город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2015 г. |
дело N А32-46110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 по делу N А32-46110/2014
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края
к заинтересованному лицу - муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 12 муниципального образования город-курорт Геленджик
о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 12 муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - учреждение, школа) задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 198042,91 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требований удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим.
Меры социальной поддержки в виде частичной компенсации удорожания стоимости питания педагогическим работникам, установленные Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015г.г.", не попадают под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Мера социальной поддержки, выплачиваемая педагогическим работникам в виде частичной компенсации удорожания стоимости питания, является составной частью заработной платы работника и подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, выводы суда об отсутствии правовых оснований для вынесения решения о привлечении учреждения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, доначисления учреждению страховых взносов, штрафа, пени в результате не включения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов компенсации удорожания стоимости питания, является незаконным и необоснованным.
По мнению фонда, ежемесячные компенсационные выплаты на проезд обусловлены трудовыми отношениями, связаны с трудовой деятельностью, выплачивались работникам именно в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей, носят систематический характер и выплачиваются постоянно.
Не принятые к зачету излишне начисленные расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию являются элементами оплаты труда и подлежат включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-фЗ и не освобождаются от обложения на основании ст. 9 Закона N 212-ФЗ. (Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 г. N 3035-19.)
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.08.2014 согласно плану-графику проведения совместных выездных проверок на 2014 год вынесено решение о проведении выездной проверки от 18.08.2014 N 033/004/2649-2014 в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 12 муниципального образования город-курорт Геленджик, выставлено требование о представлении документов от 18.08.2014 N 033/004/2649-2014.
По окончании выездной проверки составлена справка о проведенной проверке от 28.08.2014 N 033/004/2649-2014, акт выездной проверки от 30.09.2014 N 033/004/2649-2014 и уведомление о вызове плательщика страховых взносов от 30.09.2014.
В ходе проведения проверки управлением выявлены нарушения п. 1 ст. 18, п.п. 1 и 2 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" - неуплата сумм страховых взносов в размере 136344,47 руб. в результате занижения базы для начисления страховых взносов на 479197,14 руб.
По мнению заявителя, заинтересованным лицом в необлагаемую базу неправомерно включены:
- компенсация удорожания стоимости питания, выплаченная на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края в сумме 241615 руб.;
- компенсационные выплаты за проезд, выплаченные на основании Решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.11.2006 N 286 в сумме 236390,88 руб.;
- пособие по временной нетрудоспособности Шилиной И.Н., не принятые к зачету Филиалом N 10 ГУ - КРО ФСС РФ.
Управление пришло к выводу, что учреждением нарушены пункт 1 статьи 7, пункт 1 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
По результатам акта выездной проверки вынесено решение от 31.10.2014 N 033/004/2649-2014 о привлечении учреждения по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 39608,52 руб.
Фонд направил учреждению требование от 19.11.2014 N 033/004/2649-2014 и предложил заинтересованному лицу уплатить имеющуюся задолженность в сумме 198042,91 руб. в срок до 30.11.2014 в добровольном порядке.
Учреждение требование не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда с заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований фонда.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что страхователями и плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
К таким выплатам относятся, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с предоставлением питания в случаях, установленных действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Кодекса) и компенсации (главы 24-28 Кодекса).
Заработная плата (оплата труда работника) в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, связанные с особыми условиями труда и согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации являющиеся элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Согласно пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями законодательных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
По мнению фонда, учреждение в нарушение пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ в состав сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, включило компенсацию удорожания стоимости питания, выплаченную на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края в сумме 31209,45 руб.; компенсационные выплаты за проезд, выплаченные на основании Решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.11.2006 N 286 в сумме 211694,08 руб.; компенсацию за найм жилья, выплаченную на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт от 25.11.2011 N 3022 в сумме 249000 руб.
Таким образом, согласно доводам Пенсионного фонда, в нарушение пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ учреждением занижена облагаемая база для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В апелляционной жалобе фонд указывает, что мера социальной поддержки, выплачиваемая педагогическим работникам в виде частичной компенсации удорожания стоимости питания, является составной частью заработной платы работника и подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами. Меры социальной поддержки в виде частичной компенсации удорожания стоимости питания педагогическим работникам не попадают под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод апелляционной жалобы, поскольку учреждение в 2012 году правомерно не включало в базу для начисления страховых взносов компенсационные выплаты стоимости питания педагогических работников из расчета сумма частичной компенсации стоимости питания, установленного законодательным актом субъекта Российской Федерации и решением законодательного органа местного самоуправления.
