Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф09-9654/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А07-16194/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишко О.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралпромснаб" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2015 по делу N А07-16194/2014 (судья Асадуллина С.Х.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Уралпромснаб": Полянский С.Е. (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ о назначении ликвидатора).
Муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводного - канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Уфаводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Уралпроснаб" (далее - ООО "Уралпромснаб", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 2595250 руб., пени 1 307 руб. 57 коп. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2015 (резолютивная часть объявлена 30.03.2015) исковые требования удовлетворены в полном объеме, а также с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 35 982 руб. 78 коп. (т.1, л.д.59-66).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Уралпромснаб" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, ответчик должен перечислить требуемую сумму в адрес истца только при увеличении мощности пропускной способности сети.
От МУП "Уфаводоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, истцом представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
С учетом мнения ответчика, в соответствии со ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя истца.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных в дело документов, ООО "Уралпромснаб" является правопреемником ООО "СтройТрест N 4" в силу передаточного акта от 20.06.2012, договора о присоединении от 09.02.2012, в результате реорганизации в форме присоединения, сведения о прекращении деятельности ООО "СтройТрест N 4" внесены в реестр 06.08.2012 (т. 1, л. д. 76-83, л. д. 112-128, 146-156).
Между МУП "Уфаводоканал" и ООО "СтройТрест N 4" был заключен договор N 108262 от 19.02.2009 (т. 1, л. д. 20-23) на оказание услуг по подключению к централизованным системам водоснабжения и водоотведения городского округа г. Уфа РБ, строящегося и (или) реконструируемого объекта: "Многоэтажный жилой дом по ул. Менделеева в Советском районе г. Уфы" (далее - Объект).
В силу пункта 1.1. договора плательщик принял на себя обязательство внести плату за подключение строящегося и (или) реконструируемого им объекта к централизованной системе водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа Республика Башкортостан, а МУП "Уфаводоканал" - обеспечить заявленную потребность по водоснабжению и водоотведению.
Согласно пункту 1.3. договора размер платы за подключение объекта составил 3 050 250 руб. из расчета 26 250 руб. за 1 куб.м. в сутки подключаемой потребности (116,2 куб. м. в сутки).
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2., 3.1.1. договора плательщик принял на себя обязательство вносить предоплату за подключение, в соответствии с графиком до ввода объекта в эксплуатацию и подключения его к централизованным системам водоснабжения и водоотведения не позднее 15 числа расчетного месяца, путем перечисления указанных средств на специальный расчетный счет истца, указанный в договоре.
Согласно пункту 2.1. договора установлен график перечисления платы за подключение: с марта 2009 года по сентябрь 2009 года - 30 500 руб. ежемесячно; с октября 2009 года по январь 2010 года - 45 750 руб. ежемесячно; с февраля 2010 года по май 2010 года - 76 250 руб. ежемесячно; с июня 2010 года по апрель 2011 года - 195 730 руб. ежемесячно; за май 2011 года - 195 720 руб.
График оплаты стороны согласовали в дополнительном соглашении N 1 от 05.05.2012 г. к договору: с мая 2012 года по август 2012 года - 275 000 руб. ежемесячно; с сентября 2012 года по ноябрь 2012 года - 375 000 руб. ежемесячно; за декабрь 2012 года - 370 250 руб. (т. 1, л. д. 24).
Ответчиком, во исполнение обязательств по договору, перечислены денежные средства на расчетный счет истца в размере 455 000 руб., платежными поручениями N 16 от 01.04.2009 на сумму 61 000 руб., N 23 от 19.06.2009 на сумму 30 500 руб., N 32 от 07.10.2009 на сумму 122 000 руб., N 36 от 05.11.2009 на сумму 91 500 руб., N 37 от 26.05.2010 на сумму 150 000 руб., всего на сумму 450 000 руб. (т. 2, л. д. 24-28).
Истец письмом от 13.02.2009 исх. N 13-14/17 направил технические условия для подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объекта с расходом воды 116,2 куб.м./сут. (т. 2, л. д. 30).
Поскольку плательщиком ООО "СтройТрест N 4" перечисление денежных средств в установленные договором сроки не производилось, в результате образовалась задолженность с мая 2012 года по декабрь 2012 года, размер которой составил 2 595 250 руб.
Неисполнение ответчиком своих обязательств послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом обязательства по договору N 108262 от 19.02.2009 на оказание услуг по подключению к централизованным системам водоснабжения и водоотведения городского округа г. Уфа РБ, строящегося и (или) реконструируемого объекта: "Многоэтажный жилой дом по ул. Менделеева в Советском районе г.Уфа" исполнено надлежащим образом (т. 2, л. д. 41-46), ответчиком доказательств оплаты за предоставленные услуги в материалы дела не представлено.
Данные выводы суда являются правильными.
