г. Челябинск |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А34-128/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабкиной С.А.,
судей Скобелкина А.П., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алекберовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2015 по делу N А34-128/2015 (судья Саранчина Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области - Орлова Е.А. (паспорт, доверенность от 11.08.2015),
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - Мисюн Н.К. (паспорт, доверенность от 15.06.2015).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее - ТФОМС Тюменской области, истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курганской области (далее - ТФОМС Курганской области, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 130 075 руб. 35 коп.
Определениями суда от 02.04.2015, от 28.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Международный центр репродуктивной медицины "Меркурий" (далее - ООО "МЦРМ "Меркурий"), Департамент здравоохранения Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2015 исковые требования удовлетворены.
С вынесенным судебным актом не согласился ответчик и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на необходимость применения Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2014 год, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации N 932 от 18.10.2013, тогда как суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Ответчик считает, выводы суда о законности выдачи лечащим врачом направления на оказание специализированной медицинской помощи в выбранную пациентом клинику из числа участвующих в программе, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик ссылается на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.08.2012 N 107н, которым утвержден Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению (далее - Порядок использования репродуктивных технологий).
Ответчик полагает суд не применил пункты 8, 9, 10, 20 Порядка использования репродуктивных технологий и не оценил действия истца по соблюдению установленного порядка.
Ответчик ссылается на сведения из амбулаторной карты пациента в отношении состояния ее здоровья.
Ответчик указывает, что суд необоснованно применил Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" (далее - Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития N 406н от 26.04.2012), поскольку пунктом 1 названного документа установлено, что приказ регулирует отношения, связанные с выбором медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин. В спорном правоотношении медицинская помощь была оказана медицинским учреждением иного субъекта Российской Федерации и подлежал применению Порядок выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 N 1342н (далее - Порядок выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н). Согласно данному порядку процедура выбора медицинского учреждения гражданином иная (пункты 7, 10, 11, 12 Порядка выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н).
Не согласен ответчик с выводом суда о неприменении Приказа N 243 Минздравсоцразвития от 16.04.2010, поскольку этим приказом утвержден порядок организации оказания специализированной медицинской помощи на период спорных правоотношений (02.05.2014 - 17.05.2014). Данный документ утратил силу с 14.02.2015 в связи с изданием Приказа Минздрава России от 02.12.2014 N 796н.
Ответчик ссылается на Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ от 21.11.2011) и пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
По мнению ответчика, разработка проекта Федерального закона N 323-ФЗ и его вступление в законную силу не повлекло за собой признание утратившим силу приказа Минздравсоцразвития от 16.04.2010 N 243н.
Ответчик полагает, судом неверно истолкована статья 21 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011. Порядок получения специализированной медицинской помощи в плановой форме подробно установлен в Порядке выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н и Порядке выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития N 406н от 26.04.2012. В обоих приказах установлено, что выбор медицинской организации осуществляется из числа участвующих в реализации территориальной программы. Данные нормы соответствуют иным нормативным актам в частности Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015- 2016 годов". ООО "МЦРМ "Меркурий" не участвовало в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Курганской области в 2014 году. Суд не исследовал данное обстоятельство.
Ответчик считает, что суд необоснованно отклонил доводы о нарушении условий территориальной программы.
Так, по мнению ответчика, вывод суда в отношении листа ожидания противоречит нормам действующего законодательства: пункту 2 статьи 81 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011, разделу VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, пункту 4.4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2014 год и на плановый 2015, 2016 годы. Суд не учел пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и информационно-методическое письмо от 18.03.2014 N 15-4/10/2-1777 "О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО в 2014 году", согласно которым направление пациентов осуществляется в соответствии с листами ожидания, которые формируются комиссией субъекта Российской Федерации.
Ответчик указывает, что государство гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи только при соблюдении установленных законодателем порядков. У пациентов есть не только права, но и обязанности.
В судебном заседании ответчик доводы жалобы поддержал, ссылался на отсутствие у пациента направления Департамента здравоохранения Курганской области для прохождения процедуры ЭКО, а также отсутствие соответствующего диагноза.
В судебном заседании в отсутствие возражений сторон приобщены отзывы ООО "МЦРМ "Меркурий", Департамента здравоохранения Курганской области на апелляционную жалобу и истца.
Согласно отзыву ООО "МЦРМ "Меркурий" судебный акт не подлежит отмене, согласно отзыву Департамента здравоохранения Курганской области апелляционная жалоба является обоснованной.
Согласно отзыву истца ответчик не вправе представлять дополнительные документы в суде апелляционной инстанции, подвергая сомнению обоснованность выдачи направления, ответчик не доказывает необоснованность его выдачи. Ответчик не оспорил диагноз врача ни до момента получения медицинской помощи на территории Тюменской области, ни в момент получения такой помощи, ни в момент получения счета от истца, ни в период судебного разбирательства. Суд сделал верный вывод, что диагноз у пациентки не снят. Услуга фактически оказана и подлежала оплате. Приказ N 243н принят во исполнение утративших силу Основ об охране здоровья и не содержит нормы о порядке получения специализированной помощи.