В пункте 2 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Из материалов дела следует, что ежемесячная денежная компенсация удорожания стоимости питания выплачивается педагогическим работникам за счет средств краевого бюджета, на основании Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2009 -2010 годы", постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.09.2008 N 757 -П "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Краснодарского края "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2006 -2010 годы", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011 -2015 годы", решения городской Думы города Краснодара от 27.11.2008 N 49 "О мере социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 N 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы" частичная компенсация удорожания стоимости питания педагогических работников установлена из расчета 11 руб. 50 коп. в день на одного педагогического работника. Кроме того, компенсация в размере 1,15 рублей в пределах норм, установленных органом местного самоуправления, установлена постановлением главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 28 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие образования в муниципальном образовании Кавказский район на 2011-2013 годы" и постановлением главы администрации муниципального образования Кавказский район от 21.01.2011 N 27 "О финансировании питания учащихся и педагогических работников в муниципальном образовании Кавказский район"), всего 12,65 рублей в день на каждого педагогического работника.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как верно установил суд первой инстанции, финансирование полномочий, предусмотренное названой частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Между тем, учреждение не учло в ходе проверки законодательный акт субъекта Российской Федерации и решение законодательного органа местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, и устанавливающее компенсацию стоимости питания педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы на территории края и района, из расчета в общей сумме 12,65 руб. в день на одного работника.
Названная льгота направлена на возмещение работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, что является компенсацией. Данные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами на основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у фонда отсутствовали правовые основания для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, доначисления учреждению страховых взносов, штрафа, пени, в результате невключения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов ежемесячной денежной компенсации удорожания стоимости питания, выплачиваемой педагогическим работникам.
Согласно п. 2 Мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии, молодежи и учащихся муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.11.2006 N 286 педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, творческим работникам муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии, медицинскому персоналу муниципальных учреждений здравоохранения, работникам муниципальных молодежных учреждений, зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, выплачивается ежемесячная денежная компенсация за проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщений (кроме такси) в пределах муниципального образования город-курорт Геленджик в сумме 200 рублей.
Во исполнение решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 25 октября 2011 года N 641 "Об установлении меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", руководствуясь статьей 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 20, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 года N 263-ФЗ), статьями 7, 10, 36, 66, 68 Устава муниципального образования город-курорт Геленджик, постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 25.11.2011 N 3032 "О Порядке предоставления меры социальной поддержки для отдельных категорий работников муниципальных учреждений образования, культуры и здравоохранения муниципального образования город-курорт Геленджик, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки для отдельных категорий работников муниципальных учреждений образования, культуры и здравоохранения муниципального образования город-курорт Геленджик, проживающих на территории муниципального образования город-курорт Геленджик".
Следовательно, учреждение обоснованно не начислило страховые взносы на сумму произведенных работникам выплат за проезд, выплаченных на основании Решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.11.2006 N 286 в сумме 154403,88 руб., поскольку указанные выплаты, основанные на законодательных актах представительных органов местного самоуправления, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что ежемесячные компенсационные выплаты на проезд обусловлены трудовыми отношениями, связаны с трудовой деятельностью, выплачивались работникам именно в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей, носят систематический характер и выплачиваются постоянно, подлежит отклонению. Данные выплаты были произведены в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали правовые основания для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, доначисления учреждению страховых взносов, штрафа, пени, в результате невключения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов ежемесячной денежной компенсации за найм жилья и проезд, выплачиваемой педагогическим работникам.
Следующим основанием для доначисления страховых взносов явились выводы проверяющих о занижении базы для исчисления страховых взносов на суммы не принятых территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации к зачету расходов страхователя на выплату пособий в сумме 1191,26 руб.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что не принятые к зачету излишне начисленные расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию являются элементами оплаты труда и подлежат включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-фЗ и не освобождаются от обложения на основании ст. 9 Закона N 212-ФЗ. (Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 г. N 3035-19.) Филиалом N 10 ГУ-КРО ФСС РФ предоставлена Справка от 11.06.2014 г. о результатах правильности расходов на выплату страхового обеспечения.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Полномочия Фонда для необходимых проверок обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 11 названного Закона.
Право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 года N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Факт временной утраты трудоспособности Шилиной И.Н в проверяемый период Фондом не оспаривается.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 624н).
С учетом изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Фонд необоснованно не принял к зачету вышеназванные листки нетрудоспособности.
Более того, Фондом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что недостатки в оформлении больничного листка влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
С 01.01.2010 вступил в силу пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, согласно которому страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Следовательно, сам по себе факт выдачи спорных листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению.
При этом в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
В силу ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции, с учётом положений ст. 215 АПК РФ, представленных в материалы дела документальных доказательств, правомерно установлено, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для взыскания с учреждения названной суммы задолженности, пени и штрафа.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии у заинтересованного лица обязанности по уплате спорной суммы задолженности, пени и штрафа, заявителем, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, суду представлено не было.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах законодательства.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 по делу N А32-46110/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46110/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Геленджике, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе-курорте Геленджике Краснодарского края
Ответчик: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N12 муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: МАОУ СОШ N 12