В силу части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частями 2, 4, 5 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные услуги публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, установлен Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Договор о подключении согласно пункту 5 Правил N 360 является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N 360 заключения и исполнения публичных договоров определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Согласно статье 1 и части 2 статьи 12 Закона N 210-ФЗ размер платы за подключение является регулируемой ценой (пункт 1 абзаца 2 статьи 424 ГК РФ).
Поэтому плата за подключение может взиматься только в случаях и в размере, предусмотренных законом.
В части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского округа г. Уфа определены в "Программе комплексного развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009 - 2025 годы", утвержденной Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 25.12.2008 N 11/9 (ред. от 20.12.2012), опубликованной в издании "Вечерняя Уфа", N 1(11149), 03.01.2009 (далее - Программа).
Целями и задачами указанной программы являются обеспечение развития города Уфы необходимыми мощностями по водоснабжению и водоотведению при улучшении качества оказываемых услуг
Согласно программе МУП "Уфаводоканал" обслуживает централизованную систему питьевого водоснабжения и водоотведения.
Развитие города осуществляется в соответствии с Генеральным планом, реализация которого рассчитана до 2025 года. Строительство нового жилья, социально-культурных и промышленных объектов требует постоянного развития систем водоснабжения и водоотведения, увеличения мощности сооружений, модернизации и совершенствования технологий водоподготовки и очистки сточных вод, повышения надежности и бесперебойности работы систем водоснабжения и водоотведения. При этом необходимо обеспечить соответствие качества воды постоянно возрастающим санитарным и экологическим требованиям. Строительство новых объектов не должно ухудшать существующие условия водоснабжения и канализации имеющихся потребителей.
Обеспечение развития города при постоянном улучшении качества оказываемых коммунальных услуг требует реализации и финансирования мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа до 2025 года.
Для обеспечения развития централизованного водоснабжения города в соответствии с утвержденным Генеральным планом необходимо:
1. Расширение двух и реконструкция трех инфильтрационных водозаборов.
2. Реконструкция пяти насосных станций 2-го и 3-го подъемов.
3. Строительство двух новых насосных станций.
4. Строительство новых и замена существующих магистральных водоводов более 90 км с увеличением их диаметра и пропускной способности.
5. Расширение резервуарного парка и строительство резервуаров на пяти водопроводных площадках.
6. Реконструкция систем обеззараживания и строительство сооружений глубокой очистки и эффективных систем обеззараживания, с целью повышения барьерной роли в отношении техногенных и микробиологических загрязнений на пяти водопроводах.
Планируемые мероприятия отражены в разделе "Водоснабжение" Программы.
Указанная модернизация необходима для выполнения задач, обеспечивающих повышение санитарной, технологической, экологической надежности существующих систем водоснабжения и водоотведения:
- обеспечение новой застройки города системами водоснабжения и водоотведения в соответствии с установленными стандартами и экологическими требованиями;
- обеспечение системами водоснабжения и водоотведения микрорайонов, планируемых на месте сноса ветхого жилья;
- ликвидация дефицита мощности сооружений по очистке сточных вод, обеспечение современных технологий обработки и утилизации осадка, доведение качества очистки сточных вод до нормативных требований;
- обеспечение качества питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями;
- повышение экологической, санитарной и технологической надежности систем водоснабжения и водоотведения;
- повышение эффективности производства и качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению.
В целях реализации программы комплексного развития разрабатывается и утверждается инвестиционная программа по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения МУП "Уфаводоканал". Одним из источников финансирования мероприятий Инвестиционной программы является плата за подключение.
Объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы комплексного развития, определен в "Инвестиционной программе по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения МУП "Уфаводоканал" на 2009 - 2011 годы", утвержденной Решением Совета городского округа г. Уфа РБ N 11/10 от 25.12.2009.
Одним из источников финансирования мероприятий инвестиционной программы является плата за подключение, перечисляемая застройщиками по договорам о подключении.
Реализация мероприятий, предусмотренных в данных программах, необходима для оказания услуг по подключению к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов жилищного и промышленного строительства городского округа г.Уфа РБ и направлена на обеспечение подачи дополнительных объемов воды, повышения надежности и бесперебойности водоснабжения указанного района; прекращение сброса неочищенных стоков в р. Белая. Повышение качества очистки сточных вод, решение вопроса обработки и утилизации осадка, улучшение экологической ситуации, обеспечение требований экологического законодательства, обеспечение города необходимой мощностью по водоснабжению и водоотведению объектов нового строительства и реконструкции при надлежащем качестве питьевой воды, надежности и бесперебойности оказания услуг, улучшение экологической ситуации.
В силу с пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 3.2. договора истец принял на себя обязательство на подключение объекта "Многоэтажный жилой дом по ул. Менделеева в Советском районе г. Уфы" в соответствии с выданными техническим условиями N 13-14/17 от 03.02.2009, согласованной проектно-сметной документацией и настоящим договором в срок не позднее 30 дней с момента письменного обращения плательщика, с предоставлением исполнительной документации по прокладке наружных сетей водоснабжения и канализации.
