г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А56-56314/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Дороховой Н.Н.,
при участии:
от истца: Пчицкая Т.Ю., доверенность от 26.12.2014; Целиков Д.В., доверенность от 25.12.2014;
от ответчика: Буданова Е.Н., доверенность от 30.12.2014; Стрельмак А.В.; доверенность от 24.08.2015; Колосова С.А., доверенность от 30.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16976/2015) открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 мая 2015 года по делу N А56-56314/2013 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по иску публичного акционерного общества "Ленэнерго" (адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300)
к открытому акционерному обществу "Объединенная энергетическая компания" (адрес: Россия, 197376, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д.3, лит. Х, ОГРН 1027804911441)
о взыскании 125 385 392 рублей 58 копеек,
установил:
открытое (в настоящее время - "публичное") акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "ОЭК") 125 385 392 рублей 58 копеек неосновательного обогащения, образовавшегося вследствие неправомерной оплаты услуг по передаче электрической энергии за период с 01.07.2012 по 30.11.2012 в объеме заявленной мощности по двухставочному тарифу.
Решением от 18.05.2015 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ОАО "ОЭК" просит решение суда от 18.05.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Податель жалобы указал, что акты оказания услуг за период с 01.07.2012 по 30.11.2012 были подписаны без разногласий, в них указано, что ОАО "Ленэнерго" подтверждает выполнение ОАО "ОЭК" услуг в полном объеме с указанием объема электрической энергии, мощности и стоимости оказанных услуг. В предшествующие периоды регулирования: 2009, 2010, 2011 годы расчеты за услуги по передаче электрической энергии между истцом и ответчиком также производились по двухставочному тарифу. ОАО "Ленэнерго" не направляло уведомление об изменении порядка расчетов. На основании абзацев 18, 22 пункта 81 постановления Правительства РФ N 1178 за ОАО "ОЭК" сохранилось право требования оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии за 2012 год по действовавшему в предшествующем расчетном периоде двухставочному тарифу. Правомерность применения одноставочного тарифа для перерасчета и возврата оплаченной суммы истцом не доказана.
ПАО "Ленэнерго" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и заявило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в силу решения по делу N А56-38900/2013. Ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку в деле N А56-38900/2013 в основном имеет место спор о расчетах за 2013 год.
Удовлетворено ходатайство об изменении в деле наименования ОАО "Ленэнерго" на ПАО "Ленэнерго".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2015 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Ленэнерго" и ОАО "ОЭК" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 N 10-467.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора ОАО "ОЭК" обязуется оказывать ОАО "Ленэнерго" услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства от точек приема, указанных в приложении N 1 до точек отпуска, указанных в приложении N 2 к Договору, а ОАО "Ленэнерго" обязуется оплачивать эти услуги в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных Договором по индивидуальному тарифу, утвержденному для расчетов между ОАО "Ленэнерго" и ОАО "ОЭК" органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 6.16 договора предусмотрено определение стоимость услуг по передаче электрической энергии по заявленной мощности, указанной в приложении N 4.1 к договору.
Платежными поручениями от 15.08.2012 N 2392, от 24.08.2012 N 1931, от 14.09.2012 N 1278, от 25.09.2012 N 2412, от 15.10.2012 N 1551, от 25.10.2012 N 3177, от 15.11.2012 N 1889, от 04.12.2012 N 3420, от 17.12.2012 N 306 и от 27.12.2012 N 3568 ОАО "Ленэнерго" оплатило оказанные услуги по передаче электрической энергии, исходя из величины заявленной мощности.
ОАО "Ленэнерго" считает, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) порядок расчетов, установленный в пункте 6.16 договора (в части применения заявленной мощности), вступил в противоречие с императивной нормой пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), который должен применяться сторонами независимо от согласованного ранее порядка определения стоимости оказанных услуг. Полагая, что вследствие не обоснованного применения при расчетах пункта 6.16 договора ОАО "ОЭК" без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело денежные средства в размере 125 385 392 рублей 58 копеек, ОАО "Ленэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение, и отказал в иске руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 3, пунктами 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию в порядке, определенном Основами ценообразования в области регулирования тарифов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
В соответствии с абзацем 1 пункта 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно абзацам 11 - 13 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: - двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; - одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Согласно абзацами 15 - 19 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 до 31.12.2012 для расчетов за услуги по передаче электроэнергии по электросетям территориальных сетевых организаций гарантирующие поставщики, действующие в интересах потребителей (за исключениями, установленными в данном пункте Основ ценообразования), имели право самостоятельно выбирать вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования тарифных решений. При отсутствии указанного уведомления расчеты должны производиться по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. Иное допускалось по взаимному соглашению сторон. Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, начиная с 01.01.2013 применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями (абзац 17 пункта 81 Основ ценообразования N 1178).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения на розничном рынке электроэнергии, внесены изменения, в том числе в порядок расчета объема обязательств по передаче электроэнергии. Согласно пункту 15 (1) Правил N 861, пункту 81 Основ ценообразования по новым правилам обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг. Стоимость услуг зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и тарифа на эти услуги. Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на данные услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления электроэнергии и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе).
