г. Вологда |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А13-2093/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "Онегалеспром" представителя Леоненко О.В. по доверенности от 20.10.2014 N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 июня 2015 года по делу N А13-2093/2015 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Онегалеспром" (место нахождения: 162900, Вологодская область, город Вытегра, Ленинградский тракт, дом 26; ИНН 3508003230, ОГРН 1023502089467; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; ИНН 3525141575, ОГРН 1043500072230; далее - Управление), оформленного письмом от 29.12.2014 N 05-08/7798, об отказе в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 02.06.2015 признано незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) решение Управления об отказе в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду, оформленное письмом от 29.12.2014 N 05-08/7798. Суд возложил на Управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Управление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд не принял во внимание позицию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенную в письме от 15.12.2014 N ОД-06-01-31/20339, а также постановление Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П. Хозяйствующие субъекты обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Не могут рассматриваться требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду, что исключает основания для возврата денежных средств из бюджетов Российской Федерации. Общество подтверждает факт размещения отходов. На основании статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение (далее - ПНООЛР) отходов в целях уменьшения количества их образования. В приложении к документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданному 24.01.2011, в качестве отходов 5-го класса опасности заявлены отходы сучьев, ветвей от лесоразработок (код по ФККО 1730010101005) и древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО 1711200001005). Вышеуказанные виды отходов размещаются на собственном объекте размещения - делянке. Согласно отчетам формы 2-ТП (отходы) Общество в 2011, 2012, 2013 годах размещало отходы на собственных объектах размещения (хранение, захоронение) отходов. Поэтому правовых оснований для удовлетворения требований у суда не имелось.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление направило в суд ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением от 24.10.2014 N 1458 о возврате ранее уплаченных денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду за 2011-2013 годы в размере 237 955 руб. на основании корректирующих расчетов, указав, что не занимается размещением отходов и не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В подтверждение Общество представило корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011-2013 годы, технологические карты за эти же годы, инструкцию по методам и способам снижения негативного влияния на окружающую среду в процессе ведения хозяйственной деятельности на территории аренды лесных участков от января 2010 года.
Управление направило запрос в Росприроднадзор по вопросу возможности возврата платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в виде порубочных остатков.
В письме от 15.12.2014 N ОД-06-01-31/20339 Росприроднадзор указал на отсутствие оснований для возврата денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за размещение отходов в виде сучьев и ветвей от лесоразработок, поскольку хозяйствующие субъекты размещали отходы на собственных объектах размещения (хранение, захоронение) отходов, объектом размещения отходов является открытая площадка с грунтовым покрытием.
Получив от Управления отказ в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, в частности, по контролю за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" за Росприроднадзором закреплен источник доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что Управление является уполномоченным органом для принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела видно, что Управление, отказывая Обществу в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду, сослалось на осуществление им деятельности по размещению отходов производства и потребления.
Вместе с тем такой отказ обоснованно признан судом первой инстанции не соответствующим требованиям закона.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190; далее - Указания).
Согласно пункту 1 Порядок N 632 данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Указаний плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
По правовому смыслу статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в статью 1 Закона N 89-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно межгосударственному стандарту "Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения" (ГОСТ 17462-84), утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 14.12.1984 N 4436, устанавливающему термины и определения на продукцию лесозаготовительной промышленности, к отходам лесозаготовок относятся древесные остатки (вершины, сучья, ветви, откомлевки, немерные отрезки и обломки хлыстов, кора, хвоя, листья, опилки), образующиеся при валке деревьев, очистке их от сучьев, раскряжевке хлыстов, разделке долготья и окорке сортиментов.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору с сфере природопользования от 18.07.2014 N 445, порубочные остатки (отходы сучьев, ветвей) являются отходами от лесоразработок и входят в категорию отходов производства.
Из материалов дела видно, что Общество заключило с Департаментом лесного комплекса Вологодской области договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 02-02-16/267-2008, расположенного в Вытегорском муниципальном районе, в целях рубки лесных насаждений.
Суд установил, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности Общества, связанной с лесозаготовкой, образуются отходы 5 класса опасности (сучья, ветви), что подтверждается отчетами по форме 2-ТП (отходы), расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с технологическими картами разработки лесосек Общество производит укладку в кучи и валы порубочных остатков в волоках с целью их уплотнения трелевочными тракторами одновременно с заготовкой, разбрасывает измельченные остатки по пасекам. Указанные отходы не транспортируются на полигон твердых бытовых отходов по договорам возмездного оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, а остаются на лесосеках.
В силу части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Применительно к настоящему делу следует, что по условиям договора аренды Общество обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором, в том числе соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины, предусмотренные действующими Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства.
В соответствии со статьей 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 N 22883), установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
В порядке пункта 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
В силу подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Технологические карты разрабатываются лесопользователем- арендатором лесного участка в соответствии с условиями заключенных договоров аренды и проектом освоения лесов.
В рассматриваемом случае технологические карты Общества определяют способы очистки лесосеки: укладку порубочных остатков на волоках и приминку трактором одновременно с заготовкой, разбрасывание измельченных остатков по пасекам.
В подтверждение своих доводов Общество также представило в суд первой инстанции заключение специалиста от 24.04.2015, согласно которому при условии своевременной очистки мест рубок способами, регламентированными действующим законодательством Российской Федерации, порубочные остатки положительно влияют на сохранность почвы, ее химизм, способствуют улучшению лесовосстановительных процессов, повышению продуктивности лесов и сохранению биологического разнообразия, то есть не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Укладка порубочных остатков на волоки оказывает положительное влияние на сохранность почвы и обеспечивает дополнительным питанием лесовосстанавливающуюся растительность на трелевочных волоках. Укладка и оставление на перегнивание на месте рубки порубочных остатков будет способствовать увеличению в почве элементов питания, возобновлению леса и поддержанию численности животных.
Доводы заявителя и представленные им документы Управление не оспорило.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае порубочные остатки не могут быть отнесены к категории отходов, за размещение которых предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Объективных доказательств, свидетельствующих об осуществлении заявителем деятельности по размещению отходов производства и потребления, включая хранение и захоронение, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, Управление в суд не представило, в материалах дела не имеется.
Ссылки подателя жалобы на квалификацию мест рубок в качестве открытых площадок с открытым грунтом не принимаются апелляционным судом во внимание. Данные доводы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 36 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 185, трелевочные волоки являются технологическими коридорами, прорубаемыми в лесах при проходных рубках.
Как правомерно указал суд, основания для отнесения лесосек и трелевочных волоков к участкам недр, специально оборудованным сооружениям, предназначенным для изоляции отходов в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, подлежащим включению в государственный реестр объектов размещения отходов, у Управления отсутствовали. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение само по себе не возлагает на Общество обязанность по внесению рассматриваемой платы за негативное воздействие на окружающую среду при отсутствии хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, виды которого перечислены в статье 16 Закона N 7-ФЗ.
Оснований не согласиться с данными выводами у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 июня 2015 года по делу N А13-2093/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2093/2015
Истец: ЗАО "Онегалеспром"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Вологодской области