г. Самара |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А72-10639/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2015 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 июня 2015 года по делу NА72-10639/2014 (судья Овсяникова Ю.А.)
по иску открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Самара,
к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (ОГРН 1057325050606, ИНН 7325055044), г. Ульяновск,
к товариществу собственников жилья "Ульяновский проспект N 2" (ОГРН 1067328019197, ИНН 7328507161), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба" (ОГРН 1027301582582, ИНН 7328034324), г. Ульяновск,
о взыскании 103911 руб. 62 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ВТГК" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, к ООО "Жилстройсервис", к ТСЖ "Ульяновский проспект N 2", к ООО "РЭС", в котором просит:
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск" в пользу ОАО "ВТГК" 61075 руб. 17 коп. - основного долга по тепловой энергии и теплоносителю, горячей воде, потребленных за период с января по май 2014 года;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск", с ООО "РЭС" в пользу ОАО "ВТГК" 5547 руб. 12 коп. - основного долга по тепловой энергии и теплоносителю, горячей воде, потребленных за период с марта по май 2014 года;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск", с ТСЖ "Ульяновский проспект N 2" в пользу ОАО "ВТГК" 7568 руб. 02 коп. - основного долга по тепловой энергии и теплоносителю, горячей воде, потребленных за период с января по май 2014 года;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск", с ООО "Жилстройсервис" в пользу ОАО "ВТГК" 23243 руб. 29 коп. - основного долга по тепловой энергии и теплоносителю, горячей воде, потребленных за период с января по май 2014 года;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск" в пользу ОАО "ВТГК" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2014 г. по 10.12.2014 г. в размере 4507 руб. 25 коп. С 11.12.2014 г. проценты взыскать по день фактической уплаты основного долга, исходя из ставки рефинансирования 8,25 процентов годовых;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск", с ООО "РЭС" в пользу ОАО "ВТГК" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.04.2014 г. по 10.12.2014 г. в размере 254 руб. 85 коп. С 11.12.2014 г. проценты взыскать по день фактической уплаты основного долга, исходя из ставки рефинансирования 8,25 процентов годовых;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск", с ТСЖ "Ульяновский проспект N 2" в пользу ОАО "ВТГК" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2014 г. по 10.12.2014 г. в размере 423 руб. 64 коп. С 11.12.2014 г. проценты взыскать по день фактической уплаты основного долга, исходя из ставки рефинансирования 8,25 процентов годовых;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск", с ООО "Жилстройсервис" в пользу ОАО "ВТГК" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2014 г. по 10.12.2014 г. в размере 1292 руб. 28 коп.;
- взыскать с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск", с ООО "РЭС", с ТСЖ "Ульяновский проспект N 2", с ООО "Жилстройсервис" в пользу ОАО "ВТГК" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4488 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2015 г. исковые требования удовлетворены.
Муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение в части взысканных денежных средств с муниципального образования "Город Ульяновск" отменить как незаконное и необоснованное, исковые требования ОАО "ВТГК" к муниципальному образованию "Город Ульяновск" оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцом в адрес Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска направлена оферта договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 77995 птэ в муниципальные нежилые помещения, указанные в приложении N 2 указанного проекта договора.
Указанный договор в письменной форме сторонами не заключен, однако, истцом были оказаны услуги по отоплению нежилых помещений, расположенных в г. Ульяновске по адресам: пр. Ленинского Комсомола, 39, пр. Ульяновский, 2, пр. Туполева, 3а, пр.Созидателей, 62, б. Фестивальный, 28, пр. Авиастроителей, 17, ул. Гоголя, 32а, б.Пензенский, 20, пр.Ульяновский 5 (указанных в расчете: т. 1, л.д. 139-140; т. 2 л.д. 18-22; т. 3, л.д. 38; пояснениях: т. 3, л.д. 78-79).
Собственником нежилых помещений по указанным адресам в спорный период являлось муниципальное образование "Город Ульяновск", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и реестра муниципальной собственности, представленными в материалы дела.
Количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя подтверждено актами оказания услуг и снятия показаний приборов учета за каждый месяц спорного периода, расчетными ведомостями, счетами-фактурами.
