г. Хабаровск |
|
27 августа 2015 г. |
А04-2286/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от министерства финансов Амурской области: Шакирзянова М.М. представитель по доверенности от 10.03.2015;
от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области: Слепцова И.Н. представитель по доверенности от 12.08.2015;
от Правительства Амурской области: Акименко Е.В. представитель по доверенности от 27.07.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области, министерства финансов Амурской области
на решение от 03.06.2015
по делу N А04-2286/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачевым Д. В.
по заявлению министерства финансов Амурской области
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
третье лицо: Правительство Амурской области
о признании представления недействительным
УСТАНОВИЛ:
министерство финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании представления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (ОГРН 1042800022870, ИНН 2801097862, далее - управление) от 06.03.2015 N 23-04-17/495 недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Амурской области (ОГРН 1072801009115, ИНН 2801123826, далее - правительство).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.06.2015 по делу N А04-2286/2015 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство, управление обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Министерство просило изменить мотивировочную часть решения суда от 03.06.2015 по делу N А04-2286/2015 (абз.3,4 листа 6; абз.5 листа 10). Управление просило отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства свою жалобу поддержал в полном объеме и возражал на доводы апелляционной жалобы управления по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель управления поддержал свою жалобу в полном объеме и возражал на доводы апелляционной жалобы министерства по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель правительства поддержал доводы апелляционной жалобы министерства, возражал против доводов апелляционной жалобы управления по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя управления от 12.01.2015 N 2 в период с 12.01.2015 по 10.02.2015 территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области проведена плановая выездная проверка министерства финансов Амурской области.
По результатам проверки составлен акт от 11.02.2015, в котором зафиксированы установленные управлением нарушения бюджетного законодательства. Управлением указано, что нарушения выразились в несоблюдении пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий софинансирования, установленных соглашениями между Министерствами Российской Федерации и Правительством Амурской области, заключенными во исполнение федеральных целевых программ, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации. Соглашениями предусмотрено, что часть расходов финансируется за счет средств федерального бюджета, часть - за счет средств бюджета Амурской области. Основанием вменяемого нарушения по каждому соглашению явилось недостаточное софинансирование государственных программ из бюджета Амурской области.
Так заключены: соглашение от 22.09.2014 N ФДА 48/83-С в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480 "Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"; соглашение от 20.02.2014 N 251/17 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства"; соглашение от 20.02.2014 N 251/17 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"; соглашение от 20.02.2014 N 251/17 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1257 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" и "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства"; соглашение от 20.02.2014 N 251/17 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 N 874 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"; соглашение 10.07.2014 N ВЛ - 21/71 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 N 345 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" и "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", на 2013 - 2020 годы"; соглашение от 02.04.2014 N ОП-П8-5631 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2012 N 560 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации"; соглашение от 30.06.2014 N 05-175/с и соглашение от 05.11.2014 N 05-337/с в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы; соглашение от 19.12.2014 N 116-14-12-19-04 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"; соглашение от 18.04.2014 N 08.Т07.24.0589 и соглашение от 10.07.2014 N 08.ТО7.24.0636 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 22 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году" и "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году"; соглашение от 01.09.2014 N 08G.21.24.006 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2010 N 64 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям" и "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучшим учителям"; соглашение от 15.07.2014 N 2305-01-41/10-14 и соглашение от 09.06.2014 N 01-01-06/06-162 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соглашения).
Министерство, не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, представило свои возражения от 26.02.2015 N 13-03/688.
11.03.2015 в министерство поступило представление управления от 06.03.2015 N 23-04-17/495 о принятии мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий их совершения.
Не согласившись с указанным представлением, министерство о признании его недействительным обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил требование министерства.
Отклоняется довод апелляционной жалобы министерства о том, что проверка соглашений не входит в контрольные функции управления, так как соглашения по статьям 2, 3 БК РФ не являются бюджетным законодательством, и о неверном указании судом первой инстанции о полномочиях управления по проведению проверки (абз.4 лист 6 решения).
Как указал законодатель в статье 166.2 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно статье 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания. Составление представлений при установлении нарушения бюджетного законодательства предусмотрено статьей 270.2 БК РФ.
Объектами государственного финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации") предусмотрено, что контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2015.
Также согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы в силу пункта 5 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, зарегистрированным в Минюсте России 05.08.2005.
Выездная проверка проведена на основании приказов управления от 12.01.2015 N 2 о назначении выездной проверки, от 06.02.2015 N 2-п об изменении срока проведения выездной проверки в соответствии с пунктом 63 Плана контрольной работы на 2015 год.
На основании изложенного, проведена проверка бюджетных правоотношений и выдано представление уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
Отклоняется довод апелляционной жалобы министерства об указании судом в решении о включении в приказ управления от 12.01.2015 о проверке вопроса предоставления бюджетных ссуд, полноты и своевременности возврата бюджетных ссуд в виде межбюджетных трансферов, как не относящегося к рассматриваемому спору (абз.4 лист 6).
Между тем, это не привело к нарушению прав участвующих в деле лиц и к принятию судом неверного решения, поскольку рассмотренный судом приказ от 12.01.2015 (л.д.132) содержит также вопросы проверки объема, полноты распределения поступивших средств из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в том числе на реализацию федеральных программ. Программой проверки, утвержденной вр.и.о. руководителя управления от 31.12.2014, предусмотрена проверка соблюдения условий софинансирования расходных обязательств, принятых субъектом Российской Федерации. Наличие расходных обязательств субъекта Российской Федерации в бюджете, фактическое выполнение условий софинансирования.
В абз.5 листа 10 решения суда, указанном в уточненной жалобе министерства, апелляционный суд не усматривает противоречий, повлиявших на вывод ссуда.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что финансирование мероприятий за счет средств бюджета Амурской области в 2014 году произведено не в полном объеме. Не принимается довод апелляционной жалобы министерства об отсутствии нарушений, так как в случае софинансирования субъектом Российской Федерации не в полном объеме размер предоставляемой бюджету субъекта субсидии подлежит сокращению.
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидий в установленные сроки, порядке, форме. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, не обеспечивает определенный в соответствии с Правилами уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии, то размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования.
Из указанного выше следует, что сокращение размера субсидии является действием регулирования бюджетного финансирования, что само по себе или неприменение такой меры воздействия не исключает факта нарушения субъекта Российской Федерации.
Апелляционный суд, рассмотрев доводы жалобы управления, которые сводятся к возможности министерства устранить допущенные нарушения исполнения соглашений в части софинансирования за счет средств областного бюджета, поскольку в полномочия министерства входит подготовка проектов закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона о внесении изменений в закон о бюджете области, соглашается с выводом суда первой инстанции о выдаче управлением оспариваемого предписания не надлежащему лицу.
Как следует из представленных в деле соглашений, заключенных между федеральными министерствами и Правительством Амурской области, последнее является получателем бюджетных средств. В силу условий соглашений получатель обязуется отразить в доходной части бюджета Амурской области поступающие денежные средства. Законом Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам видов расходов в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Министерство финансов области не является получателем субсидий. Согласно Закону Амурской области от 16.12.2013 N 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" губернатор области вносит разработанные правительством области проекты законов по вопросам бюджета на рассмотрение Законодательного Собрания. Главные распорядители средств областного бюджета подготавливают и представляют в министерство финансов обоснования бюджетных ассигнований. Вопрос о выделении средств рассматривается с учетом дохода областного бюджета.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.06.2015 по делу N А04-2286/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2286/2015
Истец: Министерство финансов Амурской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5235/15
09.10.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4810/15
27.08.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3745/15
03.06.2015 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-2286/15