Истец считает ошибочным доводы ответчика о различном порядке выбора медицинского учреждения на территории субъекта Российской Федерации и за пределами территории, поскольку порядок оказания медицинской помощи и порядок выбора медицинской организации неидентичен, ответчик подменяет данные понятия и неправильно толкует статью 21 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011.
Не согласен истец и с доводом ответчика о том, что ООО "МЦРМ "Меркурий" не участвовало в территориальной программе, поскольку полагает данный довод не имеет значение. Истец ссылается на статью 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 16, согласно которым застрахованное лицо имеет право на оказание бесплатной медицинской помощи при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации. Реализация единых прав застрахованных в рамках базовой программы ОМС обеспечена средствами Федерального фонда ОМС. Информационные письма Минздрава России и Федерального фонда ОМС не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Указанные письма содержат положения, изменяющие механизм оказания медицинской помощи, установленной законом, в связи чем, не могут применяться. С учетом пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти", нормативный акт не прошедший государственной регистрации не влечет правовых последствий. Истец считает, что отказ в оказании бесплатной медицинской помощи не допускается в силу статьи 11 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011, отказ в оплате фактически оказанной медицинской помощи не допускается в силу статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Приложении N 8 к Приказу N 230 от 01.12.2010 Федерального фонда ОМС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание третьи лица не явились, представителей не направили.
С учетом мнения истца, ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.05.2014 ООО "МЦРМ "Меркурий" выставило в адрес истца счет N 16 на оплату оказанной медицинской услуги - законченный случай экстракорпорального оплодотворения в сумме 130 075 руб. 35 коп. в отношении пациентки согласно реестру, проживающей на территории Курганской области (л.д.12,13 т.1).
Истец по платежному поручению N 270 410 от 08.07.2014 оплатил ООО "МЦРМ "Меркурий" оказанные услуги, в том числе по счету N16, признав наступление страхового случая (л.д.9-11 т.1). Данный факт никем не оспорен.
Поскольку застрахованное лицо относится к ведению ответчика, истец направил 23.06.2014 письмо с просьбой возместить расходы на оплату медицинских услуг пациентам, имеющим полисы обязательного медицинского страхования, выданные на территории ответчика (л.д.15-47 т.1).
Письмом от 28.10.2014 ответчик отказал в возмещении суммы 130 075 руб. 35 коп., ссылаясь на нарушение порядка предоставления медицинской услуги.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 4 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 основными принципами охраны здоровья являются в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны.
Статьей 6 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 закреплен механизм реализации приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, в том числе путем: соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента; организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи в том числе: по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения (статья 10 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011).
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (пункт 1 статьи 11 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011).
Право на медицинскую помощь граждан закреплено в статье 19 названного закона.
В пункте 5 статьи 19 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 закреплено право пациента на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
Далее в пункте 1 статьи 21 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 закреплено право гражданина на выбор врача и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При этом в названной статье указано, что гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 6 статьи 21 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 установлено, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, исходя из смысла вышеназванных норм следует, что государством гарантируется гражданину право на бесплатную медицинскую помощь в рамках государственных программ исходя из утвержденного порядка ее оказания, при этом право на выбор медицинского учреждения гражданином закреплено в вышеназванном законе.
Ответчик в настоящем деле ссылается на нарушение гражданином порядка выбора медицинского учреждения (в данном случае ООО "МЦРМ "Меркурий"), в связи с чем, истец не должен был производить оплату счета ООО "МЦРМ "Меркурий", оказавшего медицинские услуги гражданину.
Ответчик также ссылается на ненаступление страхового случая, поскольку оспаривает диагноз пациента.
Довод ответчика в отношении диагноза гражданина суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в данном случае рассматривается спор между двумя территориальными фондами обязательного медицинского страхования, а не медицинским учреждением (ООО "МЦРМ "Меркурий"), оказавшем медицинские услуги и фондом, отказавшем оплатить стоимость услуг, при отсутствие в деле в качестве третьего лица пациента и отсутствии в деле допустимых доказательств, свидетельствующих о недостоверности диагноза пациента. Данные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции отклонить названный довод как не состоятельный (статьи 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовые положения деятельности и финансирования территориальных фондов субъектов Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании), согласно пункту 2 статьи 34 которого территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Подпунтом 12 пункта 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании закреплено полномочие территориального фонда по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В пункте 8 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании определено, что территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, определяется правилами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, право на возмещение произведенных расходов истца установлено в статье 34 Закона об обязательном медицинском страховании, при этом у ответчика имеется обязанность возместить понесенные истцом расходы. Отказ в возмещении выплаченной стоимости услуг положения названной нормы не содержат.
Статьей 16 Закона об обязательном медицинском страховании дополнительно закреплено право застрахованного лица на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования, выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
В пункте 133 Правил обязательного медицинского страхования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н) установлено следующее.
Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Согласно пункту 135 Правил обязательного медицинского страхования территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи и территориальный фонд, в котором выдан полис, осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля.
На основании пункта 1 статьи 81 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В статье 80 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 установлено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляется, в том числе специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Согласно статьи 81 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе, предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (пункт 3 статьи 81 Закона N 323-ФЗ от 21.11.2011).
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. До 01.01.2015 применяется перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденный Минздравом России, а с 01.01.2015 - перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотренный в рамках Программы.
Экстрокарпоральное оплодотворение (ЭКО) входит в Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Данный факт сторонами спора не оспаривается.
Аналогичный перечень видов услуг содержался в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, вступившем в действие с 03.11.2012 и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074. В связи с чем, довод ответчика о неверном применении судом государственной программы подлежит отклонению.
Поскольку ООО МЦРМ "Меркурий" было включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области в 2014 году, то оно имело право оказывать специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, по акушерству и гинекологии (ЭКО) в системе обязательного медицинского страхования на территории Тюменской области в 2014 году.
Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н (зарегистрирован в Минюсте России 12.03.2013 N 27617) утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации.
Указанный Порядок вступил в силу с 31.03.2013.
В пункте 12 Порядка выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н в соответствии с Законом N 323-ФЗ от 21.11.2011 закреплено право пациента на выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме, который осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи выданному лечащим врачом.
При этом при выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой (пункт 13 названного порядка).
Таким образом, доводы ответчика о неверном порядке выбора медицинского учреждения суд апелляционной инстанции считает не состоятельными, противоречащими вышеназванным нормативным актам.
Ссылка ответчика об ошибочном применении судом иного Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития N 406н от 26.04.2012 отклоняется, поскольку порядок выбора медицинского учреждения в данном порядке и Порядке, утвержденном приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н идентичен.
Ссылку ответчика на пункты 7, 10, 11 Порядка выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н суд апелляционной инстанции признает ошибочной, поскольку порядок выбора специализированной медицинской организации осуществляется в соответствии с пунктами 12-14 названного порядка.
Отклоняет суд апелляционной инстанции и довод ответчика о необходимости применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2010 N 243н, поскольку пунктом 1 приказа установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила направления граждан Российской Федерации, нуждающихся в оказании специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
В спорном случае направление пациента произведено в иное (частное) специализированное медицинское учреждение.
Что касается возражения ответчика о неучастии ООО "МЦРМ "Меркурий" в территориальной программе по Курганской области, то данный довод также является несостоятельным. Пациент получил специализированную медицинскую услугу за пределами территории Курганской области с учетом территориальной программы по Тюменской области. В связи с чем, оплату медицинских услуг произвел истец, ответчик лишь обязан возместить стоимость услуг, оказанных застрахованному на территории Курганской области гражданину.
Возражения ответчика со ссылкой на листы ожидания отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку как указывалось ранее, выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению, выданному лечащим врачом (пункт 12 Порядка выбора гражданином медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава от 21.12.2012 N 1342н).
Обоснованно судом первой инстанции отклонены возражения ответчика о наличии оснований для отказа в оплате медицинских услуг медицинскому учреждению.
Так, порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 230.
Пункт 1 названного Порядка определяет правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) содержится в приложении N 8 к Порядку.
Согласно пункту 5.4 Перечня, к таким нарушениям относятся: включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по тарифам на оплату медицинской помощи, отсутствующим в тарифном соглашении (пункт 5.4.1); включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по тарифам на оплату медицинской помощи, не соответствующим утвержденным в тарифном соглашении (5.4.2).
Поскольку медицинская помощь оказана по направлению лечащего врача, факт оказания услуги ответчиком не оспаривается, тариф на оплату медицинской помощи не оспаривается и соответствует тарифному соглашению, то предусмотренные законодательством основания для отказа в оплате медицинской помощи отсутствуют.
Ссылку ответчика на письмо Министерства здравоохранения от 27.02.2015 суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку названное письмо направлено на его применение в 2015 году, тогда как спорный случай состоялся в 2014 году.
Не принимается судом апелляционной инстанции во внимание письмо Минздрава России от 14.08.2015, поскольку составлено после принятия судебного акта (часть 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отношении информационно - методических писем от 28.02.2014 и 18.03.2014 "О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО, в том числе в 2014 году" суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Названные ответчиком письма имеют рекомендательный характер, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, а потому не могут учитываться судом как нормативный акт устанавливающий порядок направления пациента и выбора медицинского учреждения с целью оказания высокотехнологичных, специализированных услуг.
Возражения ответчика со ссылкой на приказ Минздравсоцразвития N 243н от 16.04.2010 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку утвержденный порядок (приложение N 1) распространяется на федеральные государственные медицинские учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. в связи с чем, указанный порядок не может быть безусловно применен к спорному случаю.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется, доводы апелляционной жалобы судом проведены и признаны несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2015 по делу N А34-128/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-128/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент здравоохранения Курганской области, ООО Международный центр репродуктивной медицины "Меркурий"