение 2008 -2013 года перечислил в бюджет города Москвы сумму компенсационных выплат за невыполнение квоты, установленной для приема на работу инвалидов и молодежи в размере 2.399.730 рублей 00 копеек, из которых компенсация за квотирование по инвалидам составила 1.743.906 рублей 70 копеек, по молодежи - 735.549 рублей 43 копейки.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Такой порядок утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 года N 92н.
Согласно п. 4. Данного порядка учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании, в том числе заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет; уведомлений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемом подведомственными одному главному администратору доходов бюджета администраторами доходов бюджета, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (код по КФД 0531451), представленных администраторами доходов бюджета на основании решений о зачете, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Департамента труда и занятости населения города Москвы от 26.12.2013 года N 687 за Государственным казенным учреждением города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" в 2014 году закреплены полномочия администратора доходов бюджета при принятии решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представления в орган Федерального казначейства соответствующей заявки для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по коду бюджетной классификации 818 117 05020 02 9007 180 (компенсационные выплаты от работодателей, не выполнивших условий квотирования рабочих мест)
Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" является администратором указанных выше поступлений и несет ответственность за возврат из бюджета города Москвы сумм денежных средств, излишне уплаченных по коду бюджетной классификации 818 1 17 05020 02 9007 180.
Таким образом, решение о возврате излишне перечисленных в бюджет денежных средств принимает именно администратор бюджета, которым в рассматриваемом случае является ГКУ "Цент Квотирования".
Действующие нормативные документы, регламентирующие функционирование данного казенного учреждения, не содержат обязательных требований к форме и содержанию заявления о возврате ошибочно или излишне перечисленных денежных средств в бюджет города Москвы, не регламентируют порядок его направления и рассмотрения по существу уполномоченным лицом.
Кроме того, ФГУП "Канал имени Москвы" в целях возможного досудебного урегулирования разногласий, несмотря на отсутствие такой обязанности, в соответствии с бюджетным законодательством, обращалось в адрес ответчика с заявлением о возврате спорных денежных средств.
Так, Московский район гидротехнических сооружений - филиал ФГУП "Канал имени Москвы" письмом от 16.10.2013 года N МС-8/661 обращался в адрес ответчика с просьбой о пересдаче формы N 1 квотирование.
Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" в письме от 21.10.2013 года N 300/2, отказывая в удовлетворении указанного заявления, указал на добровольный характер платежей в бюджет города Москвы в связи с неисполнением квоты для трудоустройства в соответствии с трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Однако указанное трехстороннее соглашение не изменяет и не отменяет действие норм Закона города Москвы о квотировании, имеющего большую юридическую силу, и не может перевести указанные платежи из категории обязательных в категорию добровольных.
В Законе г. Москвы от 22.12.2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" установлен конкретный коэффициент компенсационной стоимости квотируемого рабочего места - размер прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день уплаты суммы, что опровергает вывод ГКУ "Центр квотирования" о добровольном характере данных платежей.
Кроме того, исполнения действующего закона касательно уплаты соответствующих платежей обеспечено мерами государственного принуждения и возможностью привлечения к ответственности за его неисполнение согласно ст. 5 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест".
Указанные платежи являются обязательными, поскольку, если организация не может выполнить условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в бюджет в силу требований закона о квотировании, то есть расходы по таким выплатам являются установленными законодательством.
Таким образом, уплата компенсационных платежей в бюджет города Москвы в связи с неисполнением квоты для трудоустройства является обязанностью работодателя.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2015 по делу N А40-169437/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169437/2013
Истец: ФГУП "Канал имени Москвы"
Ответчик: ГКУ "Центр квотирования", Департамент труда и занятости населения г. Москвы
Третье лицо: ГКУ г. Москвы Центр квотирования рабочих мест, Департамент труда и занятости населения города Москвы, Департамент финансов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16049/14
26.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31980/15
02.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-169437/13
04.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16049/14
25.09.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37250/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-169437/13