01 декабря 2015 г. |
Дело N А13-2093/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Онегалеспром" Леоненко О.В. (доверенность от 20.10.2014),
рассмотрев 01.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2015 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-2093/2015,
установил:
Закрытое акционерное общество "Онегалеспром" (место нахождения: Вологодская обл., г. Вытегра, Ленинградский тракт, д. 26; ОГРН 1023502089467; ИНН 3508003230; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - Управление), оформленного письмом от 29.12.2014 N 05-08/7798, об отказе в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 11.06.2015 заявление удовлетворено, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для возврата Обществу уплаченных им платежей не имеется.
В судебном заседании представитель Общества просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2011 года по 4 квартал 2013 года Общество уплатило 237 955 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов от лесозаготовок (порубочных остатков).
Указав, что им не осуществляется деятельность по размещению отходов производства и потребления, которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, Общество письмом от 24.10.2014 обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей в указанной сумме, а также представило корректирующие расчеты платежей за данный период.
Управление отказало заявителю в возврате платежей, сославшись на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.12.2014 N ОД-06-01-31/20339, согласно которому хозяйствующие субъекты, размещая при лесоразработках отходы сучьев и ветвей, обязаны в установленном порядке исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Решение об отказе оформлено письмом от 29.12.2014 N 05-08/7798.
Полагая, что решение Управления об отказе в возврате излишне уплаченных платежей является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что размещение порубочных остатков на лесных участках при лесозаготовке не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 N 632 - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2011 года по 4 квартал 2013 года Общество уплатило 237 955 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов от лесозаготовок (порубочных остатков).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Особые требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 названного Федерального закона.
В данном случае суд первой инстанции пришел к выводу о неосуществлении Обществом деятельности по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Судами установлено, что Общество в соответствии с договором от 12.11.2008 N 02-02-16/267-2008 аренды лесного участка, заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, осуществляет заготовку древесины в Вытегорском муниципальном районе. Согласно отчетам по форме 2-ТП (отходы), расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в процессе лесозаготовки образуются порубочные остатки (сучья, ветви), относящиеся к отходам 5 класса опасности.
Правила заготовки древесины утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 53 Правил организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек, в частности, указывается способ очистки от порубочных остатков.
Согласно пункту 61 Правил одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины проводится очистка мест рубок от порубочных остатков, осуществляемая следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
В силу подпункта "и" пункта 13 Правил при заготовке древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные технологической картой разработки лесосеки.
Как установлено судами и не оспаривается подателем жалобы, в соответствии с технологическими картами разработки лесосек Общество производит укладку в кучи и валы порубочных остатков в волоках с целью их уплотнения трелевочными тракторами одновременно с заготовкой, разбрасывает измельченные остатки по пасекам. Указанные отходы не транспортируются на полигон твердых бытовых отходов по договорам возмездного оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, а остаются на лесосеках.
Приняв во внимание отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих об осуществлении заявителем деятельности по размещению отходов производства и потребления, включая хранение и захоронение, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, суды пришли к выводу о неправомерном отнесении Управлением порубочных остатков к категории отходов, за размещение которых предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом суды исходили из того, что согласно представленному в материалы дела заключению специалиста от 24.04.2015 при условии своевременной очистки мест рубок способами, регламентированными действующим законодательством, порубочные остатки положительно влияют на сохранность почвы, ее химизм, способствуют улучшению лесовосстановительных процессов, повышению продуктивности лесов и сохранению биологического разнообразия, то есть не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.
Укладка порубочных остатков на волоки оказывает положительное влияние на сохранность почвы, обеспечивает дополнительным питанием растительность на трелевочных волоках; оставление на перегнивание на месте рубки порубочных остатков способствует увеличению в почве элементов питания, возобновлению леса и поддержанию численности животных.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили заявление, признав оспариваемое решение Управления незаконным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу N А13-2093/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.