03.08.2012 построенный ООО "СтройТрест N 4" объект капитального строительства "Многоэтажный жилой дом по ул. Менделеева в Советском районе г. Уфы" введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU 03308000-41-ЖА (т.2, л.д. 45-46). Адрес объекта - г. Уфа, Советский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Менделеева, 145.
15.10.2012 между истцом и ООО "Дом" оформлен протокол изменения условий договора N 1392 от 13.02.2008 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод: в список объектов, подключенных к городским сетям водоснабжения и канализации, включен объект по ул. Менделеева, д. 145, г. Уфа. Изменения в договор N 1392 от 13.02.2008 внесены на основании письма ООО "Дом" N 22 от 29.08.2012 (т. 2, л.д. 44).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83).
Согласно пункту 2 Правил N 83 к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Сети инженерно-технического обеспечения подразумевают под собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В пункте 11 Правил N 83 указано, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
В силу пункта 14 Правил N 360 размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 940);
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Действующее законодательство на дату заключения спорного договора предусматривало обязательность внесения платы за подключение в виде расчетного тарифа в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения требуется создание или реконструкция такой сети. При этом реконструкция должна включать в себя мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей. А эти мероприятия должны содержаться в инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
Если эти условия взимания платы отсутствуют, подключение должно осуществляться без взимания платы, а в заключении договора на подключение без взимания платы не может быть отказано. Этот подход обусловлен необходимостью соблюдения баланса экономических интересов участников правоотношений и обеспечения доступности строительства новых объектов.
Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 67, водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 25.12.2008 N 11/10 утвержден тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения городского округа г. Уфа РБ в размере 22,25 тыс. руб. за 1 куб. метр воды (без учета НДС).
Соответственно, плата за подключение в размере 2 595 250 руб. по договору N 108262 перечисляется ответчиком за осуществление МУП "Уфаводоканал" мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности централизованных систем водоснабжения и водоотведения ГО г.Уфа РБ как совокупности имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения потребителей данного муниципального образования.
Анализ вышеизложенных положений программ позволяет установить, что соответствующие положения направлены на развитие систем водоснабжения и водоотведения города Уфа, а не отдельных частей инженерно-технического обеспечения. Ответчик, являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру, обязан нести затраты на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения.
Денежные средства, предусмотренные договором в качестве платы за подключение, будут направлены истцом на осуществление мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, коммунальной инфраструктуры общегородского значения в городе Уфа и их неполучение повлечет невозможность исполнения социально-значимых мероприятий для города, составляющих уставную деятельность истца, а, следовательно, и возможный срыв программы.
В спорный период в городе Уфа не урегулированы вопросы компенсации предприятиям коммунального комплекса затрат, понесенных ими при новом строительстве и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для обеспечения потребностей строящихся объектов капитального строительства, достижения баланса интересов потребителей коммунальных услуг и самих предприятий коммунального комплекса, а также для соблюдения доступности услуг и эффективности функционирования предприятия инвестиционная программа предусматривает привлечение денежных средств путем введения механизма платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей городского округа. Установление тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения и надбавок к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей необходимо для реализации инвестиционной программы.
Истцом ответчику предоставлялась рассрочка платежа, то есть истцом предпринимались меры к наибольшему учету имущественных интересов ответчика, однако, ответчиком максимально возможных и добросовестных мер по исполнению принятого обязательства не осуществлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец обязательства по договору N 108262 от 19.02.2009 г. на оказание услуг по подключению к централизованным системам водоснабжения и водоотведения городского округа г. Уфа РБ, строящегося и (или) реконструируемого объекта: "Многоэтажный жилой дом по ул. Менделеева в Советском районе г. Уфы" исполнил надлежащим образом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Доказательств оплаты в полном объеме за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения ГО г.Уфа РБ ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Истцом заявлено требование о взыскании пени согласно условиям договора.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4.2 договора N 108262 от 19.02.2009 предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы платежа за каждый день просрочки до момента выполнения своих обязательств.
Поскольку условиями спорного договора предусмотрена ответственность плательщика за несвоевременное перечисление денежных средств, указанных в пункте 2.1. договора, что не противоречит требованиям статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности взыскания с ответчика пени в размере 1 307 руб. 57 коп.
Период начисления и расчет неустойки судом апелляционной инстанции проверены, являются верными и не подлежат критической оценке.
Наличие инвестиционной программы, направленной на расширение (модернизацию коммунальной инфраструктуры, к которой присоединяются сети строящегося (реконструируемого) объекта, утвержденных тарифов на подключение и сам факт присоединения сетей этого объекта являются основанием для взимания платы за подключение.
Данные выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованным, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании изложенного выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2015 по делу N А07-16194/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралпромснаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16194/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф09-9654/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УФАВОДОКАНАЛ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "СтройТрест N4", ООО "УРАЛПРОМСНАБ"
Третье лицо: МИФНС N 40 по РБ, ООО "Уралпромснаб", управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление ФНС РФ по Свердловской области