Пунктом 81 Основ ценообразования N 1178 за гарантирующими поставщиками до конца 2012 года сохранено право выбора варианта тарифа на период регулирования. С 2013 года гарантирующие поставщики для услуг по передаче электроэнергии должны применять тарифы, выбранные обслуживаемыми ими потребителями. Двухставочный тариф может быть выбран только в том случае, если энергопринимающие устройства оборудованы интервальными приборами учета.
Таким образом, новыми правилами расчетов за услуги по передаче электроэнергии предусмотрен расчет объема услуг по величине фактической мощности (при применении двухставочного тарифа) и расчет сетевой организации с гарантирующим поставщиком в том же порядке, в котором с последним рассчитывается конечный потребитель электроэнергии.
Постановление Правительства РФ N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
В то же время, из абзаца 5 пункта 15 (1) Правил N 861, введенного Постановлением N 442, в единстве с вышеуказанными нормами Основ ценообразования N 1178, следует, что в правоотношениях между гарантирующими поставщиками, действующими в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, и сетевыми организациями новые правила расчетов вводились в обязательном порядке с 01.01.2013, их применение поставлено в зависимость от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа). До этой даты действовали прежние правила, если стороны не договорились об ином. Сетевая организация не вправе требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Такой вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 2620/2014 и в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 04.03.2015.
Хотя указанная судебная практика выработана относительно расчетов, связанных с применением пункта 15 (1) Правил N 861 между сетевыми и энергосбытовыми организациями, она служит ориентиром для судов и при определении размера платы за передачу электрической энергии в 2012 году между смежными сетевыми организациями. К тому имеются следующие основания.
Определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 Правил N 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования). В соответствии с пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Сетевые организации оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
Как следует из Правил N 1178, принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования, пункт 20 Методических указаний N 20-э/2). Искусственное создание ситуации, влекущей убытки, к таким случаям не относится.
В пункте 2 Основ ценообразования содержится определение понятия "период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы). В течение периода регулирования не допускается искусственное изменение сторонами базовых величин для расчета ставок тарифов исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения.
Образовавшийся вследствие вступления в силу пункта 15 (1) Правил N 861 дисбаланс распределения НВВ должен был быть ликвидирован путем выбора ОАО "Ленэнерго" варианта тарифа на период регулирования. ОАО "Ленэнерго" не направило ОАО "ОЭК" уведомление о выборе тарифа, вследствие чего расчет стоимости услуг необоснованно выполнен по тарифу, который в том же периоде регулирования был существенно ниже экономически обоснованной цены для пары ОАО "ОЭК" - ОАО "Ленэнерго", ведет к значительным убыткам и, как следствие, может повлечь необоснованный рост тарифов на последующие периоды, что противоречит принципам государственного регулирования цен (абзац 9 пункта 1 статьи 6, абзацы 2, 3 пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Требование об оплате услуг по цене, которая не была рассчитана на существовавшие базовые величины для расчета ставок тарифов, может быть квалифицировано как злоупотребление правом в случае, если оно направлено исключительно на обход правовых норм о государственном регулировании цен и подрыв баланса интересов смежных сетевых организаций. В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление стороной спора правом лишает ее судебной защиты.
Соответствующая правовая позиция выражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2015 N 307-ЭС14-4622.
Из материалов дела не следует, что между сетевыми организациями и органом тарифного регулирования было достигнуто соглашение относительно перехода на новый порядок расчетов досрочно до завершения периода регулирования или на следующий период. Следовательно, цена иска необоснованно исчислена по тарифу, который не должен применяться для существующих базовых величин.
При указанных обстоятельствах следует признать, что за период с 01.07.2012 по 30.11.2012 услуги оплачены по двухставочному варианту тарифа а объем определен по величине заявленной мощности правильно. В удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять к использованию в деле изменение наименования открытого акционерного общества "Ленэнерго" на публичное акционерное общество "Ленэнерго".
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2015 по делу N А56-56314/2013 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ПАО "Ленэнерго" (место нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН: 1027809170300) в пользу ОАО "Объединенная энергетическая компания" (место нахождения: 197022, г. Санкт-Петербурга, ул. Инструментальная, д. 3, лит. Х, ОГРН: 1027804911441) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56314/2013
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: ОАО "Объединенная энергетическая компания"