Согласно представленному истцом расчету количество поставленной тепловой энергии и теплоносителя определено:
- в отношении помещений, оборудованных общедомовыми приборами учета, в соответствие с соглашениями о разделении показаний приборов учета (об определении доли), представленными в материалы дела;
- по нежилым помещениям, необорудованных общедомовыми приборами учета (пр.Авиастроителей, 17, и Гоголя, 32а), в соответствие с разделом 6 Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105.
Ответчики расчет истца не оспорили.
Согласно пояснениям истца долг взыскивается по поставке тепловой энергии только в отношении помещений, не переданных в аренду, во временное пользование иным лицам.
Ответчики представили отзывы на иск, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу: управляющие компании - поскольку собственником помещений является город Ульяновск в лице Комитета; Комитет - поскольку нежилые помещения по адресам б-р Пензенский, 20, пр. Ульяновский, 2, и пр. Ульяновский, 5, расположены в многоквартирных жилых домах, то оплату поставленного ресурса должна осуществлять управляющая компания или ТСЖ согласно нормам жилищного законодательства. Кроме того, Комитет считает надлежащим ответчиком по делу арендаторов данных муниципальных помещений, однако, доказательств передачи данных помещений и обязанности по их содержанию третьим лицам Комитет суду не представил.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998 г. "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Фактическое потребление тепловой энергии применительно к энергоснабжению определяется на основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежностью сетей, через которые подается энергия.
При этом отсутствие письменного договора с владельцем сетей не освобождает потребителя от уплаты фактически поставленной энергии.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорные нежилые помещения, расположенные в нежилых зданиях, находятся в муниципальной собственности.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Следовательно, расходы на оплату тепловой энергии и теплоносителя должны быть возложены на казну муниципального образования "Город Ульяновск".
В части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 г. N 90 (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 28.05.2014 г. N 61) Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск" (далее - муниципальное имущество), а также в области земельных отношений, архитектуры и градостроительной деятельности (пункт 1.1.).
Комитет осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.10.).
Из приведенных норм следует, что именно Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, как представитель собственника спорных помещений (муниципального образования "Город Ульяновск"), обязан нести расходы по оплате тепловой энергии и теплоносителя, поставленных в спорные помещения.
Таким образом, муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска является надлежащим ответчиком по делу.
Принимая во внимание, что факт поставки тепловой энергии и теплоносителя, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения денежного обязательства и проверив представленный истцом расчет процентов, руководствуясь статьями 309, 310, 395, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в пользу истца задолженности за период с января по май 2014 года в размере 61075 руб. 17 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4507 руб. 25 коп. за период с 11.02.2014 г. по 10.12.2014 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.12.2014 г. по день фактической уплаты суммы долга, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых, за каждый день просрочки.
Кроме того, руководствуясь положениями пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 04.04.2014 г. "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", суд первой инстанции правомерно присудил истцу проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу истца денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% годовых, за период с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления судебного акта на исполнение и до его фактического исполнения.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 125, 126, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию за счет казны муниципального образования "Город Ульяновск".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что расходы на теплоснабжение нежилых помещений должны нести арендаторы (пользователи), судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу статей 210 и 539 Гражданского кодекса Российской Федерации лицом, обязанным оплатить истцу стоимость поставленной тепловой энергии и теплоносителя, является собственник, а не арендатор спорных нежилых помещений.
Договоры аренды регулируют отношения собственника и арендатора. Оснований считать, что в них содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению расходов по оплате коммунальных услуг, не имеется. Неисполнение арендатором обязанности по внесению платы за коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения обязанностей перед ресурсоснабжающей организацией и не может служить препятствием для реализации права последней на получение соответствующих платежей.
Данный подход соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 12.04.2011 г. N 16646/10 и от 17.04.2012 г. N 15222/11.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение в части удовлетворения исковых требований к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены в указанной части отсутствуют.
В остальной части решение суда первой инстанции сторонами не оспаривается, в связи с чем не подлежит оценке судом апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 июня 2015 года по делу N А72-10639/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10639/2014
Истец: ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", ПАО "Т Плюс"
Ответчик: МО "г.Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска, МО "г.Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, МО "Город Ульяновск" в лице Комитета по правлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, ООО "Жилстройсервис", ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба", ТСЖ "Ульяновский проспект N2"